Найти тему
ГалопомПоЕвропам

Дочь конюха, неверная жена, икона стиля, несравненная модель: и это всё о ней

Оглавление

«Её красота подобна гениальности», − написал Данте Габриэль Россетти в двадцать восьмом сонете цикла «Дом жизни», посвященного Джейн Моррис.

В ней действительно было что-то от богини подземного царства Прозерпины: статная, белокожая, с тяжёлой копной густых вьющихся волос, покрывающих голову, словно шлем, и громадными бездонными глазами, в которых плескалась печаль, эта женщина олицетворяла собой связь земного и мистического, мужского и женского, белого и чёрного, как «инь» и «янь».

Глядя на грациозный силуэт, исполненный гармонии и изящества, царственную осанку, тонкие руки, длинную шею и гордую посадку головы, трудно себе представить, что Джейн Бёрден родилась в семье простолюдинов. Отец Роберт Бёрден работал конюхом, мать Энн Мэйзи – простая неграмотная женщина – нанималась в дома прислугой. Увы, впереди Джейн и её сестру Элизабет ждали только лишения, беспросветная нужда и тяжёлый труд.

Джейн Бёрден (Jane Burden) родилась 19 октября 1839 года в Оксфорде, Великобритания
Джейн Бёрден (Jane Burden) родилась 19 октября 1839 года в Оксфорде, Великобритания
Предположительно, это этюд к масляному портрету миссис Джейн Моррис, начатый в 1878 году. Россетти писал об этой работе: «27 февраля 1878 года. Я закончил старую акварель для головы Вашего портрета, и она получилась удачной – она для Вальпи. Я не хотел, чтобы о ней говорили незнакомые люди, связывая с Вашим именем,, поэтому окрестил её «Бруна Брунеллески», конечно, из-за смуглого цвета лица.» (из «Неопубликованных писем Джейн Моррис», Британский музей).
Предположительно, это этюд к масляному портрету миссис Джейн Моррис, начатый в 1878 году. Россетти писал об этой работе: «27 февраля 1878 года. Я закончил старую акварель для головы Вашего портрета, и она получилась удачной – она для Вальпи. Я не хотел, чтобы о ней говорили незнакомые люди, связывая с Вашим именем,, поэтому окрестил её «Бруна Брунеллески», конечно, из-за смуглого цвета лица.» (из «Неопубликованных писем Джейн Моррис», Британский музей).

Всё изменил случай: осенью 1857 года, чтобы немного развеяться, восемнадцатилетняя Джейн вместе с сестрой отправились на представление театра «Друри-Лейн», где на красивую девушку обратили внимание художники-прерафаэлиты Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс.

Как раз в это самое время друзья писали фрески в конференц-зале Оксфордского союза по мотивам преданий о короле Артуре. Они не могли поверить своим глазам – казалось, в прекрасной незнакомке с фарфоровой кожей и пышными косами воплотились и ожили все мифические и легендарные образы: и супруги короля Артура красавицы Гвиневры, влюблённой в рыцаря Ланселота, и волшебницы Шалот, глядящей на мир через магическое зеркало, и несравненной леди Годивы, и белокурой принцессы Изольды. «I'm stunned» («я ошеломлён») – произнёс Россетти, известный ловелас и сердцеед.

-4

Совершенно околдованные неординарной внешностью скромной немногословной девушки, которая, к тому же, взирала на мир с очаровательной меланхолической задумчивостью и совсем не улыбалась, живописцы уговорили её позировать. Первым стал Россетти, написавший свою королеву Гвиневру с юной черноокой модели. Во время одного из таких сеансов состоялось знакомство Джейн Бёрден с ещё одним представителем братства прерафаэлитов – Уильямом Моррисом.

Моррис, в отличие от Джейн, был выходцем из обеспеченной семьи: отец, преуспевающий брокер, трудился в лондонском Сити, мать Эмма Моррис, урождённая Шелтон, была дочерью учителя музыки из богатого семейства в Вустере. Неудивительно, что парень получил блестящее образование: в возрасте девяти лет поступил в Академию молодых джентльменов миссис Арундейл, затем учился в Колледже Мальборо, а после – в Эксетерском колледже, входившем в состав Оксфордского университета.

