Новости о том, что в Голливуде активно ведется работа над второй частью фантастического триллера "Я – легенда", серьезно взбудоражила фанатов оригинальной картины, которой, на минутку, исполнилось в этом году 16 лет. Пошли разговоры о том, как дать возможность вернуться в фильм герою Уилла Смита (это несложно), как увязать с новой лентой альтернативный финал (это посложнее), как вообще удержать высочайший уровень драматизма первой части (это совсем трудно). Всё это крайне интересно, но чтобы живо представить себе, что будет снято завтра, стоит оглянуться назад, ведь у "Легенды" весьма интересная предыстория.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Как легко можно понять из серии моих текстов о первых вариантах сценариев многих голливудских суперхитов, конечная картина редко бывает похожа на первоначальный замысел. Порой изменения носят косметический характер, но чаще по пути от идеи до реализации сюжеты, герои и локации меняются радикально. В случае с "Я – легенда" можно предположить, что варьировать тут нечего, ведь авторы ленты экранизировали одноименный роман, но в том и фокус – оказывается, на ранних этапах история единственного выжившего на Земле планировалась очень серьезно отстоящей от первоисточника.
Раз уж мы заговорили о романе Ричарда Мэтисона, написанном в 1954 году, то не лишним будет вспомнить пару деталей, важных для оценки фильма Фрэнсиса Лоуренса. Прежде всего, нужно помнить, что ключевой идеей писателя была попытка показать, каким был бы мир, если бы в нем не Дракула был бы угрозой всему человечеству, а единственный выживший человек истреблял бы вампиров. Было бы это справедливо, уместно ли здесь говорить о человечности, возможны ли в таком мире толерантность и принятие – вот что волновало Мэтисона. Так же важно понимать, что Голливуд прежде уже дважды адаптировал "Я – легенда" в кино – в 1964-м вышла картина "Последний человек на Земле", а в 1971-м зрители увидели "Человека Омегу". В разной степени уважения к оригиналу эти ленты придерживались замыслов писателя.
А вот фильм "Я – легенда" изначально задумывался совсем иным. Работа над новой экранизацией велась более десяти лет, и в определенный момент карты едва не сложились в причудливый узор – режиссерское кресло оказалось приписано Ридли Скотту, автору "Бегущего по лезвию", главную роль студия припасла для звезды "Терминатора" Арнольда Шварценеггера, а вот для текстового переосмысления романа в сценарий был приглашен Марк Протосевич, автор, на тот момент ничем выдающимся себя не зарекомендовавший. Однако ему – недавнему новичку в сценарных комнатах – удалось создать скрипт, который считается одним из самых выдающихся сценариев 1990-х, не ставших фильмом по горячим следам.
Увы, полный текст черновика Протосевича никогда не был опубликован, но определенные "утечки" всё же случались – из имеющихся обрывков сведений сложно сложить полную картину драматургического полета автора, а вот отдельные сюжетные штрихи способны породить споры и дискуссии. Отличия этого варианта сценария от финального скрипта фильма и оригинального романа я предлагаю обсудить. Но прежде стоит вспомнить имя еще одного участника тех событий, который, собственно, и был генератором самых необычных идей адаптации. Зовут его Акива Голдсман, и большинству зрителей он известен как сценарист "Бэтменов" Шумахера и продюсер "Паранормальных явлений".
По воспоминаниям Протосевича, ему довольно быстро удалось нащупать нерв истории, в первых набросках не было Саманты, но с помощью других деталей быта Нэвилла зритель вполне мог прочувствовать эмоциональность героя. Когда трансформация книги в сценарий была почти закончена, появился Голдсман и немедленно захотел всё переписать. Самым главным изменением, которое сосценарист попытался реализовать на бумаге, стала локализация Апокалипсиса. Да, по замыслу Акивы Голдсмана, заражению должен был подвергнуться не весь мир, а только Нью-Йорк, причем медикам и армии в разгар эпидемии удалось "упаковать" вирус внутри Манхэттена, а Нэвилл остался на острове добровольно, чтобы отыскать вакцину на случай новой волны пандемии.
