Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Картинная галерея Клода Жиро на «Красной Розе», или Где найти аллеи Морозовых, Демидова и Романа Клейна

В своей предыдущей заметке я постарался описать, хотя бы вкратце, богатую и яркую историю некогда великолепной усадьбы дворянского рода Всеволожских (в те времена, правда, фамилия их писалась «Всеволоцкие», а иногда и «Всеволодские»). Рода древнего, восходящего еще к Рюриковичам. Многие известные лица были связаны с этой усадьбой. А едва не погибший, восстановленный главный дом имения располагается сегодня на территории делового квартала «Красная Роза» между улицами Льва Толстого и Тимура Фрунзе. Улица Тимура Фрунзе, к слову сказать, в восемнадцатом веке была Теплым переулком – здесь тогда располагались «теплые бани» купца Артемьева. До этого – переулком Хамовники, а еще раньше переулок носил название Овражки, так как пролегал первоначально по оврагу. Улица же Льва Толстого (на которой великий писатель жил с 1882 по 1901 год) до 1920-го именовалась Долгим Хамовническим переулком. Удивительно, но отчего-то помнят (или упоминают) в связи с той усадьбой, помимо самих Всеволожских, в основ
Оглавление

В своей предыдущей заметке я постарался описать, хотя бы вкратце, богатую и яркую историю некогда великолепной усадьбы дворянского рода Всеволожских (в те времена, правда, фамилия их писалась «Всеволоцкие», а иногда и «Всеволодские»). Рода древнего, восходящего еще к Рюриковичам.

Многие известные лица были связаны с этой усадьбой. А едва не погибший, восстановленный главный дом имения располагается сегодня на территории делового квартала «Красная Роза» между улицами Льва Толстого и Тимура Фрунзе.

Улица Тимура Фрунзе, к слову сказать, в восемнадцатом веке была Теплым переулком – здесь тогда располагались «теплые бани» купца Артемьева. До этого – переулком Хамовники, а еще раньше переулок носил название Овражки, так как пролегал первоначально по оврагу. Улица же Льва Толстого (на которой великий писатель жил с 1882 по 1901 год) до 1920-го именовалась Долгим Хамовническим переулком.

Удивительно, но отчего-то помнят (или упоминают) в связи с той усадьбой, помимо самих Всеволожских, в основном одного лишь промышленника, владельца шелкоткацкой фабрики Клода-Мари (или, как его звали на русский манер, Клавдия Осиповича) Жиро.

Мне это показалось несправедливым, и я постарался рассказать историю чуточку шире – насколько сам ее сумел разыскать за короткий срок. Более того, уверен, что можно найти гораздо больше увлекательных историй, связанных с этим местом.

  • (Собственно, в комментариях мои дорогие подписчики уже весьма щедро дополняют мой рассказ. За что я и люблю свой маленький Дзен!)

Но я все-таки вернусь к тому фабриканту-французу. Тем более что сегодняшняя история будет связана не только с ним, но и с именем талантливого русского архитектора, которого я уже успел полюбить почти так же сильно (да, я лицеприятен), как Федора Осиповича Шехтеля и Льва Николаевича Кекушева.

-2

Да, это еще одно…

…Творение Романа Клейна неподалеку от Девичьего поля

Собственно говоря, практически все производственные и складские здания шелковой фабрики Жиро в Хамовниках построил не кто иной, как Роман Иванович Клейн. А если быть совсем точным, то Клейн, используя и учитывая новые требования к производству, в начале двадцатого столетия перестроил старые корпуса, добавил новые, а заодно выстроил на территории фабрики доходный дом для сотрудников и сторожку (5 фото).

Всего в комплекс входило около шестидесяти построек!

И надо сказать, что на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков это была крупнейшая шелкоткацкая фабрика в России. Буквально через несколько лет после своего открытия, она уже была способна вырабатывать около шести миллионов метров шелковых тканей в год.

В 1901 году Клод-Мари Жиро заказал зодчему и этот двухэтажный особняк сложной формы (7 фото).

В одном из его крыльев поселилась семья промышленника, большую же часть заняла обширная коллекция живописи (5 фото).

Но, несмотря на то, что Клавдий Осипович много внимания, сил и средств уделял расширению производства, внедрению новых технологий и тому подобному, к рабочим он относился гораздо хуже, чем его русские коллеги – Демидовы, Морозовы, Мамонтовы, Прохоровы. Рабочие смены длились по двенадцать-четырнадцать часов, а условия труда и жалование были…

…Намного хуже, чем на других мануфактурах

Об этом как раз писал Лев Николаевич Толстой в своей статье «Рабство нашего времени», фрагмент которой я цитировал в прошлой заметке.

(5 фото)

Любопытно, что в марте 2015 года в Москву приезжали потомки Жиро. Совершив стандартный променад по Красной площади и Музею изобразительных искусств имени Пушкина, накупив матрешек, они, конечно, посетили «Красную Розу» и осмотрели отреставрированное здание галереи (7 фото).

Конечно, остались в восторге. Более того, признались, что в душе чувствуют, что Россия и их родина – все-таки часть их предков родилась здесь, эмигрировав во Францию после революции.

«Мой предок Клод Жиро был приглашен в Россию, чтобы наладить шелковое производство. Он создал фабрику, на которой работали более тысячи человек, построил для них больницу. И открыл картинную галерею. Я очень рад, что о нем не забыли и воссоздали то, чем он гордился»
(Ролан Покашар, праправнук фабриканта Клода Жиро)

Не знаю, известно ли Ролану, насколько нелестно, мягко выражаясь, отзывался о его предке Лев Толстой, и о том, что прапрадедушку депортировали из России, когда тот, пустившись на авантюру, решил на свою продукцию нашивать ярлычки популярной фабрики Сапожникова и выдавать свои ткани за более дорогие и «брендовые». И это была не единственная его афера...

Впрочем, дети за грехи своих отцов не отвечают ни в земном мире, ни в горнем.

-8

После революции фабрику национализировали, а дети Жиро, владевшие теперь предприятием, уехали во Францию. Сама же фабрика продолжала работать по-прежнему, но по просьбе рабочих была переименована в «Красную Розу»…

…В честь немецкой революционерки Розы Люксембург

Правда, теперь здесь производили в основном не натуральные, а синтетические ткани. А во время Великой Отечественной войны перешла на изготовление парашютного шелка.

В бывшей картинной галерее расположились склад и бухгалтерия. Со временем здание обветшало и к середине двадцатого века выглядело весьма печально. Вдобавок в 1965 году в нем случился страшный пожар. Чудо, что огонь не перекинулся на стоящий рядом деревянный особняк.

В 1990-х годах производство начало перемещаться в Подмосковье, а в нулевых комплекс фабрики подвергся реновации, в результате чего его преобразовали в деловой квартал. Название оставили прежнее, советское. Конечно, интерьеры осовременили, зато снаружи все постройки тщательно отреставрировали, сохранив исторический облик промышленной архитектуры конца девятнадцатого – начала двадцатого веков: краснокирпичные стены, широченные высокие окна, наборные кирпичные фризы и наличники (3 фото).

Даже пластиковые окна заказали такие, чтобы они повторяли облик оконных рам того времени.

Впрочем, есть здесь и современные «зеркально-хрустальные» здания. Для любителей новизны (3 фото).

В результате получился довольно обширный и весьма симпатичный лофт-городок.

-11

Отреставрировали, конечно, и особняк-галерею Клавдия Осиповича.

-12

А бизнес-центрам и аллеям делового квартала присвоили имена известных меценатов, купцов и фабрикантов: Строгановых, Савиных, Морозовых, Мамонтовых, Демидовых, Третьяковых, Рябушинских (7 фото).

Что интересно, ни бизнес-центра, ни аллеи Жиро здесь нет. Есть лишь указатель на здание галереи.

А вот не упомянуть Романа Ивановича Клейна создатели обновленной «Красной Розы», конечно же, не смогли.

-14

Если чуть внимательнее осмотреться на территории квартала, то можно найти монумент, посвященный рабочим фабрики, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (2 фото).

А побывать здесь стоит, даже если вы не арендуете в «Красной Розе» лофт, склад или офис.

-16
Картинная галерея фабрики К. Жиро, музей, ул. Тимура Фрунзе, 11с48, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!