Слева – портрет Уильяма Морриса, справа – Данте Габриэля Россетти кисти Джорджа Фредерика Уоттса. 1870
Слева – портрет Уильяма Морриса, справа – Данте Габриэля Россетти кисти Джорджа Фредерика Уоттса. 1870
Уильям Моррис (William Morris) появился на свет 24 марта 1834 года в Уолтемстоу, графство Эссекс, Восточный Лондон
Уильям Моррис (William Morris) появился на свет 24 марта 1834 года в Уолтемстоу, графство Эссекс, Восточный Лондон

Вероятно, Джейн отмалчивалась не столько по причине замкнутости и застенчивости, сколько потому, что была малограмотна: её речь изобиловала ошибками и была совершенно лишена того изящества, которое сквозило в облике, а манеры отличались грубостью.

Тем не менее, Моррис был сражён наповал: Джейн воплощала в себе идеал женской красоты эпохи итальянского кватроченто, которой поклонялись прерафаэлиты – белоснежная кожа, роскошные волосы, узкое лицо, выразительные глаза, словно подёрнутые влагой, чувственные губы. Правда, её кудри были чёрными, а не золотисто-рыжими, как у боттичеллиевской Венеры и мадонн Филиппо Липпи, но подобные мелочи не могли смутить влюблённого художника. Моррис сделал предложение, и оно было принято.

-7
-8
Данте Габриэль Россетти. «La Pia de'Tolomei», 1868. Модель Джейн Моррис
Данте Габриэль Россетти. «La Pia de'Tolomei», 1868. Модель Джейн Моррис

Уильям Моррис и Джейн Бёрден поженились 26 апреля 1859 года. К чести новобрачной, она не удовольствовалась скромной ролью хозяйки дома, спрятавшей за широкой спиной респектабельного мужа-эстета пробелы в собственном образовании. Джейн брала частные уроки, в совершенстве изучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой, а её речь и манеры настолько преобразились, что спустя время в обществе миссис Моррис не характеризовалась иначе, как «царственная особа».

Как ни удивительно, единственное живописное полотно Уильяма Морриса, на котором изображена Джейн Бёрден, создано в 1858 году. Джейн ещё не жена, но помолвка уже состоялась – она невеста страстно влюблённого художника и предстаёт перед нами в образе принцессы Изольды, возлюбленной Тристана, вместе с которым вкусила любовный напиток. Закончив работу, Моррис начертал на холсте: «Я не могу рисовать тебя, но я тебя люблю».

Уильям Моррис. «Прекрасная Изольда». 1858. Галерея Тэйт, Лондон
Уильям Моррис. «Прекрасная Изольда». 1858. Галерея Тэйт, Лондон
-11

Они поселились в Красном доме (Red House), похожем на средневековый замок, в котором любящий супруг продумал и создал всё, начиная с эскизов мебели, рисунков текстиля и обоев и заканчивая дверными ручками. Это был настоящий сказочный дворец, где по стенам вились рождённые фантазией Морриса диковинные побеги, распускались экзотические пышные цветы, опутанные волшебной вязью причудливых узоров, и резвились яркие птицы.

Человек неординарный, разносторонне развитый, наделённый безупречным вкусом, Уильям Моррис, считавший, что он родился не в то время, вошёл в историю как ярый противник капитализма. «Помимо желания создавать красивые вещи основной страстью моей жизни была и есть ненависть к современной цивилизации», – писал он в книге «Как я стал социалистом».

Красный дом (Red House), где жила чета Моррис
Красный дом (Red House), где жила чета Моррис
Текстиль и обои Уильяма Морриса
Текстиль и обои Уильяма Морриса
Интерьер одной из комнат Красного дома
Интерьер одной из комнат Красного дома

Художник, поэт, переводчик, теоретик искусства, основатель движения «Искусства и ремёсла», убеждённый в превосходстве изделий ручной работы над продуктами промышленного производства, Моррис утверждал: «Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя», мечтал о возрождении эстетики Средневековья и желал выпустить искусство из жёстких рамок принадлежности к предметам роскоши, доступным только аристократическому обществу, распахнув для него двери домов обычных горожан вне зависимости от сословия и достатка.

