Тема истории возникновения образования на Руси является важной и актуальной по ряду причин, которые касаются как культурного наследия наших предков, так и понимания развития общества и образования в целом. История образования на Руси демонстрирует, как формировался культурный код русского народа, как знания способствовали укреплению государства и культуры. Изучение истории возникновения образования помогает осмыслить современные образовательные тенденции и вызовы. Предлагаю разобраться с тем, как древнерусское общество выстраивало свои образовательные системы.
Период развития образования на Руси можно разделить на несколько этапов: дохристианский древнерусский (до IX в.); раннехристианский (IX-XIV вв.); допетровский (XIV - XVII вв.).
Дохристианский этап
Историю воспитания и обучения в Древней Руси обыкновенно начинают рассматривать в прямой связи с принятием и распространением христианства в 988 году. Однако это не означает что славяне, проживающие до второй половины X века на территории современной России, а также Восточной и Западной Европы были необразованными, безграмотными глупцами в набедренных повязках и шапках ушанках.
К настоящему времени скопилось огромное количество прямых археологических доказательств существования письменности у славян задолго до кириллицы и глаголицы.
Так русский историк Татищев В.Н. в «Истории Российской» справедливо приводит доказательства древности славянской письменности, ссылаясь на античных авторов, и утверждая, что славяне пользовались заимствованной письменностью ещё до нашей эры: «…Когда же, кем и которые буквы первее изобретены, о том между учёными распри неокончаемые… Что же славянского вообще и собственно славяно-руссов письма касается, то многие иноземцы от неведения пишут, якобы славяне поздно и не все, но одни за другими письмо получили и якобы руссы пятнадцать веков по Христе никаких историй не писали, о чём Треер из других в его Введении в русскую историю… написал… Другие, того дивнее, что сказуют, якобы в Руси до Владимира никакого письма не имели… Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чём нам многие древние писатели свидетельствуют…
Ниже из Диодора Сицилийского и других древних довольно видно, что славяне первее жили в Сирии и Финикии… где по соседству еврейское, египетское или халдейское письмо иметь свободно могли. Перешед оттуду, обитали на Чёрном море в Колхиде и Пафлагонии, а оттуду во время троянской войны с именем генети, галли и мешини, по сказанию Гомера, в Европу перешли и берег моря Средиземного до Италии овладели, Венецию построили и пр., как древние многие, особливо Стрыковский, Бельский и другие, сказуют. Следственно, в такой близости и сообществе со греками и италианы обитав, несумненно письмо от них иметь и употреблять способ непрекословно имели, и сие токмо по мнению моему».
В XVIII веке чешские ученые Лингардт и Антон, утверждали, что письменность у славян существовала до V—VI века н. э., и была прямо связана с руническими письменами.
Императрица Екатерина II, в своих "Записках касательно Российской истории", также поддерживала мнение о древности славянской письменности, указывая, что русы имели письмо задолго до призвания Кирилла в Моравию: «Закон или Уложение древнее Русское довольно древность письма в России доказывают. Руссы давно до Рюрика письмо имели…»
Однако параллельно существовала и очевидно до сих пор существует, и поддерживается теория, изобретенная немецкими историками, согласно которой славяне оставались бесписьменными и безграмотными до IX века.
Такие археологические доказательства как: письмо с глиняных «алекановских сосудов» начала X века, свинцовые пломбы торговые печати Х – ХIV веков с буквой кириллицы с одной стороны и неизвестным письменным символом с другой стороны; надписи на камнях, обнаруженные Ф.Н. Глинкой в Бежецком уезде в XIX веке; надписи с кувшина черняховской культуры IV в.; надпись на погребении начала Xв. из могильника близ Смоленска; надпись на камне Розо, обнаруженном в Америке и многие другие. [1]
Кроме того, справедливо замечание Е. Григорьева о том, что такие слова славянской группы языков как «читать», «писать», «книга», «письмо» - являются общими, что говорит об их общем происхождении и способности славян осуществлять эти действия[2]. Для интересующихся древнерусской письменностью до кириллицы рекомендуем обратится к трудам В.А. Чудинова, который исследовал и описал более 3000 археологических объектов с надписями славян и доказал, что письменность у славян существовала задолго до Кирилла и Мефодия[3].
