У "Жребия", новой экранизации одного из самых известных произведений Стивена Кинга, вышедшей на днях, очень непростая судьба. Работа над картиной началась сразу после успеха первой части "Оно", адаптации другого романа "короля ужасов", однако реализации сперва помешала пандемия, а затем забастовка сценаристов и актеров, во время которых съемочный процесс то разгорался, то сходил на нет. Разумеется, рваный темп и множественные переносы не могли не повлиять на конечный результат – картина получилась откровенно слабой. Но не бесполезной. Просмотр "Жребия" можно сравнить с головоломкой для фанатов фильмов ужасов и творчества Кинга, в ленте спрятано множество "пасхалок", явных цитат и тонких отсылок к классике жанра. Я насчитал 15 самых ярких. Найдете больше?
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Перед тем как углубиться в детали, напомню сюжет вампирской истории.
1975 год. В городок Салемс-Лот приезжает когда-то давно покинувший его молодой писатель Бен Миерс. Вопреки его ожиданиям скрыться в уединении, он оказывается в центре драматических событий – один из жителей привез в свой особняк вампира, который открыл охоту на местных. При поддержке городского священника, доктора, учителя и 12-летнего мальчишки Бен выступает против сверхъестественных злых сил и в итоге одерживает победу. Фильм в основном придерживается основных сюжетных линий романа, но имеет и ряд отличий, на общий смысл не слишком влияющих.
Впрочем, давайте перейдем к "пасхалкам".
Постер отсылает к мини-сериалу 1979 года
Первыми отсылками авторы нового фильма начали радовать задолго до выхода картины на платформе MAX – например, сделали постер, максимально приближенный к тому, который анонсировал выход мини-сериала 1979 года. Да, как и в случае с "Оно", у "Жребия" есть "старший телевизионный брат", не снискавший массовой популярности, но ставший культовым в определенных кругах, прежде всего, благодаря режиссеру – старый "Жребий" снял Тоуб Хупер. Два постера похожи, как близнецы, и это осознанное решение, тем более, что образ верховного вампира здесь очень близок к изображению Носферату из фильмов Фридриха Мурнау.
Режиссер Гэри Доберман
Нелинейная, но значительная связь у нового фильма с Кингом есть и через режиссера. "Жребий" снял Гэри Доберман, соавтор сценария фильмов "Оно" и "Оно 2". Именно после успеха этих картин Доберману было предложено подключиться к работе над новой экранизацией в статусе постановщика. Кроме истории с клоуном Пеннивайзом, Доберман занимает важное место во вселенной "Заклятия" Джеймса Вана – здесь он выступал и сценаристом нескольких картин, и режиссером "Проклятия Аннабель 3". Кстати, автор "Жребия" утверждает, что фильм в его первоначальном монтажном варианте длился более трех часов, но студия сократила его до 113 минут. Интересно, увидим ли мы режиссерскую версию?
Bangor Land Corporation
В начальных титрах "Жребия" можно разглядеть много интересного. Например, здесь возникает письмо от Bangor Land Corporation, компании, занимавшейся продажей недвижимости, в том числе и того особняка, в котором обрел дом верховный вампир Курт Барлоу. Бангор – хорошо известный фанатам Кинга город, именно здесь долгое время писатель проживал со своей семьей, а следовательно, в нем или вокруг него разворачивались события многих его произведений. Сейчас чета Кингов чаще проводит время во Флориде, а их старый бом в Бангоре занимает созданный женой романиста благотворительный фонд.
Заглавие, как в книге
Титульный кадр фильма – это еще одно "пасхальное яйцо", адресованное фанатам оригинального романа. Название здесь выполнено тем же шрифтом и в той же композиции, что и на обложке книги, первое издание которой вышло в 1975 году. Отличительной особенностью этого кадра является винтажная буква "О" в слове "Lot", в центр которой вписан силуэт города. Кстати, в России роман впервые был издан только в 1993 году, и, к сожалению, не мог повторить композицию английского названия – в словах "Жребий" и "Судьба Иерусалима" нет букв "О".
Красный Plymouth Fury
Этот кадр легко проморгать, но в эпизоде поездки Бена через Салем в одном из гаражей нам мельком показывают красный автомобиль. Знатоки творчества Кинга и фанаты винтажных тачек легко узнают в нем Plymouth Fury, а красный цвет не вызывает никаких сомнений – это отсылка к заглавной героине романа "Кристина", яростной машине, убивающей тех, кто ей не нравится. Неизвестно тот ли самый это автомобиль, но с учетом того, что действие "Жребия" разворачивается в 1975-м, а "Кристины" – в 1978-м, почему бы и нет...
Уильям Сэдлер в роли констебля
Первый житель Салема, с которым знакомится Бен после своего прибытия – это местный констебль, усталый служитель закона по имени Паркинс Гиллеспи. Для сюжета фильма это совершенно проходной персонаж, но вот актер, исполнивший роль констебля поклонникам экранизаций Кинга хорошо знаком. Уильям Сэдлер ранее сыграл в трех заметных лентах по произведениям этого писателя, вы наверняка помните его в "Побеге из Шоушенка", "Зеленой миле" и "Мгле". "Жребий" – четвертый визит актера в мир кинговских ужасов.
