Думаю, в случае с Эрнстом Хаасом — это была идея движения. В буквальном смысле, движение сквозь кадры, застывшие мгновения, через которые текла жизнь, как в кадрах его самых знаменитых серий.
Что заставляет фотографа всю жизнь ловить моменты, осмысляя их как что-то большее? А если этот фотограф Эрнст Хаас, то здесь ответ очевиден: это желание выйти за пределы статики и запечатлеть неуловимое.
Как Эрнст стал Эрнстом?
Эрнст Хаас родился 2 марта 1921 года в Вене. Ну что сказать, времена не самые легкие: Европа жила предчувствием и нарастающей болью глобальных перемен. И Хаас, выросший в таких условиях, уже тогда проявлял свой интерес к художественному и философскому осмыслению окружающего мира.
Его первым серьезным шагом в мир фотографии стал фотопроект для Красного Креста, в котором он запечатлел возвращение пленных солдат после Второй мировой войны. Мрачновато, согласен, но именно это привлекло внимание — его умение показать историю не в моменте победы, а в неразрывной цепочке личных судеб.
Это-то и зацепило Life, предложивший Хаасу работу — кстати, первым фотографом, который заключил эксклюзивный контракт с этим изданием.
Яркий пример его работы, где выражение человеческой жизни через статичное лицо подчеркивает динамику света и контраста.
У кого учился или к чему стремился?
В творческом пути Хааса можно уловить влияния фотографов, работавших с движением и светом, таких как Жак-Анри Лартиг. Лартиг был известен своими съемками автомобилей на высокой скорости — мгновениями, полными энергии, а также стремлением запечатлеть динамику повседневности.
Еще одной важной вехой стало движение в сторону фотожурналистики, вдохновленной картинками того же Cartier-Bresson, в поисках решения задачи: как захватить движение в моменте.
Как запомнится Эрнст Хаас?
Конечно же, своей революцией в цветной фотографии. В середине XX века, когда цвет казался чем-то искусственным и даже немного вульгарным для документалистов, Хаас использовал его как основной инструмент передачи эмоций. Фотографии не просто захватывали моменты — они захватывали весь свет, весь цвет этих моментов, делая его снимки поэтически насыщенными.
Его знаковая серия "New York" 1950-х годов стала эталоном того, как цвет может изменять восприятие городской жизни. Яркий, сочный, часто контрастный мир, которым он делился через объектив, мгновенно становился живым, наполненным неуловимыми движениями. Люди на улице в клубах пара, один из ярчайших примеров цветовой игры света и тени в работах Хааса.
Творческий стиль — магия цвета и движения
Когда большинство фотографов того времени использовали чёрно-белую фотографию для драматизма, Хаас буквально "взорвал" цвет.
И хотя сам он не считал себя революционером, его подход к цвету и движению был по-настоящему новаторским.
Он стал первым фотографом, чьи работы в цвете были опубликованы в журнале Life, а его серия о Нью-Йорке до сих пор цитируется в учебниках как пример правильного использования цвета в композиции.
Изображение загадочных "гигантских зайцев" на дороге, создающих почти кинематографический эффект, что также символизирует любовь Хааса к сюрреалистическим моментам в обычной жизни.
Интересные факты: странности и новаторства
Хаас — один из первых, кто применил технику расфокусировки, что позволило передать ощущение движения на фотографии.
Египетские мальчики, снимок, где световые полосы словно обрамляют фигуры, создавая ощущение почти художественной инсталляции.
Сдержанная критика: где же не хватило блеска?
Если говорить откровенно, то не все всегда впечатлены его работами. Некоторые критики упрекали его в излишней "киношности" и отсутствии глубины. Ну, подумаешь, цвет и движение — есть же куда более драматичные темы для фотоработы, скажет кто-то.
И в чем-то они правы: Хаас действительно рисковал превратиться в "художника света", забыв о том, что за кадром стоит большее — идея. Но и тут можно возразить: разве идея не может быть в красоте самой жизни?
Личное мнение, которое можно не принимать всерьез
Эрнст Хаас — мастер движения, света и цвета. Да, его иногда обвиняют в поверхностности, но за этой "поверхностью" всегда была своя философия: каждый миг имеет свою ценность. И в этом, пожалуй, его особая магия — умение показать, что простота момента может стать ключевым в осмыслении человеческого бытия.
Таким образом, глядя на фотографии Хааса, невольно ловишь себя на мысли: мир движется, а с ним — и мы.