Казалось бы, изменение косметическое – в конце концов, в фильме Лоуренса действие не выбирается за пределы Манхэттена – но чувствуете, как меняется настроение, атмосфера, уровень отчаяния главного героя? В книге и других экранизациях полное одиночество было важной частью истории – не на кого было опереться, не у кого спросить совета, некуда эвакуироваться в случае провала операции. С уменьшением ареала угрозы на нет сходит и эмоциональность ситуации, и уровень сопереживания ведущему персонажу. Да, Голдсман оставил жену и дочь Нэвилла на острове, и поиском лекарства герой занимается, в том числе, и ради спасения их жизней, но всё равно – эффект уже не тот.
У Протосевича не было ни капли сомнений в том, что такое очевидное сужение драматургии на пользу истории не пойдет, но когда, помаявшись над попытками увязать локальный конфликт сценария с глобальной трагедией книги, сценарист пришел к Голдсмиту с замечаниями, тот коллегу просто... уволил. Да, Акива Голдсмит был еще и продюсером проекта, так что имел все полномочия. Марк Протосевич, впрочем, долго горевать не стал, поскольку фильм "Я – легенда" в таком виде был нежизнеспособен, и студия очень скоро потеряла и Скотта и Шварценеггера.
Самое же интересное произошло потом. Через пару лет проект снова стал подавать признаки жизни, причем Голдсмит вынужден был отозвать свои правки и отказаться от идеи заключения зараженных и выжившего на Манхэттене. Фактически продюсер и сценарист вернул в работу черновик Протосевича, хотя по мере подготовки к съемкам и особенно после подключения к проекту Фрэнсиса Лоуренса и Уилла Смита первые наброски подверглись корректировке, в частности, в плане характера ведущего персонажа. Перед сценаристом никто не извинился, звать его обратно никто не стал, но имя в титры вписали. Впрочем, вписали и Голдсмана.
После выхода картины на экраны Марк Протосевич удостоился шквала похвал от коллег и голливудских специалистов из других сфер за невероятно удачное сочетание драмы и экшена. Мне сложно представить, чтобы и то, и другое сработало бы так же мощно, если бы угроза миру была зафиксирована в границах одного небольшого острова. Глобальность трагедии заставляет зрителей переживать более выраженные эмоции – именно для этого авторы и придумывают выразительные трудности своим персонажам. Представьте, что герой Мэтта Дэймона в "Марсианине" застрял не на Красной планете, а под Челябинском. Или что персонажам "Последних из нас" угрожает не смертельный грибок, а коклюш. Да даже взять наш "Вызов" – стали бы мы его смотреть, если бы доктору надо было попасть не на орбиту, а на четвертый этаж панельки в спальном районе? Масштаб решает!
Не исключаю, что совместная работа Скотта и Шварценеггера получилась бы впечатляющей, это, как минимум, интересный тандем. Но совершенно точно это был бы абсолютно другой фильм, лишенный мрачной атмосферы удушающего одиночества и отчаяния. Любопытно, что это понимал и Мэтисон, и авторы двух первых экранизаций, и Протосевич. Только Акиве Голдсману подсознательно очевидное правило показалось надуманным. Впрочем, этот автор себя не раз еще проявил не особенно дальновидным автором с дурным вкусом – чего стоит только его режиссерский дебют "Любовь сквозь время". Но это уже совсем иная история. Про которую и говорить нет смысла – там всё понятно.
Но определенный вывод из истории с зараженным Манхэттеном сделать все-таки можно. Дело в том, что перед авторами сиквела непременно встанет вопрос расширения вселенной по сравнению с первым фильмом. Нам уже известно о существовании других выживших и не менее одной колонии, в которой человечество успешно сохраняет шансы на последующий реванш. Теперь важно не переборщить с числом спасшихся – иначе пропадет накал. Но и сужать рамки до единственной крохотной общины тоже нельзя – это уже вопрос биологического сохранения вида. В общем, есть над чем поразмыслить, если, конечно, создатели "Я – легенда 2" намерены не просто потратить деньги, а как-то оправдать надежды фанатов на высокий уровень сиквела.
Но о второй части мы поговорим в другой раз – сейчас хорошо было бы переключиться на что-то иное, чтобы соблюсти традицию разнообразить темы. Попробую вас удивить следующим материалом – если поддались на эту уловку, заглядывайте регулярно на канал и ничего не пропустите. А еще лучше – подписывайтесь на наш телеграм, там много интересного. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не оставайтесь одни, и...
Увидимся в кино!