Я прекрасно помню лохматое начало 90-х... Ни о каких походах в кинотеатры тогда речи не было – по соседству с моим домом в кинозале разместили мебельный салон и секцию карате – но фильмы мы всё равно смотрели – видеосалоны и видеопрокаты еще во всю работали. Что нового посмотреть, я узнавал из журнала Popcorn – сперва польский, а потом и локализованный предвестник "Афиши" и "Тайм Аута". Именно в нем я впервые увидел изображение нового Дракулы – и был им совершенно очарован. 10 ноября блистательной картине Фрэнсиса Форда Копполы исполнилось 30 – самое время поговорить о том, что сделало ленту великой и вечно живой, как ее заглавный персонаж.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Дракула – один из наиболее популярных, если не сказать затасканных, злодеев массовой культуры последних ста с хвостиком лет. Вампиры и прежде были важной частью готических романов, но выведение Брэмом Стокером на первый план трансильванского графа Влада Цепеша, переродившегося в кровососа Дракулу, существенно изменило ландшафт жанра хоррора и мистики – прежде безымянная и безликая нежить вдруг словно обрела плоть. "Существо ночи" быстро стало завсегдатаем бульварных романов, а затем энергично перебралось и на киноэкран – Дракула получил больше воплощений в кадре, чем любой другой монстр, призрак или чудовище из классических произведений или современной литературы.
В какой-то момент Дракулы в кино даже стало слишком много – британская студия Hammer наснимала бессчетное количество лент о самом могущественном вампире с участием Кристофера Ли, и публика утратила интерес к бледному аристократу в черном плаще, ведущему ночной образ жизни. Как пеплумам, вестернам, пиратским лентам в свое время, вампирским хоррорам тоже требовалась встряска. Перезагрузка, которая изменит отношение к культовому злодею, утратившему способность пугать. И спасение пришло – в 1992-м Фрэнсис Форд Коппола, автор "Крестного отца" и "Бойцовской рыбки" внезапно проявил интерес к "бульварному" жанру "страшилок". Из такой коллаборации мог получиться либо кошмарный провал, либо гениальный шедевр.
Слава богам, вселенная предпочла второе. Лента 1992 года может похвастаться непревзойденным актерским ансамблем и необычным настроением – автор картины буквально признается в любви к Дракуле и жанру хоррора в целом. Консервативные методы кинопроизводства и искусная постановка делают "Дракулу" Копполы не только одним из лучших фильмов ужасов, картина заслуженно может считаться одним из киношедевров всех 90-х. И мне сегодня хочется особенно отметить уникальность данной адаптации, заставляющей трепетать сердца зрителей даже спустя 30 лет после премьеры.
Не нужно быть Киноведом, чтобы отметить – "Дракула" выглядит необычно. Я пока не о костюмах, гриме или декорациях. Стиль, цветовая гамма, узнаваемая "теплота" пленки выделяют картину Копполы из ряда масштабных постановок того времени. В те годы, когда большая часть режиссеров начинала экспериментировать с компьютерными спецэффектами, Фрэнсис окончательно решил для себя оставаться "старовером". "Дракула" подвергнут цифровой обработке только в одном единственном кадре – всё остальное Коппола снял с применением классических приемов вроде наложения кадров друг на друга, использования дублеров и комбинированных съемок.
Практические эффекты, с одной стороны, заставили техников попотеть – необычные трюки пришлось порой снимать с риском если не для жизни, то для здоровья актеров. Но с другой стороны, Копполе удалось избежать столкновения с неизбежным устареванием графики тех лет. Вспомните "Джуманджи" или "Газонокосильщика", вышедших в те же годы – на их эффекты сегодня нельзя смотреть без слез. Но "Дракула"... "Дракула" по-прежнему отлично выглядит и не имеет ни одной "старческой морщинки", выдающей его почтенный по киношным меркам возраст. Нам стоит поблагодарить режиссера за то, что вместо эффектов он предпочел трюки – таким образом Коппола победил время.
