Найти в Дзене

Почему личный пример в воспитании не работает

Оглавление

Помните то время, когда из каждого утюга говорили о том, насколько эффективный личный пример в воспитании ребенка? Для многих – это было озарение, а мысль: «насколько это верно и просто», - поселилась в головах надолго.

Но сейчас всё больше людей начинает замечать, что личный пример не работает так, как заверяли.

Личный пример – это хороший метод воспитания, но это не волшебная таблетка, которая точно сработает.

Для подкрепления желаемого поведения личный пример работает весьма неплохо, но не всегда. Если бы это работало так, то у многих бы родителей не было бы проблем с тем, что они не могут заставить ребенка убраться. Но, как показывает практика, это весьма распространенная проблема.

Стадии влияния личного примера на ребенка.

На самом деле, влияние личного примера теряется в процессе взросления и это нормально, так как ребенок начинает получать информацию не только от вас.

Я бы выделил три формальных стадии:

1. От 1 лет до 7. В этом периоде ребенок много повторяет за родителями, поэтому личный пример весьма эффективен. Прививание спорта, уборки, готовки, различные установки и нормы этики… все это легче будет усваиваться с личным примером.

2. От 7 до 13. В этом периоде эффективность личного примера начинает снижаться. Здесь ребенок начинает отдаляться от родителей, у него появляются обязанности, новая среда обитания, свой круг знакомых, новые важные взрослые в его жизни – учителя. От них он тоже перенимает информацию, которую он сможет применять в своем поведении.

3. От 13 и выше. Здесь личный пример становиться малоэффективным, ребенок познает себя в обществе, а его круг общения отличается от вашего. В нем ему нужно решать проблемы, с которыми он не видел, как справляетесь вы. У него появляются свои цели, сильные интересы, а также увлечения. Очень часто привитые ранее нормы могут испариться, или он может их попросту переоценить.

В каких случаях личный пример эффективен.

Личный пример эффективен в прививании различных норм, ценностей и некоторых привычек. Например, папа помог донести маме тяжелые сумки. В детстве, если бы сын видел бы это на постоянной основе, он бы также начал помогать. У него начнут вырабатываться установки:

  • маме нужно помогать;
  • в семье нужно помогать.

Подобные ситуации неплохо подкрепляются личным примером, для того, чтобы ребенок понимал, что «здесь так положено».

Если вы каждый день занимаетесь зарядкой, и ребенок это видит, то он, с большей вероятностью, к вам присоединится. Также происходит и с уборкой, естественно, если ребенок маленький, он не может всё отмыть до блеска, и его помощь скорее формальна. Но именно эта формальность и важна, ведь ребенок должен чувствовать, что он участник процесса, это также выработает привычку помогать вам.

Почему личный пример не работает?

Очень часто родители пытаются привить какие-то привычки или установки в то время, когда дети уже не будут это воспринимать. Если, например, вы всю его жизнь любили посидеть перед телевизором, поедая чипсы и мороженное, а потом вдруг решили, что пора правильно питаться и заниматься здоровым образом жизни. То далеко не факт, что ваш, уже даже и 3-х летний ребенок, с вами будет согласен. А если ребенку от 7-и лет, то и подавно может встать в позу и высказать вам, что вы не правы. И родители начинают гнуть свою линию, прогибая ребенка под их идею. В этом случае порыв будет благородным, но неправильным и малоэффективным.

Почему дети иногда игнорируют личный пример?

Во-первых, дети могут просто не понимать важности того или иного поведения.

Во-вторых, они часто чувствуют давление со стороны взрослых и стремятся доказать свою независимость.

Наконец, личные качества ребенка также играют большую роль. Кто-то любит подражать, а кто-то предпочитает делать все по-своему.

Мне как-то попался рассказ матери, которая говорила о том, что все всегда восхищаются самостоятельными детьми с лидерскими качествами, но никто не понимает насколько трудно быть родителями такого ребенка. Ведь воспитывать в классическом понимании, такого ребенка весьма трудно. Он имеет свой характер и интересы, которые будет отстаивать, с малого, а также пытается в любом удобном случае войти в конфронтацию с родителями. Личный пример, в этой ситуации, будет вовсе неэффективным.

Как правильно использовать личный пример в воспитательном процессе

Прошу заметить, что я не говорю, будто личный пример не будет работать даже в подростковом возрасте. В отдельных случаях он просто необходим. Личный пример – это стимулирующий фактор, т. е. если вы решили перекроить вашу жизнь, то нужно поддерживать это стремление, но для ребенка не всегда интересна зарядка и тренажеры, важно найти занятия по его интересам, возможно, он хотел бы пойти на футбол, танцы, бокс, волейбол, шахматы…

Начинать нужно с малого возраста, тогда личный пример будет весьма эффективен. В это время ребенок впитывает информацию от вас, как губка, и пока у него есть стремление походить на вас, но будьте готовы, что ваши ценности, в его глазах, могут со временем видоизмениться.

Запись на консультацию:

Телеграмм или в ВК Сообщество.

-2