Он был утопистом – благородным, великодушным, полным возвышенных стремлений и совершенно оторванным от реальности. Открыв вместе с друзьями компанию по ручному изготовлению текстиля, обоев, мебели, керамики и витражного стекла, носившую название «Morris, Marshall, Folkner & Сo», этот борец с индустриальной революцией не учёл, что именно вследствие отказа от машинного производства изделия компании станут весьма дорогим удовольствием, недоступным для простых смертных.

Чтобы посмотреть образцы рисунков обоев и текстиля Уильяма Морриса, листайте галерею

Джейн никогда не скрывала, что не была влюблена, принимая предложение Морриса, но относилась к мужу с глубокой симпатией и уважением, поддерживая его начинания – тем более, что сама была искусной вышивальщицей и умела задавать тон, обладая прекрасным вкусом. Она создала свой неповторимый образ и индивидуальный стиль: отказалась от тугого корсета и кринолинов, отдавая предпочтения свободно струящимся тканям натуральных оттенков, естественным складкам и платьям в средневековой манере, носила цепочки и бусы вместо тяжёлых ожерелий и массивных украшений.

Американский писатель Генри Джеймс, впервые увидев Джейн Моррис в 1869 году, писал сестре: «О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всём. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушённого пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся чёрных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие тёмные глаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми чёрными и изогнутыми бровями, рот как у «Орианы» в нашем иллюстрированном Теннисоне, высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге – само совершенство

-16
John Robert Parsons, Jane Morris (Jane Burden), July 1865
John Robert Parsons, Jane Morris (Jane Burden), July 1865
Данте Габриэль Россетти. Портрет миссис Джейн Моррис, 1868
Данте Габриэль Россетти. Портрет миссис Джейн Моррис, 1868

В браке родились две дочери – Дженни и Мэй. К тому времени Джейн заняла подобающее ей место в высшем английском обществе и по-прежнему позировала своему старому знакомому Данте Габриэлю Россетти.

Вероятно, Россетти – порывистый, эксцентричный, увлекающийся, страстный, полная противоположность мужу – с самого начала произвёл на Джейн сильное впечатление, однако он был женат на рыжеволосой Элизабет Сиддал – иконе прерафаэлитов, увековеченной на многих известных полотнах и написанной Джоном Эвереттом Милле в образе шекспировской Офелии.

Лиззи Сиддал – женщина слабого здоровья, страдающая туберкулёзом, с нервами, расшатанными бесконечными изменами ветреного Данте и подкошенная рождением в 1861 году мёртвого ребёнка – топила печали в настойке лауданума, лекарственном средстве на основе опиума. В 1862 году Элизабет скоропостижно скончалась, и ходили упорные слухи, что она намеренно свела счёты с жизнью.

Данте Габриэль Россетти
Данте Габриэль Россетти
Джейн Моррис с дочерью Дженни Моррис, около 1864. Художник H. Smith
Джейн Моррис с дочерью Дженни Моррис, около 1864. Художник H. Smith
Данте Габриэль Россетти. «La Donna della Finestra» («Женщина у окна»,), 1879
Данте Габриэль Россетти. «La Donna della Finestra» («Женщина у окна»,), 1879

Россетти, мучимый угрызениями совести, терзаемый горем и чувством вины, стал злоупотреблять алкоголем и хлоралгидратом. Всю последующую жизнь он страдал от тяжёлой депрессии, ночных кошмаров и нервных расстройств.

Долго оставаться и творить без дамы сердца неукротимый Данте не мог и снова влюбился. На сей раз объектом страсти стала жена друга – Джейн Моррис.

Читайте также:🤴

Их связь началась примерно в 1871 году и не стала тайной для Уильяма Морриса. Будучи убеждённым социалистом и идеалистом, он не считал супругу своей собственностью и не хотел видеть несчастной, хотя горячо любил, поэтому предоставил Джейн полную свободу.

Арендовав совместно с Россетти коттедж Келмскотт Мейнор на границе Оксфордшира и Уилтшира и переехав туда вместе с женой, Моррис вскоре отправился в Исландию, оставив любовников вдвоём.

