В своей предыдущей заметке я постарался описать, хотя бы вкратце, богатую и яркую историю некогда великолепной усадьбы дворянского рода Всеволожских (в те времена, правда, фамилия их писалась «Всеволоцкие», а иногда и «Всеволодские»). Рода древнего, восходящего еще к Рюриковичам.
Многие известные лица были связаны с этой усадьбой. А едва не погибший, восстановленный главный дом имения располагается сегодня на территории делового квартала «Красная Роза» между улицами Льва Толстого и Тимура Фрунзе.
Улица Тимура Фрунзе, к слову сказать, в восемнадцатом веке была Теплым переулком – здесь тогда располагались «теплые бани» купца Артемьева. До этого – переулком Хамовники, а еще раньше переулок носил название Овражки, так как пролегал первоначально по оврагу. Улица же Льва Толстого (на которой великий писатель жил с 1882 по 1901 год) до 1920-го именовалась Долгим Хамовническим переулком.
Удивительно, но отчего-то помнят (или упоминают) в связи с той усадьбой, помимо самих Всеволожских, в основном одного лишь промышленника, владельца шелкоткацкой фабрики Клода-Мари (или, как его звали на русский манер, Клавдия Осиповича) Жиро.
Мне это показалось несправедливым, и я постарался рассказать историю чуточку шире – насколько сам ее сумел разыскать за короткий срок. Более того, уверен, что можно найти гораздо больше увлекательных историй, связанных с этим местом.
- (Собственно, в комментариях мои дорогие подписчики уже весьма щедро дополняют мой рассказ. За что я и люблю свой маленький Дзен!)
Но я все-таки вернусь к тому фабриканту-французу. Тем более что сегодняшняя история будет связана не только с ним, но и с именем талантливого русского архитектора, которого я уже успел полюбить почти так же сильно (да, я лицеприятен), как Федора Осиповича Шехтеля и Льва Николаевича Кекушева.
Да, это еще одно…
…Творение Романа Клейна неподалеку от Девичьего поля
Собственно говоря, практически все производственные и складские здания шелковой фабрики Жиро в Хамовниках построил не кто иной, как Роман Иванович Клейн. А если быть совсем точным, то Клейн, используя и учитывая новые требования к производству, в начале двадцатого столетия перестроил старые корпуса, добавил новые, а заодно выстроил на территории фабрики доходный дом для сотрудников и сторожку (5 фото).
Всего в комплекс входило около шестидесяти построек!
И надо сказать, что на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков это была крупнейшая шелкоткацкая фабрика в России. Буквально через несколько лет после своего открытия, она уже была способна вырабатывать около шести миллионов метров шелковых тканей в год.
В 1901 году Клод-Мари Жиро заказал зодчему и этот двухэтажный особняк сложной формы (7 фото).
В одном из его крыльев поселилась семья промышленника, большую же часть заняла обширная коллекция живописи (5 фото).
Но, несмотря на то, что Клавдий Осипович много внимания, сил и средств уделял расширению производства, внедрению новых технологий и тому подобному, к рабочим он относился гораздо хуже, чем его русские коллеги – Демидовы, Морозовы, Мамонтовы, Прохоровы. Рабочие смены длились по двенадцать-четырнадцать часов, а условия труда и жалование были…
…Намного хуже, чем на других мануфактурах
Об этом как раз писал Лев Николаевич Толстой в своей статье «Рабство нашего времени», фрагмент которой я цитировал в прошлой заметке.
(5 фото)
Любопытно, что в марте 2015 года в Москву приезжали потомки Жиро. Совершив стандартный променад по Красной площади и Музею изобразительных искусств имени Пушкина, накупив матрешек, они, конечно, посетили «Красную Розу» и осмотрели отреставрированное здание галереи (7 фото).
Конечно, остались в восторге. Более того, признались, что в душе чувствуют, что Россия и их родина – все-таки часть их предков родилась здесь, эмигрировав во Францию после революции.
«Мой предок Клод Жиро был приглашен в Россию, чтобы наладить шелковое производство. Он создал фабрику, на которой работали более тысячи человек, построил для них больницу. И открыл картинную галерею. Я очень рад, что о нем не забыли и воссоздали то, чем он гордился»
(Ролан Покашар, праправнук фабриканта Клода Жиро)
Не знаю, известно ли Ролану, насколько нелестно, мягко выражаясь, отзывался о его предке Лев Толстой, и о том, что прапрадедушку депортировали из России, когда тот, пустившись на авантюру, решил на свою продукцию нашивать ярлычки популярной фабрики Сапожникова и выдавать свои ткани за более дорогие и «брендовые». И это была не единственная его афера...
Впрочем, дети за грехи своих отцов не отвечают ни в земном мире, ни в горнем.
После революции фабрику национализировали, а дети Жиро, владевшие теперь предприятием, уехали во Францию. Сама же фабрика продолжала работать по-прежнему, но по просьбе рабочих была переименована в «Красную Розу»…
…В честь немецкой революционерки Розы Люксембург
Правда, теперь здесь производили в основном не натуральные, а синтетические ткани. А во время Великой Отечественной войны перешла на изготовление парашютного шелка.
В бывшей картинной галерее расположились склад и бухгалтерия. Со временем здание обветшало и к середине двадцатого века выглядело весьма печально. Вдобавок в 1965 году в нем случился страшный пожар. Чудо, что огонь не перекинулся на стоящий рядом деревянный особняк.
В 1990-х годах производство начало перемещаться в Подмосковье, а в нулевых комплекс фабрики подвергся реновации, в результате чего его преобразовали в деловой квартал. Название оставили прежнее, советское. Конечно, интерьеры осовременили, зато снаружи все постройки тщательно отреставрировали, сохранив исторический облик промышленной архитектуры конца девятнадцатого – начала двадцатого веков: краснокирпичные стены, широченные высокие окна, наборные кирпичные фризы и наличники (3 фото).
Даже пластиковые окна заказали такие, чтобы они повторяли облик оконных рам того времени.
Впрочем, есть здесь и современные «зеркально-хрустальные» здания. Для любителей новизны (3 фото).
В результате получился довольно обширный и весьма симпатичный лофт-городок.
Отреставрировали, конечно, и особняк-галерею Клавдия Осиповича.
А бизнес-центрам и аллеям делового квартала присвоили имена известных меценатов, купцов и фабрикантов: Строгановых, Савиных, Морозовых, Мамонтовых, Демидовых, Третьяковых, Рябушинских (7 фото).
Что интересно, ни бизнес-центра, ни аллеи Жиро здесь нет. Есть лишь указатель на здание галереи.
А вот не упомянуть Романа Ивановича Клейна создатели обновленной «Красной Розы», конечно же, не смогли.
Если чуть внимательнее осмотреться на территории квартала, то можно найти монумент, посвященный рабочим фабрики, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны (2 фото).
А побывать здесь стоит, даже если вы не арендуете в «Красной Розе» лофт, склад или офис.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!