Охота за клеймом: как случайная находка привела ставропольца к необычному хобби
Сергей Быданов из Невинномысска десять лет назад увлёкся поиском старинных кирпичей. Нанесённые на них клейма помогают узнавать малоизвестные исторические факты о строительстве и архитектуре на Ставрополье. О своём увлечении невинномысский коллекционер рассказал «Победе26».
Чутьё на кирпичи
— Сергей Георгиевич, сколько в России собирателей кирпичей? С кем из них знакомы?
— Нас называют брик-хантерами — охотниками за кирпичами. Хотя на самом деле мы охотимся за клеймами на них. По некоторым оценкам, в России этим хобби увлечены около 1,5 тыс. человек. Проявляют к этой теме интерес и краеведческие музеи страны. Но настоящих коллекционеров наберётся не более 30.
Я хорошо знаком с известным собирателем, ростовчанином Борисом Талпой — его коллекция насчитывает 1,6 тыс. экспонатов. Он настоящий эксперт, создал в интернете уникальную «Кирпичную библиотеку», в которой можно найти информацию о кирпичах практически со всего мира. И ещё периодически общаюсь с краснодарским брик-хантером Владимиром Малюком.
— Как возник интерес к этой теме?
— Десять лет назад на берегу Кубани я случайно обнаружил пару старинных кирпичей с клеймами «АБ». Передал их городскому краеведческому музею. Потом нашёл ещё несколько интересных экземпляров, и это подогрело азарт и интерес к этому занятию. В итоге поиск старинных кирпичей стал моим хобби. Постепенно я научился отличать ручную формовку от машинной, развилось чутьё на места, где можно отыскать старинные кирпичи. Основная часть моей коллекции найдена именно в Невинномысске — у реки Кубани и в старых кварталах.
— Назовите самые «кирпичные» места в крае.
— Там, где развита логистика. Например, в Невинномысске больше шансов найти старинные кирпичи и черепицу, чем, например, в Ставрополе. А самые мощные и известные производства располагались в районе Пятигорска. Города Кавказских Минеральных Вод славятся интересными зданиями XVIII–XIX веков. Эти места богаты на уникальные экземпляры кирпичей и черепицы прошлых столетий.
— В каких местах чаще всего находят старинные кирпичи?
— Прежде всего в районах сноса старых построек. При этом брик-хантеры выбирают лишь то, что вывалилось из кладки. И ради экспонатов старые здания принципиально не разрушают.
Случаются находки и на старых свалках. А ещё в прежние времена кирпичи использовали в качестве бордюров и при мощении улиц.
Намётанный глаз выделяет из общей массы нужный экземпляр. Считается везением, если кирпичная кладка выполнена на известковом растворе, который легко отмывается, и отчётливо видны клейма. Зато приходится долго очищать кирпичи, использованные строителями второй, а то и третий раз: обычно их крепят цементным раствором.
Один из ста
— За какими именно образцами ведут охоту брик-хантеры?
— Чаще всего мы коллекционируем кирпичи ручной формовки с клеймами. Клеймо по сути было товарным знаком, символом доверия покупателей к качеству изделия. Но клеймили один из десяти или даже из 100 кирпичей, поэтому приходится перебирать огромное количество остатков и камня.
Но ценятся не только кирпичи с символами или инициалами. Например, в моём собрании хранятся экземпляры с отпечатками пальцев — мастеров или детей, а также со следами домашних животных или даже волков. Это забавно и познавательно, и такие кирпичи тоже ценятся коллекционерами. У меня есть интересный экспонат, на котором прямо по центру клейма — отпечаток куриной лапки.
Иногда попадаются настоящие артефакты. Места у нас древние, и можно отыскать, например, изделия из обожжённой глины ордынского периода. Это плинфы — широкие и плоские кирпичи квадратной формы. У меня есть несколько их фрагментов, обнаруженных на берегу Кубани.
Конечно, такое хобби требует познаний в смежных сферах — от технологии до краеведения и археологии. Иногда приходится проводить целые исследования, находить редкие архивные документы, чтобы по паре букв, инициалам владельца предприятия идентифицировать кирпич, место и дату его изготовления.
— О чём может рассказать находка?
— По цвету кирпича можно предположить, откуда взята глина. И ещё находки разделяют по качеству обжига. К примеру, красные кирпичи — идеальны для строительства: очень хорошо обожжены, не ломаются и при этом отлично тешутся. «Железняк» — твёрдый обожжённый кирпич, не намокает, поэтому они хороши для обустройства колодцев или труб над крышей. «Полужелезняк» — тоже довольно крепкий. Бывало, получались пережжённые, полубракованные изделия, которые использовались, например, при кладке комнатных печей. Но даже на них встречаются заводские клейма.
