Помните ли вы, что такое Темная Вселенная студии Universal? Нет? Не удивительно – сколько времени уже прошло с тех пор, как компания объявила об отказе развивать свое самое, пожалуй, интересное направление, испугавшись не слишком удовлетворительных результатов своих первых шагов. Что же, даже закрытая дверь, как известно, всегда открывает новые пути реализации, поэтому я бы не стал окончательно отмахиваться от возможности создания на больших экранах большой хоррор-франшизы, которую населят новые персонажи старых ужастиков. Надежду на светлое будущее Темной Вселенной мне дал успех фильма "Эбигейл" – теперь успешный старт нужно развить.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Если вы действительно впервые слышите об объединенной вселенной монстров, напомню – довольно внушительное число классических, известных любому персонажей фильмов ужасов принадлежит студии Universal. К их числу относятся Дракула, Франкенштейн, Невидимка, Человек-волк, Мумия и некоторые другие. Время от времени компания о них вспоминала и пыталась вернуть к теме интерес, однако получалось не очень – не взлетел "Дракула" 2014 года с Люком Эвансом в главной роли, не сверкнул "Человек-волк" с Бенисио Дель Торо, "Мумия" с Томом Крузом и Софией Бутеллой и вовсе с треском провалилась в прокате. А ведь в Universal делали на возрождение популярности ужастиков серьезные ставки.
В планы кинокомпании входила новая "Невеста Франкенштейна" с Анджелиной Джоли в главной роли, "Человек-невидимка" с Джонни Деппом в заглавном образе, фильм о Чудовище Франкенштейна, которого должен был изобразить Хавьер Бардем, а воедино картины связал бы сквозной персонаж – Доктор Джэкилл, он же Мистер Хайд, роль которого досталась Расселу Кроу. Планы выглядели довольно привлекательно, но только до тех пор, пока студия не получила финансовые отчеты о двух пробных камнях – "Дракула" заработал в мировом прокате 217 миллионов долларов, а "Мумия" – 410 миллионов, и это едва покрыло расходы на съемки без учета маркетинга и вложений в новые картины. Так большой бизнес в Голливуде не делается, и в 2019-м Universal сменила стратегию на производство небольших отдельных лент, сюжет которых будет использовать известных хоррор-злодеев.
Результат движения в новом направлении тоже до сих пор не слишком впечатлял – прошлогодние "Ренфилд" и "Последний вояж Деметра" при всех своих плюсах не стали фильмами-событиями, да и недавнюю "Лизу Франкенштейн" в Зал славы хорроров не внесешь. Зато неожиданно для многих фильм ужасов с элементами черной комедии "Эбигейл" проявил себя с самых лучших сторон, впечатлив критиков и заработав больше, чем любой из предшественников. Энергичная современная лента, черпающая вдохновение в классической "Дочери Дракулы", но помещающая вампирскую историю в актуальный контекст, оказалась не пропахшим нафталином хламом, а бодрым кровавым триллером, от которого зритель цепляется за подлокотники кресел. Этот эффект новизны Universal обязана использовать.
Еще не дождавшись концовки третьего акта, я отчетливо ощутил предельное воодушевление – такое кино просто обязано не только получить продолжение, но и быть вписанным в большую вселенную темных персонажей, пугающих монстров, злых чудовищ и, конечно, бесстрашных охотников на них. Появление в развязке загадочного Кристофера Лазаара, отца малютки Эбигейл, а по сути нового Дракулы, меня в этой мысли только укрепило – будет преступлением не использовать в дальнейшем столь впечатляющий образ, воплощенный в трехминутной сцене великолепным Мэттью Гудом. Но это, кажется, очевидно не только мне – неслучайно лента заканчивается большой загадкой. Желание узнать, что с героями было дальше, стало в современном мире редкостью, но "Эбигейл" заряжена на сиквел сама и заряжает нас. За пределами картины живет интересная и обширная мифология – мы хотим ее узнать.
Если сравнивать "Эбигейл" с той же уже упомянутой "Мумией" Алекса Курцмана, то причины провала последней становятся еще более очевидны. Фильм с Томом Крузом был изначально задуман как стартовая площадка для франшизы, и это помешало как внутреннему напряжению отдельной ленты, так и общей атмосфере. Ожидания, кажется, отягощали не только сценаристов, режиссера и актеров, но и зрителей. Было не очень понятно, на ком концентрировать внимание – на охотнике за сокровищами Нике, на злодейке Ахманет, а может, и вовсе на герое Рассела Кроу, который явно знает больше всех и обязательно появится в других фильмах серии? "Мумии" это очень помешало – при впечатляющем экшене и привычно впечатляющей трюковой работе Круза ленте не хватило концентрации на самой себе и своих главных героях.
