Найти в Дзене

Как рисование влияет на развитие речи

Оглавление

Рисование

Оксана: - Добрый день. Мы сегодня хотим с вами поговорить о изобразительном искусстве. Как изобразительное искусство влияет на развитие речи. Что в него входит? Расскажем, как нужно ребенку начинать рисовать, из чего лепить и делать аппликации.

Ирина :- Да, рисование – это очень важная вещь в развитии речи. Как само по себе рисование, так и с целью научения говорения, оречевления того, что ты произносишь. Поэтому довольно часто мы в своей работе используем всевозможные рисовательные приёмы. И логопед может рисовать, или мама, и ребёнок должен рисовать. И всё это будем проговаривать, тем самым развивая речевую функцию.

Оксана: - Как ребенок начинает рисовать

Ирина: - Чтобы ребенок хотел рисовать, а потом уже и умел рисовать, нужно не напугать его этим процессом, нужно хвалить и не заставлять. Лучше, как обычно, соблазнять. «Смотри, что я могу, а ты так можешь?». И он вовлечётся в процесс, а дальше уже художественные школы, училища, выставки, и тд.

Оксана: - ребёнок начинает сразу рисовать деревья, людей или нет?

Ирина: - Нет, сначала 90% детей рисуют круги. Объясняется это довольно просто. Процессы возбуждения и торможения, то есть нервные импульсы, сменяющие друг друга в руке, ещё пока не нормализованы. Ребёнок берёт карандаш и он не может остановиться. То есть, когда мне говорят, что он рисует линии. Я говорю: «покажите», а ребёнок делает «каля-маля». Это не линия. Линия, она начинается и кончается. А у него просто очень вытянутые круги и он не может остановить свою руку, потому что торможение ещё не работает. И этому мы его будем учить. Очень редко, один из десяти будет рисовать сначала линии и только потом будет учиться рисовать круги, когда уже карандаш будет держать правильно. В большинстве случаев «каля-маля» – это начало живописи. Сразу скажу, как логопеда, меня больше интересует рисование карандашами, чем красками. Краски – это творчество, это цветовосприятие, цветопередача. Это уже серьёзные вещи, это не ко мне. А нам в нашей работе важнее, чтобы ребёнок рисовал силуэтом, чтобы он мог обозначить нарисованный предмет. Поэтому это лучше делать карандашами. Почему, еще кстати, дети не любят рисовать? Потому что ребёнку дали сразу карандаш, сказали: «давай нарисуем солнышко», и дали ему жёлтый. Светлые цвета на бумаге плохо рисуют, приходится сильно давить, а у ребёнка нет силёнок, чтобы надавить. Дайте ребёнку один карандаш, очень-очень мягкий, или же один фломастер, нормальный маркер. То есть рисовательный предмет должен быть легко нажимаемым. Нет у них ещё пока сил, не умеют они дозировать давление руки на бумагу, поэтому пускай это будет что-то легко пишущее, а не карандаш двойной твёрдости.

Оксана: — Это для детей начинающих, только для малышей. Затем после того, как вы уже привили любовь к рисованию, то есть у него появилось желание рисовать что-то, моя рекомендация такая - необходимо использовать трехгранные карандаши. Они как раз сделаны под руку ребенка, чтобы он не просто рисовал, а правильно ставил руку. И почему лучше карандашами рисовать? Потому что, нам нужен нажим. А когда есть нажим, у нас тренируется моторика. Фломастером легко, без всякого нажима, можно сделать красивую линию. А карандашом надо потрудиться, нужно приложить усилия, чтобы рука была сильнее.

Ирина: - Как мы приходим к тому, что ребёнок от безудержного рисования кругов вытянутых приходит всё-таки к начертанию линий? Рисует мама. На самом деле, ребёнок сам вообще ничего не может. Он даже не знает, как карандаш держать правильно и какой стороной. Поэтому мама берёт и вместе с ним садится, берёт его руку, помогает, даёт название тому, что там примерно получилось. Какая каляка-маляка, где какие зубы нарисовать, хвост добавить, чтобы получился зелёный крокодил. Не стесняйтесь, берите его руку в свои руки. Точно так же, как все движения детского тела изначально неточные, непонятные и не получаются. И мы помогаем его телу и подпрыгивать, и приседать, учим его своими руками. Я обычно рекомендую рисовать (солнышко, тучка, дождик, дорога, железная дорога), что можно, рисуя проговаривать каждую линию. То есть, каждое свое движение на рисунке проговариваем: «Это тучка, это дождик - кап кап кап, это дорога». Это полезно не только речевым логопедическим детям, это полезно всем детям, потому что соотнесение говорения с движением руки в дальнейшем обеспечивает нам письменную речь.

