Найти тему
Исторические мелочи

О последнем (?) портрете Николая II работы Серова

В сегодняшнем материале я обращусь к периоду, в котором разбираюсь хуже, чем в более ранних, поэтому полностью полагаться на высказываемое мною не стоит. Впрочем, подобное предупреждение я не раз озвучивал и в отношении своих статей, посвященных периодам, в которых я ориентируюсь получше) Так или иначе, кое-какими сомнениями и соображениями поделиться хочется, поэтому я сделаю это.

Тем, кто читает на Дзене каналы, посвященные истории искусства, должны были, возможно, не единожды, попадаться статьи, пересказывающие эпизод, после которого В.А. Серов отказался писать портреты императора Николая II и представителей его семьи. Насколько понимаю, все эти материалы основаны на фрагменте то ли из воспоминаний И.Э. Грабаря, то ли из подготовленной им же биографии Серова. Этот рассказ приведен в частности в официальном блоге Государственной Третьяковской галереи. Вкратце суть такова. Во время работы над очередным портретом Николая II к Серову подошла императрица Александра Федоровна и стала давать художнику советы и рекомендации, указывая на имеющиеся, по ее мнению, в портрете погрешности. Серов вспылил и предложил императрице, раз уж она столь хорошо разбирается в живописи, заканчивать портрет самой. Николай II пытался «разрулить» неловкую сцену, извинялся перед художником, но Серов на будущее принял решение раз и навсегда отказаться принимать заказы императорской семьи.

В качестве иллюстрации к этому эпизоду везде приводится (ну, разумеется, везде, где приводится какая-либо иллюстрация) следующий незавершенный портрет Николая II работы Серова. Считается, что именно в процессе его создания произошел описанный выше эпизод. Датируется портрет 1900 г. Находится он в частном собрании в Великобритании, доступен лишь его черно-белый снимок. Называется этот портрет, в том числе в хронологическом перечне портретов работы Серова в Википедии, «Портрет императора Николая II в мундире 80-го пехотного генерал-фельдмаршала князя А.И.Барятинского Кабардинского полка»

Проблема в том, что либо на портрете Николай II изображен в мундире не Кабардинского полка, либо портрет создавался не в 1900 г.

В 1900 г. все пехотные полки Русской армии, в том числе и 80-й пехотный Кабардинский, носили введенный в 1881-82 гг. мундир «в русском стиле», на крючках. Этот мундир представлен на приводимом ниже рисунке. Правая фигура – фельдфебель Кабардинского полка.

-2

Более того, в нашем распоряжении есть фото подлинного мундира Кабардинского полка, принадлежавшего, предположительно, Александру III

-3

Мундир полка, в котором Николай II, сменивший отца в качестве шефа этой части, должен был позировать в 1900 г., должен был выглядеть так же. С поправкой на размер, конечно.

В 1907 г. для пехоты, включая и Кабардинский полк, были установлены мундиры на пуговицах

-4

Обратите внимание, что на обоих упомянутых мундирах (образцов 1881 и 1907 гг.) на воротнике и обшлагах в Кабардинском полку как части, шефом которой состоял член Императорской фамилии (в данном случае – Николай II, полк имел двух шефов – «вечного», генерал-фельдмаршала князя А.И. Барятинского и «текущего» в лице царствующего в данный период императора), носились петлицы, белевые у нижних чинов и галунные – у офицеров. На рассматриваемом серовском портрете Николая II петлицы на воротнике и обшлагах отсутствуют. В принципе можно этот факт не воспринимать как аргумент в пользу того, что мундир на Николае не кабардинский. Может быть, Серов просто не успел их прописать. Портрет-то незаконченный. Однако на портрете присутствуют лацканы, которых в предполагаемый период создания портрета и в течение еще длительного времени на мундирах Кабардинского полка не было. Они появились лишь в 1913 г. Есть фото, на котором, как считается, изображен обход Николаем II Роты Его Величества 80-го пехотного Кабардинского полка с введенными в 1913 г. лацканами

-5

Чисто теоретически это могло бы означать, что на рассматриваемом портрете Николай изображен в мундире Кабардинского полка, но в гораздо более поздний период, чем обычно датируется это произведение Серова (1900 г.). Однако, во-первых, лицо императора на «кабардинском» портрете крайне близко (если не сказать, является повторением) лицу Николая на его знаменитом портрете работы того же Серова, созданном именно в 1900 г.

Во-вторых, на мой взгляд, линия, намеченная Серовым поверх левого эполета императора и уходящая по диагонали к его правому бедру, является лядуночной перевязью. Это означает, что Николай II на незаконченном мундире изображен в кавалерийском мундире. Если верить справочнику С.И. Соважа, то в начале царствования Николая II ровно три части Русской армии имели мундиры лацканного покроя – Рота дворцовых гренадер и оба гвардейских уланских полка (Лейб-гвардии уланский Его Величества и Лейб-гвардии уланский Ее Величества). Роту дворцовых гренадер мы можем в данном случае исключить – ее офицерам лядунки не полагались, да и не видел я ни разу портретов императоров в мундире этого подразделения. А вот мундиры обоих гвардейских уланских полк Николай II носил. Вот, например, его изображение в мундире Лейб-гвардии Уланского Ее Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка

-7

Между мундирами гвардейских уланских полков и мундиром на рассматриваемом серовском портрете также есть отличия. По-прежнему отсутствуют петлицы на воротнике и обшлагах. Не виден «мысок» на обшлагах, что, впрочем, может объясняться ракурсом. Поэтому в принципе возможен и вариант, что Николай изображен здесь в мундире какой-то иностранной части, шефом которой числился. Изображал же Серов (кстати, в том же 1900 г.) Николая II в мундире шефа британского 2-го драгунского полка (Королевские шотландские серые). Так или иначе, это не мундир 80-го пехотного Кабардинского полка.

Что все сказанное мною означает? Если приведенный неоконченный портрет Николая точно известен как последнее изображение императора работы Серова, а его наименование дано искусствоведами, видимо, стоит внести изменения в аннотацию, поскольку изображен Николай II не в том мундире, который упоминается в подписи. Если же где-то в источниках зафиксировано, что последним портретом императора авторства Серова стало именно изображение Николая в мундире Кабардинского полка, видимо, следует его искать, поскольку данный портрет – это явно не он.

PS Мундир, в котором Николай II изображен на портрете, с высокой степенью вероятности установлен - см. закрепленный комментарий. И это мундир именно иностранной шефской части

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.