-22
-23
Данте Габриэль Россетти. «Поклонение Беатриче», 1869
Данте Габриэль Россетти. «Поклонение Беатриче», 1869

В тот период Россетти был одержим образом Прозерпины и в период с 1871 по 1882 год множество раз писал Джейн Моррис в образе древнеримской богини подземного царства.

По легенде, дочь Юпитера и богини плодородия Церреры Прозерпина с подругами собирала на лугу ирисы, фиалки, гиацинты и нарциссы, когда её увидел бог подземного царства Плутон и воспылал любовью. Он умчал её на колеснице и унёс в подземное царство, заставив бездну разверзнуться перед ними. Спустя время Плутон был вынужден отпустить девушку, но дал ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С тех пор полгода Прозерпина проводит среди живых, а другие полгода – в обители мёртвых.

Символично, что Джейн Моррис, как и Прозерпина, разрывалась между мужем, олицетворявшим активную деятельность, трудолюбие, здравый смысл, выдержку и приверженность идеям, и Россетти, который всё глубже погружался в пучину своих слабостей и пороков.

Данте Габриэль Россетти. «Прозерпина», 1874. Галерея Тейт, Лондон
Данте Габриэль Россетти. «Прозерпина», 1874. Галерея Тейт, Лондон
-26

Он становился всё более замкнутым, отдалился от друзей, находился в болезненном настроении, много пил и в 1872 году предпринял попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Страдал манией преследования и считался безумным, но продолжал писать.

На картинах Россетти Джейн, как и в жизни, женственна, меланхолична и загадочна. Женщина-тайна: такой она осталась для всех. «Это лицо было создано, чтобы разжечь огонь его воображения и оживить его силы, это лицо, полное загадочного и невыразимого смысла», – писал брат художника Уильям Майкл Россетти о его возлюбленной и музе.

Данте Габриэль Россетти умер 9 апреля 1882 года. В последнее время он страдал галлюцинациями и приступами паралича.

Уильям Моррис всё чаще болел, в начале 1890-х, помимо подагры, его мучили приступы эпилепсии. Скончался от туберкулеза утром 4 октября 1896 года, будучи полным инвалидом.

Один из вариантов «Прозерпины», написанный Россетти
Один из вариантов «Прозерпины», написанный Россетти
Данте Габриэль Россетти. «Мариана», 1870. Абердинская художественная галерея, Абердин, Шотландия
Данте Габриэль Россетти. «Мариана», 1870. Абердинская художественная галерея, Абердин, Шотландия

Джейн Бёрден-Моррис пережила обоих творцов, обессмертивших её имя, успела встретить наступление XX века и насладиться славой знаменитой музы прерафаэлитов. Она отошла в мир иной 24 января 1914 года в Бате графства Сомерсет в возрасте 74 лет.

Обе дочери также стали вышивальщицами. К сожалению, старшая Дженни страдала эпилепсией и не могла полноценно работать.

Мэй Моррис, окончив Королевский колледж искусств, в 1885 году в возрасте 23 лет стала главой отделения вышивки на предприятии отца «Morris & Co». Она посвятила жизнь возрождению тонкого рукоделия, известного как «opus anglicanum» и выполнявшегося на бархатных или льняных основах с использованием золотых и серебряных нитей.

Бренд «Morris & Co» существует и поныне, выпуская текстиль и обои, однако больше не пренебрегает современными технологиями производства.

«Без ложной скромности − мои картины прославят её красоту в веках», − говори Россетти о Джейн Моррис. И он не ошибся.

Эвелин де Морган. Портрет Джейн Моррис. 1904
Эвелин де Морган. Портрет Джейн Моррис. 1904

Мэй Моррис
Мэй Моррис
Данте Габриэль Россетти. Портрет Мэй Моррис, 1871
Данте Габриэль Россетти. Портрет Мэй Моррис, 1871

Больше интересного:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

До встречи на канале!

-32
Mrs William Morris posed by Rossetti, 1865 Parsons, John R.
Mrs William Morris posed by Rossetti, 1865 Parsons, John R.
-34
-35
-36
-37
Данте Габриэль Россетти. «Поклонение Беатриче» (фрагмент)
Данте Габриэль Россетти. «Поклонение Беатриче» (фрагмент)