Как одобрять ребенка за его успехи

Оксана: - ребенок должен рисовать по определенным правилам или как видит, как художники?

Ирина: - Ой, ну сначала они видят вообще по-другому. Ребенок каляку-маляку нарисовал. «Мама, смотри». Мама такая: «боже, что это?». Ни в коем случае не говорите, «да нет, да фу». Обязательно одобряем, иначе художником не станет. А всё, что вам нужно, это взять у него зелёный карандаш и сказать: «В принципе, ты прав, это хвостик, четыре лапки». В следующий раз ребенок сам вспомнит, что вот эта каляка-маляка должна иметь хвост и четыре лапки, и уже будет больше похоже на крокодила. А мама в следующий раз добавит глазки, и так ребёнок будет постепенно улучшать. Но фактически, да, они видят мир совсем по-другому, не так, как мы. Они видят мир как художники-импрессионисты.

Ирина: - Так чем рисование помогает речи? Это очень важно для моториков, которые не очень любят говорить. Добавьте ему рисование. И он пока рисует этот дом, пока он каждую стену нарисует, пока он разукрашивает, еще 200 раз спросите, и он вам будет называть и закреплять эти самые слова. Помните, мы говорили, что у моториков необходимо очень много повторов, чтобы он сам вспоминал и произносил. «И что это у нас тут получается? Дом. А это чей дом? Мышь. А это норка или дом? Дом». И вот он тебе повторяет это, он думает, что он рисует. А мы направляем его мысль и его речь в нужное нам русло.

Оксана: - Главное всегда одобряем любые «каляки»?

Ирина: - О, момент. На пустом месте хвалить тоже нельзя. То есть, подправили, оценили вместе, что так больше похоже, и похвалили за дело. Что я ещё иногда рекомендую делать? У всех дома есть холодильник и магнитики. Устраивайте выставку. Ребёнок что-то нарисовал кривенько, косенько. «Давай повесим, папа придёт, мы похвалимся, какая красота». Папу предупредили, папа пришёл, оценил, похвалил. На следующий день ребёнок рисует тот же самый домик или то же самое солнышко. Подходим к холодильнику, говорим: «Ну-ка, посмотри-ка, где лучше, здесь или здесь?» Новый рисунок лучше, поменяли. Или «Нет, здесь не очень получилось. Ну ладно, мы в следующий раз лучше нарисуем, а пока пускай висит это». Чтобы ребёнок развивал у себя этическое мышление, не так, самокритичное мышление в отношении своих поступков. Ему нужно на чём-то учиться. Если его всё время хвалить, «это молодец, и это молодец», шмякнул ладошкой в краску - молодец. Нет, нужно все-таки немножечко своими глазиками оценивать, что лучше или хуже. Есть к чему стремиться, чтобы не было высокого самомнения у ребенка.

Лепка

Оксана: - Наверное, всё, про рисование мы обсудили. Пожалуй, пока хватит. Теперь переходим плавно к теме лепки. Что же тут важно и с чего вообще начинать. Вообще самого маленького возраста рекомендуют лепить из теста. Во-первых, это безопасно, это может сделать любая мама. Рецепт прост: мука соль и вода. Через тесто лепка по ощущениям приятнее всего для ребенка. Можно это еще запекать, целый процесс удивительный. Его подпустят рядом постоять с плитой, это же для него целый космос. Затем после теста лучше использовать мягкий пластилин, такой как Play-Doh, либо кинестетический песок, но это тоже нужно смотреть, что ребенку нравится. Но все равно пластилин должен быть мягкий, не твердый, который необходимо растапливать на батареях из нашего детства. Что же здесь в лепке тренируется? Во-первых, это мышление. То есть он учится создавать от частного к общему. Если мы лепим собачку, то сначала мы лепим лапки, лепим тельце, лепим ушки. То от частных деталей он получает что-то общее. Как раз идет развитие части целой, понятия обобщения.