Вдавленные клейма более качественные, чем выпуклые, и они лучше сохраняются. Обычно их ставили заводчики, которые могли себе позволить расходы на хорошее оборудование и качественные формы.
Встречались клейма с изображением ключа, подковы, какого-то вензеля. Цифры означали номера партий кирпича. Но всё же преобладали клейма с буквами, говорящие об именах и фамилиях владельцев заводов, местных мастеров. К примеру, кирпич с буквами «Г и Ш» означает, что его изготовили на Владикавказском кирпично-черепичном заводе, которым с 1880 года владели архитектор Владимир Грозмани и барон Леонгард Штейнгель. А найденные в Невинномысске кирпичи с инициалами «ИС» и «ГЖ» — продукция местных производств начала ХХ века Ивана Седых и Григория Жемирова.
В наших местах встречаются даже кирпичи, маркированные персидскими, армянскими буквами. Армяне и персы основали в Российской империи довольно много кирпичных производств, чаще всего — на Кавказе, Кубани и Дону.
Свидетели истории
— По каким критериям отбираете экземпляры в свою коллекцию?
— Предпочитаю кирпичи, связанные с историей Невинномысска. Это местные и привозные изделия. В 1875 году через Невинномысскую прошла железнодорожная линия Владикавказ — Ростов, доставляли огромное количество стройматериалов — с берегов Терека, из Ростова и Малороссии. К слову, эти кирпичи определить легче, чем местную продукцию, информация о которой очень скудная.
На Кавминводах сейчас сносят ветхие здания, некогда бывшие шедеврами архитектуры. Я считаю своим долгом сохранить не только кирпичи этих домов, но также адреса и исторические факты о строениях.
В поисках своеобразных, уникальных экспонатов обмениваюсь с другими коллекционерами. Так я пополнил своё собрание кирпичами из Ростова и Краснодара. Иногда оригинальные экземпляры мне привозят из своих поездок друзья. Например, из Тбилиси мне доставили пару очень самобытных тифлисских кирпичей.
— Что в вашей коллекции самое интересное?
— Во дворе дома, где прошло детство нашего земляка, космонавта Олега Ивановича Скрипочки, я нашёл кирпич со стилизованным изображением цветка.
В Ставрополе у мельницы Гулиева обнаружил обломок шамотного кирпича с латинскими буквами U и S. И ещё в краевом центре разыскал сразу три кирпича с клеймами Иосифа Крупинского — отставного генерала, почётного гражданина Ставрополя, владельца первого в городе кирпичного завода. Среди них — экземпляр, датированный 1851 годом.
— А в годы советской власти были кирпичи с клеймами?
— В 1920–1930 годах на кирпичах и черепице зачастую затирали старые клейма, и наносили новые надписи — например, «Артель имени Ленина» или изображение звезды, серпа и молота. Надо отдать должное, по качеству эта продукция не уступала дореволюционной. Мастера, знающие толк в кирпичном производстве, объединялись в артели и продолжали успешно трудиться.
Черепица из Марселя
— Сколько весят старинные кирпичи?
— Они очень разные по формату: от миниатюрных «церковных» до так называемых двуручных весом до 8 кг, которые применялись в том числе при возведении стен и башен Московского кремля. Раньше кирпичи были полнотелые и довольно тяжёлые. В среднем они весили 3,5 кг.
— Чем мечтаете пополнить свою коллекцию?
— Более всего хочу отыскать аутентичную марсельскую черепицу. Она попала на Ставрополье из Франции, когда северокавказская пшеница через черноморские порты стала экспортироваться в Европу.
Сегодня моя коллекция насчитывает 240 клейм кирпичей и черепицы. За количеством экспонатов я не гонюсь. Но надеюсь ещё побывать не только в городах края, но и в других местах России, которые порадуют меня новыми находками.
— Какой вам видится коллекция в ближайшем будущем?
— Я разработал концепцию экспозиции, в которой будут представлены старинные кирпичи, черепица, скобяные изделия. Все они передают особый колорит прежних лет. В моей коллекции много парных изделий, которые я мог бы передать в городской краеведческий музей — чтобы жители Невинномысска с помощью этих экспонатов познакомились с архитектурой прошлого и гордились историей города и края.