Столь же большое значение для ленты сыграла слаженная работа художников по костюмам. В это сложно поверить, но Гэри Олдмана, экранного Дракулу, одели лучше, чем это мог себе представить даже сам Брэм Стокер. Всё дело в том, что команда фильма провела немало времени в компании настоящих историков, архивариусов, библиотекарей – киношному графу подбирали аутентичные наряды восточноевропейской аристократии Средневековья. Стокер по этому поводу не особенно заморачивался, его Цепеш не отличался от французского или испанского вельможи, но Коппола сделал своего Дракулу уникальным и органично вписанным в эпоху и географию.
Работа Эйко Ишиоки, руководителя отдела художественного дизайна, неслучайно была отмечена "Оскаром" – детализация нарядов персонажей в картине просто феноменальна, а некоторые визуальные решения поражают своей смелостью и оригинальностью. Вспомните, к примеру, элегантный серый костюм графа, в котором он покоряет Лондон – дивные очки с синими стеклами придают персонажу загадочности и возвышенности. А уникальная красная накидка Дракулы, которую тот носит в своем замке – не таким публика привыкла видеть самого известного вампира, но его новый облик завораживает еще сильнее.
С гордостью свой "Оскар" могут показывать детям и внукам и мастера причесок и грима. Образ, который команда придала Гари Олдману одновременно и новаторский, и связывающий с классическим обликом вампира. Бледная кожа и узнаваемая линия волос на лбу отсылает нас к привычному виду вампира из фильмов Universal и Hammer, но фантастический седой кокон на голове – это что-то невероятное и в то же время абсолютно уместное в рамках заданной Копполой эстетики.
Сколь ни удивительно это прозвучит, но успех "Дракулы" Копполы оказался во многом обеспечен не новаторским переосмыслением оригинального романа, а наоборот – четкому следованию сюжету книги и тщательному воспроизведению характеров и черт описанных Стокером героев. Режиссер позволил себе добавить в фильм лишь одного персонажа, который, впрочем, упоминается в романе, хотя и не появляется лично, и чуть расцветил романтические линии, добавив сексуальности замкнутым и консервативным героям бумажных страниц. В остальном Коппола действовал на публику через уникальную эстетику, яркие визуальные образы и тонкую эмоциональность каждой сцены.
Ну, и конечно, нельзя обойти вниманием бесподобные кастинговые решения. Необыкновенно одаренный Гэри Олдман блистательно воплощает несколько вариантов облика графа Дракулы. Хрупкая Вайнона Райдер играет то самое ангельское существо, в которое действительно способно влюбиться даже исчадие Ада. Киану Ривз, напитывающий историю особой энергетикой, Энтони Хопкинс, придающий уверенности и устойчивости всей конструкции, десяток артистов второго плана, каждый из которых имеет собственный запоминающийся характер. Пожалуй, это самый глубокий и талантливо сыгранный хоррор в истории кино – да, даже "Изгоняющего дьявола" Коппола, по-моему, оставляет позади.
Подтверждения всем этим моим словам вроде бы даже и не требуется. Прошло тридцать лет, а нового Дракулы, что мог бы потягаться с тем, которого подарили нам Олдман и Коппола, на экранах больше не появилось. Да что там, и вампиры-то как-то скукожились до "сумеречных эмобоев". Именно "Дракула" на сегодняшний день остается самой мрачной, самой страшной, самой точной и адекватной экранизацией классического романа. И при этом ленту можно и нужно считать оригинальным, новаторским, смелым произведением, меняющим реальность. Редкий ужастик хочется пересматривать снова и снова. "Дракула" Копполы – редкое исключение.
Изливать свою любовь, как вы, должно быть, уже знаете, я могу почти бесконечно – только все эти словеса не заменят простого честного просмотра фильма, пусть даже в двадцатый раз. Пересмотрите "Дракулу", это того стоит. Честное слово. А я пока напишу для вас новый интересный материал и опубликую на канале Киноведа в штатском. Заглядывайте сюда и в наш телеграм-канал – найдете много интересного и занятного. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, держите чеснок в доступном месте, и...
Увидимся в кино!