Из архаических источников таких как былины и сказки следует, что первым учителем являлась мать, а затем волхвы. Так из текста былин «Вольга» и «волх Всеславович» следует что с семи лет дети учились писать, изучали грамоту, счет, лекарское искусство и астрономию[4]. Зарубежные исторические источники подтверждают, что славянские волхвы обладали большими знаниями и умом и требовали высокой оплаты своего труда со стороны иноземцев[5].
Раннехристианский этап
Раннехристианский этап развития образования в Древней Руси связан с введением и распространением христианства, а также принятием кириллицы, как основного средства письменности. Согласно археологическим данным в Древней Руси второй половины X века в крупных городах и боярских усадьбах появилось значительное количество людей, освоивших кириллическое письмо поскольку в археологических слоях X века в Новгороде, Пскове, Изборске, Старой Ладоге, Ростове часто находили письменные инструменты – писала (стилосы), сделанные из кости или бронзы. Эти орудия использовались для письма на восковых табличках. Также при раскопках древнерусских городов на реке Неман и в Бужске были обнаружены аналогичные предметы, датируемые второй половиной X века.
О существовании образовательной системы в Древней Руси свидетельствует Новгородская псалтырь начала X века, древнейшая сохранившаяся русская книга, которая являлась не только учебником, но и аналогом грифельной доски, на которой преподаватель и ученик могли стирать и переписывать тексты.
Берестяные грамоты, написанные новгородским семилетним мальчиком Онфимом, свидетельствуют о том, что дети заучивали кириллические буквы и записывали их на глиняных табличках с восковым покрытием или на бересте, составляя из букв слова и цифры. Наличие определённых правил для записи чисел с помощью букв предполагает, что в таких школах также преподавали основы арифметики. С текстами и фотографиями русских берестяных грамот разных веков можно ознакомится на сайте: http://gramoty.ru/birchbark/
Школы были и в Ростове XI века. В тексте Жития Леонтия Ростовского говорится, что святой обучал своих учеников грамоте, включая навыки чтения, письма и счета, а также русскому, мерьскому и греческому языкам. Первоначально епископ Леонтий проводил занятия в Ростове при соборной церкви Успения Богородицы, а затем недалеко от города, в районе потока Брутовщина, при церкви Михаила-Архангела[6].
К середине XI века в Киеве уже появились образованные и начитанные представители знати, такие как великий князь Ярослав Мудрый, его дети и окружение. Его сын Всеволод, как упоминает Владимир Мономах в своём «Поучении», знал пять иностранных языков. Дочь Ярослава, Анна, ставшая королевой Франции, также была грамотной, что подтверждается подписанными ею документами, тогда как её муж Генрих I ставил лишь крестик в качестве подписи.
Ярослав Мудрый активно продвигал просвещение, создав первую библиотеку при Софийском соборе в Киеве, которая включала переводы с греческого и древнеболгарского языков. Для переписки книг он привлёк множество писцов, и это способствовало росту уважительного отношения к книгам среди славян. Во время своего правления (1019–1054), Ярослав Мудрый основал школы «учения книжного» не только в Киеве, но и в других городах. К XIII веку школы существовали уже в Переяславле, Суздале, Владимире и других крупных городах. Первоначально школы организовывались при княжеских дворах, но постепенно перешли под руководство церкви, так как изучение христианской литературы было необходимо именно священникам, а обучение грамоте тесно связывалось с религиозным воспитанием.