Любовь Марка к ужастикам
В образ Марка Питри авторы "Жребия" вложили, кажется всю свою любовь к старым ужастикам. Мы знакомимся с мальчишкой в эпизоде драки со школьным хулиганом и уже здесь видим на Марке футболку с изображением Существа из Черной лагуны, классического монстра из черно-белых фильмов. Дома у будущего охотника на вампиров можно увидеть постеры старых хорроров, наклейки с Дракулой и Франкенштейном, модель кладбища и комиксы про чудовищ и призраков. Для Марка монстры так же реальны, как и люди.
Фотосалон Меррилла
На улицах Салема в "Жребии" можно увидеть много знакомых названий, но одна отсылка кажется мне особенно изящной. В соседнем от ломбарда Барлоу и Страйкера помещении расположился фотосалон Меррилла. В мультивселенной Стивена Кинга это имя широко известно – члены семьи Мерриллов фигурируют в "Теле" и "Томминокерах", "Солнечном псе" и "Нужных вещах", и везде они оказываются, мягко говоря, плохими парнями. Ирония выбора сферы деятельности Меррилла в "Жребии" заключается в том, что глава этой семьи погиб, когда в его руках оказался "паранормальный" фотоаппарат.
Воздушные шары в комнате Донни
В комнате Дэнни Глика тоже есть чем полюбоваться. В сцене, когда мальчик слышит за окном звуки губной гармошки и бросается искать брата, мы можем заметить, что на его прикроватной тумбочке расположилось нечто – скорее всего ночник – в виде связки разноцветных воздушных шаров. Причем верхний из них – красный. А когда ты смотришь экранизацию Кинга и видишь красный шар, невозможно не вспомнить "Оно" и Пеннивайза.
Впусти меня
Экранизации произведений Кинга подарили нам много знаковых сцен, вошедших в классику мирового кино и телевидения. К ним смело можно причислить и эпизод с появлением за окном комнаты Марка парящего Дэнни Глика, превращенного в вампира, из оригинального мини-сериала 1979 года. Отрадно, что в новом "Жребии" авторы не стали ничего выдумывать и повторили композицию, сохранив и даже приумножив пугающую атмосферу. Мальчик с горящими глазами, висящий за окном второго этажа – это очень страшно.
"Дракула" в руках священника
Забавной деталью в кадре становится книга Брэма Стокера "Дракула" в руках отца Каллахана в эпизоде, когда Бен, Мэтт и доктор Коди обращаются к церкви за помощью. Из сцены не очень понятно, принадлежит ли книга священнику, или же ее принесли визитеры, но в любом случае такое сочетание имеет особенный символизм. Дело в том, что сюжет "Дракулы" рядом тем пересекается с событиями, описанными в "Жребии", и прежде всего это касается вопросов веры, понятий добра и зла, представлений о проклятии и христианском спасении. Кроме того, Барлоу из "Жребия" гораздо ближе к трансильванскому князю, чем к кровопийцам из других произведений.
Поиграй с нами!
Есть в "Жребии" не только визуальные, но и аудио-пасхалка. Когда вампиры нападают на дом Марка и убивают его родителей, мальчишка пытается спрятаться за непрочными стенами домика на дереве. Пока напуганный герой стремительно закрывает окна и вход за стенами слышен шепот: "Поиграй с нами, Марк". Ровно с этими словами (без имени, разумеется) близнецы-призраки обращались к Дэнни Торренсу в "Сиянии", да и оживший Гейдж в "Кладбище домашних животных" донимал теряющего рассудок отца ими же. Есть у Кинга на этом какой-то пунктик, точно есть.
Барлоу на крыше
Влияние классического фильма Фридриха Мурнау "Носферату, симфония ночи" на автора "Жребия" неоспоримо – сразу в нескольких сценах видны заимствования, или, если хотите, демонстрация уважения, бессмертному столпу жанра. Но особняком здесь стоит кадр, в котором Барлоу выбирается на крышу административного здания уличного кинотеатра и оказывается в свете луча киноаппарата. Этот образ детально повторяет культовое изображение графа Орлока из "Носферату" – та же белесая голова на тонкой шее, те же длинные пальцы с когтями, то же пальто или плащ в пол. Нуарная эстетика во всем ее великолепии.
Классика 80-х
Впрочем, не одним только "Носферату" подпитывал вдохновение Гэри Доберман – по его собственному признанию, он очень хотел избежать современного гламурного изображения вампиров в своем фильме, а потому опирался на картины из 1980-х, такие, как "Пропащие ребята" и "Ночь страха". Действительно, "Жребий" и визуально, и эстетически, и сюжетно ближе к ним, а не к "Сумеркам" или "Дневникам вампиров". Здесь вампиры – по-настоящему злобные монстры, а не фрустрирующие эмо-готы, борющиеся с желанием пить человеческую кровь. Во время просмотра новой картины Добермана вы словно переноситесь во времена, когда вампиров действительно боялись.
Повторюсь, новый "Жребий" – не самая выдающаяся киноадаптация романов Кинга, но как набор "пасхалок" фильм работает отлично. Такое кино хочется пересматривать в компании, сочетая веселье, легкое чувство страха и приятные эмоции от узнавания отсылок, обильно рассыпанных авторами на всем протяжении картины. Напугать таким сюжетом сегодняшнего зрителя сложно, а вот развлечь получается. Наверное, всё дело в том, что вампиры вообще перестали нас пугать – но это тема для отдельного материала, который непременно когда-нибудь появится на страницах этого канала.
Но пока я ожидаю в комментариях ваши наблюдения и впечатления от "Жребия" – пишите, что понравилось, а что не очень. Я же приступлю к другим материалам, хочется написать обо всем и побольше. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и обсуждать их, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, тогда вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не впускайте чужаков в свой дом, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: