Найти тему
Внук Эзопа

Ницше и человеческое животное: как цивилизация привела к саморазрушению человечества

«Я называю животное, вид, индивидуум испорченным, когда оно теряет свои инстинкты, когда оно выбирает, когда оно предпочитает то, что ему вредно». (Ницше, «Антихрист»)

На протяжении большей части истории люди считали себя выше всех других существ. Мифы о нашем божественном происхождении и нашем месте у венца творения встречаются в религиях, насчитывающих тысячи лет.

Даже в наши «научно просвещённые» времена эта убеждённость в превосходстве нашего вида не была поколеблена. На данный момент мы — хозяева земли, вершина эволюции, единственный рациональный и нравственный вид в мире бессознательных существ, «с красными зубами и когтями».

Но не все согласились с этим мнением. Некоторые на самом деле рассматривали человечество в совершенно ином свете. Философ Фридрих Ницше, например, считал, что если глубоко заглянуть в человеческую психику, то можно обнаружить, что под нашим тщеславием и масками, которые мы демонстрируем, мы — единственное животное, оторванное от своих инстинктов, и, следовательно, самый больной вид, когда-либо существовавший на этой земле.

«Мы научились лучшему. Мы стали скромнее во всех отношениях. Мы больше не прослеживаем происхождение человека в „духе“, в „божественности“, мы вернули его к животным… И даже утверждая это, мы утверждаем слишком много: человек, условно говоря, самое неуклюжее из всех животных, самое болезненное, самое опасное отклонение от своих инстинктов. Но, несмотря на всё это, он, конечно, самый интересный». (Ницше, «Антихрист»)

Как получилось, что мы, самые хитрые из всех созданий, превратились в страдающее животное по преимуществу? Чтобы ответить на этот вопрос, мысли Ницше перенеслись на много тысяч лет назад, во времена, когда цивилизованный характер нашего вида ещё не сформировался.

В эти доисторические эпохи людьми в первую очередь руководили их инстинкты. По словам Ницше, они были «наполовину животными, которые были хорошо приспособлены к дикой природе, войне, бродяжничеству, приключениям». (Ницше, «О Генеалогии морали»)

Драматическая трансформация в психике этих «полуживотных» произошла, когда они перешли из дикой природы в цивилизацию.

Будучи подавленными и скрытыми, наши естественные инстинкты не исчезли, а, скорее, «обратились вспять», против нас самих
Будучи подавленными и скрытыми, наши естественные инстинкты не исчезли, а, скорее, «обратились вспять», против нас самих

В этих «границах общества и мира» (Ницше) люди впервые обнаружили, что подчиняются законам и обычаям, подкреплённым угрозой наказания, и, следовательно, ими больше не управляют одни инстинкты. Эти социальные стандарты приучили нас к более цивилизованному существованию, но они также ослабили нас и усилили наши страдания.

Ибо, будучи подавленными и загнанными в подполье, наши животные инстинкты не исчезли, скорее, они «повернулись вспять, против самого человека» (Ницше, «О генеалогии морали»).

Они вызвали болезнь в психике, которую Ницше назвал «нечистой совестью» — «волей к самоистязанию» (Ницше), — таким образом положив начало этой ужасной человеческой тенденции причинять себе боль.

Как объяснял Ницше: «Человек, который… был принуждён к гнетущей ограниченности и регулярности обычаев, нетерпеливо разрывал себя на части, преследовал себя, грыз себя, расстраивался и наносил себе вред… С ним была связана величайшая и страннейшая болезнь, от которой люди сегодня не излечились, страдание человека от его собственной природы, от самого себя, следствие насильственного расставания со своим животным прошлым… объявление войны старым инстинктам, на которых до этого момента были основаны его сила, радость и способность внушать страх» (Ницше, «О генеалогии морали»).

В следующей части статьи продолжим исследовать эту тему.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа