По сложившейся многолетней традиции в первое воскресенье октября в Беларуси отмечается День учителя – профессиональный праздник тех, кто связал свою жизнь с образованием и воспитанием детей и молодежи. В 2024 г. этот день приходится на 6 октября.
Количество учителей выросло за счет ПТО/ССО
В 2023 г. в национальной системе образования работало 195,6 тыс. педагогических работников. Больше половины от этого количества – 103,3 тыс. человек – составляют учителя дневных учреждений общего среднего образования. По сравнению с 2022 г. их число сократилось на 1,7 тыс. человек (1,7% от общей численности).
Еще 55,7 тыс. педагогических работников заняты в системе дошкольного образования, 19 тыс. задействованы в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического (ПТО) и среднего специального образования (ССО). И в данном сегменте по сравнению с 2022 г. количество педагогических работников выросло на 20%. Цифры наглядно демонстрируют тенденцию к приоритетному развитию системы ПТО/ССО.
А вот в системе высшего образования ситуация противоположная: профессорско-преподавательский состав вузов сократился с 18,1 тыс. до 17,6 тыс. человек.
Таким образом, в 2023 г. количество работников незначительно увеличилось, прервав многолетнюю тенденцию к сокращению численности кадров в отрасли. Для сравнения: в 2005 г. количество педагогов составляло 242,4 тыс., в 2010 г. – 231 тыс., в 2015 г. – 212,2 тыс., в 2020 г. – 205,2 тыс., в 2022 г. – 194,8 тыс. человек.
Следует отметить, что данная тенденция характерна не только для образования. Общая демографическая ситуация в стране ведет к сокращению как занятости во всех ключевых отраслях экономики, так и населения в целом. Сокращается не только количество педагогов, уменьшается количество учреждений образования, становится меньше абитуриентов и специалистов, выпускаемых вузами.
Например, в 2013 г. в учреждениях среднего образования обучалось 138,4 тыс. человек, или 146 учащихся на 10 тыс. человек населения, в 2016 г. – 117,8 тыс. (126 на 10 тыс.), в 2019 г. – 112,5 тыс. (119 на 10 тыс.). Аналогичная ситуация наблюдается и с выпускниками вузов. Если в 2013 г. выпущено 82,7 тыс. дипломированных специалистов (188 человек на 10 тыс. населения), в 2016 г. – 74,6 тыс. (181 человек на 10 тыс.), то в 2019 г. – 57,5 тыс. (150 человек на 10 тыс. населения).
Можно сказать, что, будучи социальной сферой, образование следует за демографическими тенденциями, характеризующими развитие белорусского общества. Из позитивных тенденций отметим увеличение количества детей, посещающих учреждения дошкольного образования и учащихся, получающих среднее образование. Однако увеличение данных категорий пока не трансформировалось в рост количества выпускников школ – ни в абсолютном значении, ни в расчете на 10 тыс. населения: оно продолжает сокращаться.
Зарплаты педработников ускоренно растут, но все еще невелики
Несмотря на сокращение количественных показателей, бюджетное финансирование отрасли увеличивается из года в год. Так, в 2022 г. на образование было выделено 1462,7 млн руб., в 2023 г. – 1635,4 млн руб., в 2024 г. – 1887,3 млн руб.
Увеличение финансирования отрасли используется в т.ч. для повышения зарплат педагогических работников. Так, в январе-августе 2024 г. средняя начисленная зарплата данной категории работников составила 1880,0 руб., увеличившись на 16,9% к аналогичному периоду прошлого года.
Однако зарплата педагогических работников по-прежнему ниже средней зарплаты по стране, хотя отставание показателя от других отраслей существенно сократилось (с -25% до -15%) за счет более высокого темпа роста. Опережающий рост привел к тому, что зарплата педагогических кадров превысила средние значение зарплат, сложившееся в бюджетных организациях (1710,7 руб.).
В то же время общие значения зарплат в сфере образования по-прежнему невелики – 1541,7 руб. в январе-августе 2024 г. Это говорит о том, что зарплаты в отрасли растут прежде всего у учителей и преподавателей, а их размер по-прежнему отличается в зависимости от того, в какой ступени образования работает специалист. Самые высокие зарплаты сложились у профессорско-преподавательского состава – 2513,5 руб. (+11%), учителя в среднем получают 2022,3 руб. (21,7%), самые низкие зарплаты у воспитателей дошкольного образования – 1436,1 руб. (14,9%).
Статистический портрет учителя остается прежним
Он практически не изменился и на начало 2022/2023 учебного года выглядел следующим образом: в большинстве случаев учитель – женщина (87,3%), место работы – государственное учреждение образования (99,5%), образование – высшее (93,2%), квалификационная категория – высшая или первая (79,6%).
Больше всего учителей в учреждениях общего среднего образования наблюдается по таким предметам, как иностранные языки (18,8% от общего количества), математика (10,7%), белорусский язык и литература (9,8%), русский язык и литература (9,8%), физкультура (9,7%). ТОП-5 предметов, которые ведут учителя-женщины, – русский язык и литература (98,3%), белорусский язык и литература (97,8%), иностранные языки (95,7%), биология (92,4%), химия (91,5%). ТОП-5 «мужских» предметов – физкультура (58,1%), допризывная и медицинская подготовка (55,1%), трудовое обучение (39,2%), физика (34,5%), история и другие общественные дисциплины (28%).
Еще одна проблема, которая отчетливо прослеживается в отрасли, – «старение» представителей профессии. 69,5% учителей и руководителей, т.е. более 2/3 от их общей численности, имеют стаж работы по специальности более 15 лет. При этом доля молодых специалистов не превышает 5%. Это одна из причин, из-за которой с каждым годом учителей становится меньше, – молодежь не идет в профессию.
Читайте также:
День знаний: Белстат посчитал, сколько детей учатся и сколько учителей преподают в школах
Портрет педагога и проблемы отрасли: изучили цифры в канун Дня учителя