необычны эти животные
Часть 2
Часть 1
Жить по-дельфиньи
Нет ни тени сомнения, что все эти дарования вместе взятые обогащают опыт дельфина о мире. Можно использовать такую аналогию: представьте, что вы воспринимаете мир только в черно-белом цвете. И вдруг добавляется возможность обоняния и вкусовых ощущений. Изменятся ли ваши отношения с этим миром? Конечно. Пусть поведенческая экология с ее функционалистским подходом объясняет, что и для чего нужно дельфинам и насколько то или иное качество повышает шансы дельфинов на выживание. Конструктивистская этология интересуется индивидуумами, животными-субъектами и тем, как они осмысливают этот мир. Именно такой подход я использую в этой книге. Итак, нас интересует следующее: «как воплотиться в дельфинов». Я приглашаю вас попробовать, что такое океан по-дельфиньи, и пожить в этом мире на их позиции. Возможность познания с помощью богатой палитры чувств открывает множество окон, через которые мы смотрим на этот мир.
Когда мы, люди, планируем поход, то обращаемся к путеводителю. То, что мы читаем в нем, — это перечень топографических элементов с указаниями: идти по прямой, повернуть направо, перебраться через скалистую гору. Умение ориентироваться в трехмерном мире — океане — и на больших расстояниях, как это делают дельфины, требует аналогичных аналитических способностей и представлений о морских глубинах.
Насколько мне известно, исследования представления дельфинов о пространстве не проводились. Тем не менее после 30 лет наблюдений я знаю, что они способны обходить препятствия, выбирать кратчайшие пути для перемещения из точки А в точку Б, а значит — оптимизировать свои маршруты. Скорее всего, у дельфинов есть знания о пространстве, в котором они живут, и с большой долей вероятности можно сказать, что они выстраивают о нем умозрительное представление. У усатых китов многие виды мигрируют. Горбатые киты, например, преодолевают большие расстояния, чтобы найти пропитание и заняться размножением. Обладают ли эти животные пространственным восприятием, благодаря которому они не теряются по дороге? Или вот австралийские дельфины, собирающие губки в определенных местах, чтобы затем ловить рыбу с губкой в пасти. Как им удается находить эти уголки, где во множестве живут губки? Не исключено, что дельфины используют какой-то сложившийся ментальный образ этих мест, чтобы доплыть до них.
И, конечно же, у них также есть завидный навык планирования. Планировать дорогу полезно, когда готовишься к долгому пути. Также важно и уметь предвосхищать действия.
Ловля рыбы с губкой в пасти из этой серии. Прежде чем приступить к этому занятию, дельфины сначала отправляются в места, где можно найти губки, и выбирают с особой тщательностью, а затем направляются к скалам, богатым рыбой, чтобы загнать свою добычу. Таким образом, они планируют событие охоты за рыбой и предвосхищают свои потребности, когда готовятся к нему, собирая губку, которая в дальнейшем послужит им инструментом охоты.
Такое планирование задач показано в эксперименте американских ученых. Дельфинам показывают, что приспособление с рыбой внутри открывается и выпускает рыбу, если сперва поместить туда четыре грузика. И если эти грузики поставить на некотором расстоянии от приспособления, дельфины, желая получить рыбу, сначала собирают нужное количество грузиков. Грузики не добавляются в устройство по одному: дельфины программируют задачу наперед.
Подводя итог работам об интеллекте, можно сказать, что дельфины умеют получать информацию об окружающей среде и воспринимать ее с помощью своего тела и сенсорно-двигательного аппарата. Затем они обрабатывают и хранят эту информацию. Они сообщают смыслы миру, в котором живут. Так поступает большинство животных. Тогда в чем особенность именно дельфинов? Они выполняют это, используя тело и органы чувств, поэтому их мир (их Umwelt) отличается от мира манты, черепахи, жирафа, бинтуронга или человека.
Собаки тоже обладают способностью выбрать дорогу в обход, бараны выстраивают категории, морские котики, вероятно, имеют понятие количества, шимпанзе и вороны планируют задачи, когда используют приспособления для добычи пропитания. О чем говорят эти примеры? О том, что существует непрерывный ряд когнитивных способностей животных; о том, что изучение их интеллекта означает интерес к разнообразным сенсорным и когнитивным универсалиям — но их классификация неуместна