На "Эбигейл" не лежало груза ответственности, на нее не давил прессинг непременного запуска продолжения – в результате лента работает и как отдельная история, и как завязка дальнейших приключений Джоуи и Эбигейл. А главное, ленте удалось вдохнуть новую жизнь в утративший живинку жанр вампирского кино. Уровень насилия и пролитой крови в картине успешно балансирует на грани приличия и здравого чувства черного юмора – команда компании Radio Silence, прежде работавшая над перезагрузкой "Крика", заставила сердца зрителей "Эбигейл" биться быстрее, а это дорогого стоит. Можно по-разному относиться к кровавым вурдалакам на экране (я, например, вообще не фанат при всей любви к ужастикам), но в том виде, как они представлены здесь, это смотрится. И это сигнал к тому, что Темная Вселенная еще может ожить.
Дело, не в последнюю очередь, в прокатном рейтинге – для Голливуда это очень важный параметр, формирующий атмосферу будущего фильма еще на этапе первых черновиков сценария. И "Дракула" с Эвансом, и "Мумия" с Крузом снимались с прицелом на подростковый рейтинг PG-13 – это означало, что Universal делала ставку на то, что привлечет к экранам подростков, а сделать это можно было только ураганным экшеном. Но то, что работает в "Форсажах", для хорроров – тупиковый путь. Ужасы должны пугать, чудовища должны убивать, монстры должны проливать кровь и красочно погибать. "Эбигейл" изначально задумывалась как "фильм для взрослых" – со всей возможной жестокостью. Как, кстати, и "Человек-невидимка" 2020 года, приятно удививший неожиданным взглядом на известный канон. То есть правило простое – страшные фильмы должны быть страшными.
Между прочим, "Эбигейл" уже стала частью отдельной киновселенной – режиссеры Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт соединили эту картину со своей лентой "Я иду искать", в которой сверкнула Самара Уивинг. Среди картин, украшающих стены особняка, в котором Эбигейл запланировала свое пиршество, можно рассмотреть портрет одного из предков семейства ЛеДомас, устроившего охоту на наивную и простодушную Грейс в хоррор-боевике 2019 года. Из этого следует, что в мире вампиров, параллельно существуют и демоны, с которыми ЛеДомасы когда-то заключили темное соглашение. Как минимум, это расширяет горизонты возможностей для сиквелов, а как максимум, служит приглашением присоединиться для других хоррор-проектов. Прежде всего, для нового "Человека-волка" с Джулией Гарнер и Кристофером Эбботом, который находится в разработке Universal.
Впрочем, блистательная завязка, заданная "Эбигейл" имеет внутри и наиболее печальный изъян, который может погубить идею с возрожденной Темной Вселенной. Зрителям, наверняка, хотелось бы встретиться с заглавной героиней вампирского хоррора в следующих фильмах, но есть одна проблема – вампиры не меняют своего возраста веками, а исполнительница роли балерины-кровопийцы Алиша Вейр стремительно взрослеет. Уже сейчас она не очень похожа на себя 13-летнюю, какой Алиша была на момент начала съемок, а что будет еще через пару-тройку лет? Есть крохотный шанс, что Вейр останется вечной девочкой, как, скажем, Дженна Ортега или Сирша Ронан, но стоит ли на это надеяться? Уже сегодня продюсеры возможной франшизы должны искать вероятную замену своей главной звездочке.
И мне бы хотелось, возвращаясь к началу, чтобы главным связующим звеном большой киновселенной стала не Эби, а ее отец в исполнении Мэттью Гуда. Только представьте – обновленный Дракула веками жил рядом с нами, он застиг Османские войны и Французскую революцию, видел взлеты и крушения империй, он был румынским князем и американским криминальным авторитетом. Рядом с ним или под его пристальным интересом вполне могли проявлять себя и ученый Виктор Франкенштейн, ожививший труп, и исследователь Джек Гриффин, ставший невидимым, и путешественник Уилфред Глиндон, обратившийся в волка – вот вам и разветвленная вселенная монстров и героев, за которой будет интересно следить, которой будет легко верить.
Впрочем, я, конечно, размечтался и тороплю события – в Universal наверняка сидят не полные дураки, и подобные ходы ими давно просчитаны. Поэтому остается лишь смиренно ждать, куда вывернет эта кривая, победит ли здравый смысл и творческое начало, или осторожность и коммерческий интерес опять возьмут верх. Ситуация для хорроров сейчас складывается очень благоприятная, появилось много талантливых авторов, готовых предложить оригинальный пересмотр классических сюжетов. Студии Universal этим стоит воспользоваться и задать новые тренды, а не плестись опять в кильватере законодателей мод. Так что я всё еще держу кулаки за то, чтобы кровь в "Эбигейл" не была пролита зря. Вперед – выше, сильнее, страшнее!
Тема хорроров непременно будет одной из самых главных на этом канале, но я люблю разнообразие, поэтому переключусь на что-то менее радикальное – в ближайшие дни ждите новые тексты с совершенно иным настроением. Канал Киноведа в штатском всегда наполнен постами с самыми разнообразными подходами к кино и сериалам, для меня главное – не скучать самому и не давать впадать в уныние вам. Поэтому заглядывайте регулярно – будем обсуждать просмотренное и делиться мечтами. А еще у нас есть телеграм, где можно просто отвлечься от суеты. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, ешьте чеснок, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: