Уже с 10-летнего возраста парнишку из Воронежа Костю Феоктистова начал привлекать космос. Причем, межпланетные путешествия настолько его увлекли, что своему однокласснику однажды сказал, что придет время, и он полетит на Луну. Однако до полета в космос ему пришлось пережить войну.
По малолетству парнишку 1926 года рождения в армию не взяли. Но в ходе боев под Воронежем в 1942 он прибился к разведчикам одной из войсковых частей. Несколько раз ходил за линию фронта, пока не попался в руки немецкому патрулю. На беду парня, это были не простые солдаты вермахта, а эсэсовцы. Без особых разглагольствований Костю потащили в ближайший двор к мусорной яме. Всё больше входя в раж, немец сначала кричал, а потом выстрелил парню в лицо из пистолета.
Пуля ударила Константина в челюсть, и он полетел в яму. Счастье, что немец был уверен в своей меткости и ушёл. Быстро очнувшийся подросток сообразил, что ни в коем случае нельзя шевелиться и издавать какие-либо звуки. Потом с большими трудностями он переполз в ближние кусты, а когда стало темно - переправился к своим, и там уже был отправлен в госпиталь. Пуля немца не задела жизненно важных органов. Но парень не мог говорить и есть. Лечение Феоктистова заняло довольно много времени, и отправлять его на фронт не имело смысла.
Зато ранение помогло Константину продолжить образование. В узбекском Коканде он закончил школу, а потом отправился в Москву, где поступил в МВТУ им. Баумана. Уже во время учебы посещал лекции самого Сергея Павловича Королева. После получения диплома инженера подал документы в НИИ-1, куда его взяли в группу Михаила Клавдиевича Тихонравова. В 1955 Тихонравов вместе с Феоктистовым перешел работать к Королеву.
В КБ Королева именно благодаря знаниям и интуиции Константина Петровича была найдена форма спускаемого модуля для пилотируемого космического аппарата «Восток». Это Феоктистов предложил сделать его в форме шара с утяжелением в нижней его части. При спуске такой модуль не беспорядочно вращался, а летел в точно намеченном положении. Но на одной инженерной работе Константин Павлович не остановился.
Когда программа одиночных полетов в космос была закончена, возник вопрос о запуске многоместных аппаратов. Был спроектирован корабль типа «Восход» с тремя членами экипажа. Для «Восхода-1» в качестве бортинженера Феоктистов предложил свою кандидатуру. И его утвердили, несмотря на то, что здоровье конструктора было не того уровня, как у летчиков-космонавтов.
Немалую помощь в этом оказал сам Королев, добившийся относительно Феоктистова снижения требований. Его полет в космос стал настоящим прорывом. Советские технологии тогда достигли уже такого уровня, что позволили отправлять в полет на орбиту Земли вполне обычных людей, а не только специально тренированных профессионалов. Позднее Феоктистов планировал еще раз слетать в космос.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Однако к 1980 году, когда организовывалась экспедиция на корабле «Союз Т-3», состояние здоровья уже не позволило конструктору совершить полет. Но зато конструкторской и научной деятельностью он занимался еще долгие годы. Оставшись навсегда первым гражданским лицом, побывавшим в космосе.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.