Цаатаны – племя, численность которого стремительно уменьшается. Еще недавно их насчитывалось свыше тысячи, но сегодня осталось менее трехсот человек. Будущее этого уникального народа под угрозой, а с ним может исчезнуть и целая культура, существующая веками.
Добраться до земель, где живут цаатаны, крайне сложно. Путешествие начинается в небольшом монгольском городке Мурэн, до которого можно доехать без особых проблем. Но затем предстоит два дня пути по ухабистым дорогам, ведущим в национальный парк Цагаан-Нуур, находящийся в предгорьях Хангая.
В этой местности возвышаются величественные горы, скрывается одноименное озеро и вулкан Хорго Уул. А дальше путь только усложняется — нужно пересекать сибирскую тайгу верхом на лошадях, и без помощи местного проводника-цаатана не обойтись. Только так можно приблизиться к жизни этого маленького, но удивительно стойкого народа, чьи традиции угасают на наших глазах.
Цаатанов чаще можно услышать, чем заметить: задолго до того, как взгляду откроются признаки их присутствия, тайга наполняется мощным гулом бензопил. Этот небольшой, но упрямый народ активно рубит лес, что вызывает недовольство природоохранных организаций, обеспокоенных неконтролируемой вырубкой деревьев.
Монгольские власти тоже не в восторге от действий цаатанов, утверждая, что они оставляют за собой "экологический след". Однако попытки изменить привычный уклад жизни племени не приносят результатов – цаатаны живут так, как привыкли, как это делали их предки. Хотя власти и экологи осуждают их методы, сами цаатаны считают, что следуют гармонии природы, а не нарушают её баланс.
Цаатаны, словно кочевники лесов, перемещаются от одной поляны к другой, расчищая землю и устанавливая свои типи — жилища с конусообразными крышами, напоминающие индейские вигвамы. В суровых условиях они зависят от деревьев, которые служат топливом и защищают от зимнего холода. Земледелием племя не занимается — их жизнь полностью сосредоточена вокруг оленей, требующих мха для кормления. Поэтому цаатаны постоянно в движении, оставляя за собой выжженные участки, и менять свои привычки не намерены. Они продолжают заходить в заповедные зоны и рубить леса, несмотря на запреты.
Власти Монголии обеспокоены экологическими последствиями, но контролировать цаатанов сложно: население страны редкое, а леса — идеальное укрытие для непокорных кочевников.
Сами цаатаны недовольны тем, что их охотничьи традиции ограничивают. Охота — древнее занятие племени, и запрет на торговлю олениной ещё больше усложняет их жизнь. Хотя они утверждают, что охотятся на кроликов, волков и лис, власти подозревают, что племя убивает и охраняемые виды — снежных барсов, рысей и горных баранов.
Постепенно жизнь цаатанов меняется, подстраиваясь под современные реалии. У кочевников теперь есть солнечные батареи, которые помогают им получать тепло и электричество. В их типи появились телевизоры, ставшие центром семейных встреч и общения. Ранее для строительства жилищ они использовали лишь шкуры диких животных, но теперь их заменяют пластиковые и непромокаемые ткани. При этом аборигены стойко отказываются применять навоз и уголь для обогрева.
Несмотря на изменения, цаатаны не любят слышать о том, что их образ жизни может негативно влиять на экологию. Они уверены, что всегда жили в гармонии с природой, и теперь сами находятся под угрозой исчезновения. Цаатаны вспоминают времена, когда могли свободно передвигаться по территории России. После Второй мировой войны, опасаясь призыва в армию, они прекратили пересекать границу, что значительно сузило их традиционные кочевые маршруты и изменило привычный ритм жизни.
Цаатаны недовольны созданием заповедника Тенгиз-Шишгид в 2011 году, так как это ограничило их традиционные территории для охоты, а за нарушения новых правил грозят серьезные наказания.
В 2014 году власти Монголии приняли закон о защите культурного наследия, и племя надеялось на восстановление своих охотничьих прав. Однако закон оказался настолько ограничительным, что у мужчин пропало желание заниматься охотой.
Монгольское правительство начало выплачивать цаатанам небольшое пособие в качестве компенсации за ограничения, но многие недовольны, считая эти деньги недостаточными для обеспечения даже одной семьи.
С каждым годом племя теряет свою численность: большинство трудоспособных мужчин уезжают в города на заработки, а в общине остаются в основном пожилые и дети. Несмотря на это, некоторые цаатаны все еще надеются на возрождение своего народа, утверждая, что не желают терять связь с природой и своими традициями.