Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Дом в кирпичном стиле в Малом Козловском переулке. Ксениинский учебно-ремесленный приют

Оглавление

Есть районы Москвы, попадаешь в которые – и начинает казаться, что добрался до них ты не иначе как с помощью машины времени. Только что был в современной Москве, среди стекла и бетона, автомобилей и электросамокатов. И вдруг вокруг тебя вырастает типичный городок девятнадцатого века. Так и кажется, что сейчас мимо пронесется пролетка или какое-нибудь ландо.

Окрестности, расположенные между улицами Мясницкой и Покровкой, Чистопрудным бульваром и Садовой-Черногрязской вызывают такую ассоциацию почти целиком. Есть, конечно, и современные здания, но в целом гуляешь по здешнему лабиринту переулочков – и как будто в прошлое перенесся.

К примеру, здесь, где сходятся Большой Харитоньевский, Большой и Малый Козловские переулки, можно найти и палаты семнадцатого века, и доходные дома начала века двадцатого, и небольшие, в один-два этажа послепожарные особняки.

А еще стоит здесь вот такой краснокирпичный, со светлым обрамлением окон и ступенчатыми аттиками над фигурным карнизом, дом. Этот стиль архитектуры так и…

…Называется «кирпичным стилем»

Порой его даже называют промышленной готикой. Этот стиль нередко применялся зодчими во второй половине девятнадцатого – начале двадцатого веков. Просто высококачественный красный кирпич без штукатурки, иногда с включением изразцов, каменного декора или других вставок. Хотя упор здесь, конечно, в основном на эстетических свойствах самого кирпича.

(3 фото)

Такой стиль как раз очень часто использовался при строительстве заводских и фабричных цехов, но встречается нередко и в менее крупной форме.

Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!

Когда-то на этом месте располагалась усадьба Екатерины Алексеевны Одоевской, где родился и вырос ее сын Владимир Федорович – будущий общественный деятель, музыковед, философ и писатель. Есть даже сведения, что в той усадьбе ненадолго поселился и Сергей Львович Пушкин с семьей, после того как съехал от Юсуповых и до того как переселился на Арбат.

К сожалению, как выглядела та усадьба, сегодня можно только гадать. Было это так давно, что даже такие замечательные организации, как «Архнадзор», ни слова не говорят об их утрате. Мне, правда, почему-то подобная мысль никогда не дает покоя. Испокон веков мы переживаем лишь о том, что теряем лично мы. Даже если нам лично это никогда по-настоящему не принадлежало. Впрочем, это лирика.

-3

Дом на углу Малого Козловского и Большой Харитоньевского построили на месте той старинной усадьбы в 1895 году. Его автором был архитектор Максим Карлович Геппенер. Как пишут многие, мастер использовал здесь стилизацию под характерную для четырнадцатого-шестнадцатого веков «ганзейскую» готику – архитектуру Северной Европы. Строго, функционально, недорого.

(9 фото)

В доме этом разместился…

…Ксениинский городской учебно-ремесленный приют

Его учредила Надежда Борисовна Святополк-Четвертинская, в замужестве Трубецкая, племянница Веры Федоровны Вяземской, статс-дама, фрейлина и щедрая благотворительница. Она же была и заказчицей постройки. А попечительницей стала великая княгиня Ксения Александровна – старшая дочь и четвертый по счету ребенок Александра Третьего, сестра императора Николая Второго.

«Дитя, поступающее в приют, должно найти в нем не роскошь, не привычку к тем предметам, которые могут быть ему чужды в продолжение его жизни, но теплую заботливость, обыкновенную во всяком, хотя бедном, но хорошем семействе. Эта заботливость должна простираться не только на нравственное его образование, но и на все, относящееся до его здоровья, пищи, занятий, движения, — словом, на все те предметы, которых ни исчислить, ни предвидеть невозможно, но которые может угадывать сердце попечительной матери…
…Объясняя какой-либо предмет, отнюдь не изъявляйте досады, замечая, что дети вас не понимают; уверенность в дитяти, что его будут бранить за непонятливость, не только сделает его в самом деле непонятливым, но, что еще хуже, принудит его к притворству. Когда видите, что дитя вас не понимает, знайте, что большей частью не они виноваты, а вы; может быть, вы не совсем так объясняетесь, как должно…»
(Из Устава приюта)

Среди сотрудников приюта и его попечителей трудились Наталья Васильевна Поленова, урожденная Якунчикова – художница и жена живописца Василия Дмитриевича Поленова и Татьяна Анатольевна Рачинская, дочь Анатолия Ивановича Мамонтова.

-5

Так приют и жил вплоть до 1917 года, деля здание с Благотворительным обществом имени доктора Гааза.

С пришествием новой власти дом отдали под коммунальные квартиры.

Позднее здесь располагалась средняя школа №645, а после нее и до наших дней – Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва по волейболу.

-6
Ксениинский учебно-ремесленный детский приют при Работном доме, достопримечательность, Малый Козловский пер., 1/22, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!