Школы «ученья книжного» представляли собой более высокий уровень образования по сравнению с простым обучением грамоте. В них основное внимание уделялось тривиуму, включавшему грамматику, риторику и диалектику, что соответствовало образовательным стандартам Западной Европы того времени. Грамматика включала изучение частей речи, этимологии, грамматических категорий и поэтической выразительности языка, а также толкование текстов Священного Писания. Риторика обучала искусству красивой речи, основываясь на произведениях Иоанна Златоуста, а диалектика охватывала основы философии.
Деятельность школы, основанной Ярославом Мудрым, опиралась на широкую сеть начальных школ, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки, такие как берестяные грамоты, писал и вощеные дощечки. Благодаря распространению грамотности в Новгороде развилась книжная культура. Именно там были созданы важные произведения, такие как Остромирово Евангелие, описание Царьграда Добрыней Ядрейковичем, математический трактат Кирика. Сохранились также «Изборник 1073 года», первые летописные своды и краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища сыграли важную роль в создании «Великих четьих миней», собрания из 12 томов, включавшего все значимые для Руси книги, объемом свыше 27 тысяч страниц.
Ярослав Мудрый собрал множество переписчиков, которые переводили книги с греческого на славянский язык, благодаря чему появилось много книг, полезных для духовного обучения верующих. Ярослава сравнивали с земледельцем: если его отец Владимир «вспахал» землю, крестив народ, то Ярослав «сеял» знание через книги, которые наставляли и учили людей мудрости, покаянию и воздержанию. Книги сравнивались с реками, напояющими вселенную, и источниками мудрости, неисчерпаемыми по своей глубине[7].
Из «Жития Феодосия Печорского (ок. 1008 — 3 мая 1074).» мы узнаем, что школа была и в Круске: В «Житии Феодосия Печерского» упоминается школа в Курске: «Произошло так, что родители блаженного переехали в другой город, именуемый Курском... Обратимся к рассказу о святом этом юноше. Он рос телом, а душой стремился к божественной любви, ежедневно посещая церковь и с глубоким вниманием слушая чтение священных книг. Он не приближался к играющим детям, как это обычно делают малыши... Кроме того, он попросил отдать его учителю для изучения божественных книг, что и было исполнено. Вскоре он овладел грамотой, что удивляло всех, кто был свидетелем его ума, способностей и скорости обучения».
Монастыри сыграли важнейшую роль в развитии образования на Руси в Средние века, став крупнейшими образовательными центрами того времени. Основоположником таких монастырских школ считается Сергий Радонежский (1314–1391), известный религиозный деятель и просветитель и в наши дни почитаемый всеми православными учащимися. В монастырях учились не только будущие священнослужители, но и люди, желающие освоить грамоту и чтение. Любой желающий независимо от возраста и денежного состояния имел возможность получить знания[8].
Допетровский этап
Татаро-монгольское иго оказало крайне негативное влияние на развитие образования в Руси. Показателен тот факт, что тверской князь Михаил Александрович (†1399) был вынужден ехать в Новгород, чтобы научиться грамоте. Немногие очаги просвещения поддерживались митрополитом Киевским Кириллом (†1281), епископом Ростовским Кириллом (†1262), московскими святителями Петром, Алексием, Ионой и Кириллом, а также владимирским епископом Серапионом.
Иван Грозный в 1551 году созвал собор представителей духовенства и боярской думы, на котором был составлен сборник постановлений, известный как Стоглав. В его 26-й главе уделялось внимание созданию школ грамоты, что объяснялось необходимостью борьбы с неграмотностью среди дьяконов и священников (гл. 25). Авторы указывали на существование подобных училищ в прошлом, скорее всего, имея в виду Русь до татаро-монгольского нашествия. Археологические находки, такие как новгородские берестяные грамоты XIII–XV веков, свидетельствуют о высоком уровне грамотности, поддерживаемом даже в этот сложный период.
Большое количество рукописных книг, накопленных на Руси, подтверждает, что учебные заведения существовали на протяжении веков. Составители Стоглава напоминали о школах не только в Новгороде, но и в других городах. В одном из упоминаний говорится: «…А прежде сего училища бывали в Российском царстве на Москве и в Великом Новгороде, и по иным градам... потому и грамотных людей, писцов и певцов было много…».
Школы в то время существовали в основном в крупных городах. В 1553 году появились училища при епархиях в Казани и Каргополе. В конце XVI века на Руси появились первые печатные учебники – азбуки, изданные Иваном Фёдоровым. Он также изложил методические рекомендации для использования азбук родителями, это говорит о том, что обучение грамоте могло быть семейным и частным делом.
Борис Годунов также планировал создать светские школы, но Смутное время помешало этим намерениям. Лишь в конце XVII века, при дворе царя Фёдора Алексеевича, был предложен проект создания первого высшего учебного заведения в Москве для подготовки специалистов как для государственной, так и церковной службы, включая дипломатов, преподавателей и переводчиков. Этот проект, предположительно разработанный Симеоном Полоцким, привел к открытию в 1687 году Славяно-греко-латинской академии, которая стала первым учреждением, полностью соответствовавшим «доклассическим» университетам Европы. Образование стало становиться классовым и платным.
Таким образом, образование в Древней Руси было на достаточно высоком уровне, вопреки навязываемым подходам, изображающим наших предков глупцами. Вывод о высоком уровне образования среди простого населения (как женского, так и мужского) в Древней Руси и допетровское время основывается на нескольких ключевых факторах.
Во-первых, уже в домонгольский период Русь обладала значительным уровнем грамотности, о чём свидетельствуют многочисленные находки берестяных грамот, особенно в Новгороде. Простые люди умели писать, читать и вести переписку, что указывает на распространение элементарных навыков письменности в обществе.
Во-вторых, несмотря на разрушительные последствия татаро-монгольского ига, грамотность продолжала поддерживаться и в трудные времена благодаря усилиям церкви. Широкое распространение рукописных книг и школьное обучение в крупных центрах, таких как Новгород, подтверждают существование учебных заведений, в которых обучались не только представители знати, но и простые люди. Хотя к XVII веку качество образования несколько снизилось, проект создания Славяно-греко-латинской академии в конце XVII века продемонстрировал стремление к возрождению образовательных традиций и подготовке квалифицированных специалистов. Несмотря на сложные исторические обстоятельства и перерывы в развитии образовательной системы, в допетровской Руси существовали школы и традиции грамотности, доступные широким слоям населения. В современной России очень важно сохранять основы всеобщего доступного и высококачественного образования в целях сохранения славянских традиций воспитания грамотного разумного человека независимо от уровня его достатка.
Источники:
[1] Юрий Додонов. Истоки славянской письменности.
[2] Георгиев Е. Славянская письменность до Кирилла и Мефодия. София: Издание Болгарской академии наук, 1952. 96 с.
[3] Чудинов В.А. Вселенная Русской письменности до Кирилла. Москва 2007 г.
[4] Былины / под редакцией В. И. Калугина. – М.: Наука, 1989. – 560 с. и Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. – 365 с.
[5] Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. – Том III. Восточные источники. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009. – 264 с.
[6] Титов А. А. Житие св. Леонтия епископа Ростовского. Со списка, сделанного О. М. Бодянским из рукописи XV века, принадлежащей Кириллову Новоозерскому монастырю. – Ярославль: Типография Я. Строева, 1892. – 121 с.
[7] Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / [Э. Д. Днепров,О. Е. Кошелева,Г. Б. Корнетов и др.] ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; [АПН СССР,НИИ обш. педагогики]. — М. : Педагогика, 1989. — 479с
[8] История педагогики и образования : учебник для вузов / А. И. Пискунов [и др.] ; под общей редакцией А. И. Пискунова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 452 с.