Найти тему
СибСтройЭксперт

Археологические исследования на участке проектирования: ТАК ДЕЛАТЬ или НЕТ?!

Из этой статьи Вы узнаете о том, в каких случаях на земельном участке, отведенном под застройку, необходимо провести археологические исследования и каким образом это сделать.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы – движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок – и культурные слои – слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ, п. 1 ст. 5.1, установлены ограничения в границах территории объекта культурного наследия, в том числе запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ.

Кроме того, в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия устанавливаются ограничения использования земельных участков и в границах зон с особыми условиями использования территорий, ограничивающие или запрещающие использование земельных участков для осуществления видов деятельности, несовместимых с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. Для объектов культурного наследия могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны охраны объектов культурного наследия, защитная зона объекта культурного наследия (ст. 104, 105 Земельного кодекса РФ № 136-ФЗ).

Согласно п. 8.1.11 СП 47.13330.2016 технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий должен содержать все сведения:

- об объектах культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,

- выявленных объектах культурного наследия,

- объектах, обладающих признаками объекта культурного наследия,

- зонах охраны объектов культурного наследия,

- защитных зонах объектов культурного наследия (данные о проведенных ранее натурных археологических изысканиях (разведках) также приобщаются к отчету).

Расположение ОКН, их охранных и защитных зон отображаются в графической части отчета (табл. А.1 СП 502.1325800.2021).

Для получения требуемой информации в рамках инженерно-экологических изысканий выполняются запросы (табл. Б.1 СП 502.1325800.2021):

- о наличии/отсутствии ОКН, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), выявленных объектов культурного (археологического) наследия и объектов, обладающих признаками ОКН народов Российской Федерации, зон охраны, защитных зон ОКН федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации – в Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) (допускается осуществлять запрос в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН);

- о наличии/отсутствии ОКН, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных ОКН либо объектов, обладающих признаками ОКН, зон охраны, защитных зон ОКН регионального и местного значения в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (службу по охране ОКН субъекта Российской Федерации).

Для получения достоверных сведений в запросах необходимо привести:

1.     точное наименование (титул) объекта,

2.     точные характеристики объекта (кадастровый номер земельного участка, площадь, протяженность, карту-схему с указанием границ).

Необходимо убедиться, что ответ уполномоченного органа является исчерпывающим, а именно: 1) содержит сведения об объектах культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектах культурного наследия, объектах, обладающих признаками объекта культурного наследия, зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия (в том числе в границах водных объектов или их частей); 2) содержит сведения о необходимости (отсутствии необходимости) проведения археологических разведок и государственной историко-культурной экспертизы; 3) площади и конфигурация границ историко-культурных исследований соответствуют границам проектирования.

Практика поиска и обследования объектов культурного наследия и археологических исследований до 2024 года

Результаты инженерно-экологических изысканий должны быть достаточными для определения последующего обоснования в проектной документации допустимости реализации намечаемой деятельности. Таким образом, при отсутствии вышеперечисленных сведений исполнитель изысканий или заказчик работ в соответствии со ст. 28, 30–32, 36, 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и п. 56 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязан обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельных участков, подлежащих воздействию от земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки в порядке, установленном ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 25.04.2024 № 530 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе".

Необходимо отметить, что согласно п. 4.4 СП 47.13330.2016 инженерные изыскания включают основные и специальные виды изысканий (Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»). К основным видам инженерных изысканий относятся: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические, инженерно-геотехнические. К специальным видам инженерных изысканий относятся: геотехнические исследования, обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, локальный мониторинг компонентов окружающей среды, поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения, разведка грунтовых строительных материалов, локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.

Поиск и обследование объектов культурного наследия и археологические исследования в состав инженерно-экологических изысканий не входят (п. 5.2 СП 502.1325800.2021)!!! При этом согласно п. 5.4 СП 502.1325800.2021 по требованию застройщика, технического заказчика в составе инженерно-экологических изысканий могут быть выполнены дополнительные и специальные виды работ (услуг) в соответствии с табл. А. 1 СП 47.13330.2016, где поиск и обследование объектов культурного наследия и археологические исследования отнесены к специальным работам, выполняемым лицами, допущенными к проведению таких работ в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, после 2024 года

Вступившее в силу с 06.02.2024 Постановление Правительства РФ от 30.12.2023 № 2418 "Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работ по использованию лесов и иных работ" отменяет необходимость проведения предварительной археологической разведки на территориях, где риски негативного влияния на объекты культурного наследия отсутствуют (главным образом, в случаях, когда хозяйственные работы не предусматривают значительного воздействия на рельеф, а также проекты реконструкции на освоенных территориях).

Так, согласно Постановлению № 2418 не проводятся археологическая разведка и государственная историко-культурная экспертиза, если территории являются:

- землями (земельными участками), принадлежащими на праве собственности или ином законном основании гражданам и предназначенными для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства);

- искусственными земельными участками;

- землями (земельными участками) или водными объектами, их частями, подвергшимися природному и техногенному воздействию, в результате которого произошли изменения структуры грунтов на наибольшей глубине залегания культурного слоя;

- землями (земельными участками) сельскохозяйственного назначения, используемыми для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (за исключением использования указанных в настоящем абзаце земель (земельных участков) для целей строительства объектов капитального строительства, предусматривающих выполнение земляных работ с заглублением в грунт более чем на 0,5 метра);

- иными землями (земельными участками) или водными объектами, их частями в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Причем данные положения касаются в том числе территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия!!!

Однако отсутствие сведений в отношении объектов, обладающих признаками археологического наследия, противоречит требованиям пункта 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и, соответственно, является нарушением требований технических регламентов и требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия. А значит остаются риски к невыдаче положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В целях снижения риска рекомендуем включать в состав проектно-изыскательской документации материалы, обосновывающие соответствие земельного участка условиям Постановления № 2418.

Таким образом, если раньше содержащиеся в справке уполномоченного органа сведения об отсутствии информации об объектах культурного наследия на подлежащем застройке участке требовали проведения силами застройщика археологических разведок и государственной историко-культурной экспертизы, то в настоящее время данные исследования не требуются, если согласно Постановлению № 2418, территория относится к такой, где риски негативного влияния на объекты культурного наследия отсутствуют.