Ирина: - Если рисование хорошо начинается у моториков, то у сенсориков рисование идёт очень плохо. И начинать именно нужно с лепки, потому что это плавный переход от реального предмета к его изображению через создание этого предмета. Это объёмная вещь. Да, она не очень настоящая, но она уже более абстрагированная, но она объёмная. И почему лепка ещё хороша сенсорикам? У них страдает выделение существенных признаков. То есть они целиком воспринимают этот предмет и понимают, что, в принципе, это посуда или это стакан, и это стакан. Но они не выясняют, что вот у этого есть ручка, а у этого стакана нет ручки. Поэтому такой речемыслительный процесс – именно из этих деталек собирать предмет. Что вот: тело, голова, четыре ноги, хвост, два ушка, а вот тут мы лепили еще и два рога, и это у нас будет лошадь, а это будет корова. Отличие в наличии рогов. Это позволяет детям находить главное отличие, что у стакана, это будет не стакан. Это будет скорее кружка, не чашка, чашка поменьше. Есть ручка или нет ручки, есть рога или нет рогов, пушистый хвост или плоский хвост. Вот все эти мелкие детали позволяют ребенку сначала найти различия, нюансы различия в предметах, а потом уже в словах. Что «вода» и «водичка» – это всё об одном и том же идёт. Есть главная часть, а есть какие-то нюансы, которые уточняют значение слов. Вот тем самым мы формируем чувство языка в дальнейшем.

Лепка как влияет на развитие речи

Оксана: - С чего же начинать лепку? Самое первое, что может ребенок сделать, у него как раз в 1–1,5 года появляется пинцетный захват. Вы подносите ему пластилин, он у вас немного отщипывает его и лепит крошечку какому-то изображению. Например, вы нарисовали ежика и ему нужно вот этими точечками пространство заполнить. Соответственно, вот он отщипывает пластилин, и лепит его на рисунок. Очень хорошо тренируется мелкая моторика и при рисовании, и при лепке. А соответственно развивается и мозг малыша.

Ирина: - Многие взросленькие дети, которые пропустили этап ранней лепки, отрывать пластилин они не умеют, колбаски им неинтересны, лепить они ничего не могут, а ребёнку уже 4,5 года. Боже мой, что делать? Дайте ему ножик. Ну, разумеется, безопасный ножик. И вот с этого момента дети влюбляются в лепку, размазывание, приклеивание, раскатывание. То есть, пластилин у детей развивает и мышление, и моторику, и речь.

Что такое аппликация

Оксана: - Что такое у нас аппликация? Это, по сути, то же самое, что лепка, только в двухмерном изображении. Но здесь включаются другие мышцы руки. Здесь очень важно овладевать ножницами. То есть ножницы — это сложный механизм моторики. Как выбрать ножницы? Самые первые ножницы это небольшие, под руку ребенка, они должны быть с тупым концом, чтобы он не порезался. Сначала можно просто познакомить с ножницами и показать. Затем уже показываем на своей руке, как пальчики у нас входят в отверстия. Соответственно, ставим руку ребенка и своей рукой это движение новое изучаем. И учимся резать прямые линии, а уж потом научится ребенок вырезать плавные переходы. Что еще в аппликации важно? Это опять-таки же развитие мышления, абстрактного мышления, когда у нас есть детали, и вот эти детали соединяются у нас в какую-то общую картинку.

Ирина: - Иногда бывают случаи. Мало того, что тяжелое речевое нарушение, типа сенсомоторной алалии, еще у ребенка сложности с восприятием изображений. Выясняется далеко не сразу, это так называемый зрительная апрактоагнозия. Вот тут аппликация в помощь. Но там мы не создаём какой-то объект из своей фантазии, из каких-то абстрактных элементов. Например: мама вырезает лошадку, реально нарисованную лошадку, да хоть из книги. Мы у неё отрезаем ножки, хвостик, головку, а ребёнок это всё дело наклеивает, создавая эту самую лошадь. Круче, чем любые пазлы работают. Это вот то самое усвоение существенных признаков на зрительном уровне, не только на вербализованном, но и на зрительном уровне, что ноги-то должны быть внизу под лошадью, а не на голове. Вот тут аппликации прям милое дело, лучше, чем любое рисование.

Оксана: -Ну и хотелось бы в завершении сказать, что используйте все эти три вида изобразительного творчества с ребенком, желательно каждый день, хотя бы один элемент использовать, потому что это на самом деле очень сильно развивает вашего малыша.

Ирина: - Творчество разнообразит его жизнь и облегчает маме жизнь. Дали ребёнку карандашик. Можно пойти чаю попить. Потому что мы всё время говорим, заниматься с ребёнком нужно 8 часов в день. Что же с ним сидеть 8 часов? Дайте ему карандашик. Это уже развитие. Развитие идёт, а мама отдыхает.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Ссылка на наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК.

-6

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?

Вопросы и ответы о сенсорной и моторной алалии: