Найти тему
Друг для друга Курск

Манеж для лошадей, театр и таинственное исчезновение названия. История концертно-творческого центра имени Щепкина

В Курске идет капитальный ремонт фасада концертно-творческого центра имени Щепкина. Впервые за долгие годы. Когда сбили штукатурку, перед глазами предстала фигурная кирпичная кладка с арочными сводами. Это привет из прошлого, а точнее от военного манежа для «учения полковых лошадей». Именно такое предназначение изначально было у здания, которое построили на улице Херсонской (ныне Дзержинского) 204 года назад. Рассказываем, как выглядел манеж изначально, почему его потом переделали под театр и сколько зрителей вмещал роскошный зал.

У Марьино и манежа один архитектор

История старинного дома началась в 1820 году, когда в Курске открыли военный манеж для обучения лошадей. Здание было длинное, вытянутое вдоль Манежной улицы (сейчас улица Щепкина) и украшенное со стороны Херсонской ампирной колоннадой. Спроектировано оно было архитектором Карлом Гофманом, незадолго до этого создавшим шикарный дворцово-парковый ансамбль «Марьино» для князей Барятинских. Впрочем, и здание на Херсонской, хоть и уступало в масштабе, но выглядело все же роскошно. В качестве манежа строение использовали несколько лет. Какое-то время здание пустовало, а потом его определили под... театр. Такое решение было скорее вынужденным.

-2

Дело в том, что сгорел театр, который располагался в здании Дворянского собрания (в современной истории это Дом офицеров, а после концертный зал Свиридовский). «Пожар вспыхнул 30 декабря 1875 года. Дворянское собрание загорелось ночью из-за опрокинутой заснувшим переписчиком ролей лампы – несчастный выпивоха погиб, – писало курский краевед Владимир Степанов. – Пожар заметили лишь в третьем часу утра. При тушении выяснилось, что пожарное оборудование неисправно, а пожарные в первую очередь кинулись спасать из театрального буфета бутылки с вином и водкой. Утром полицмейстер доложил губернатору, что пожар «мерами полиции» прекращен, однако в час дня вспыхнула другая часть здания. Огонь бушевал еще сутки, оставив после себя обгорелые стены. Удалось спасти лишь часть библиотеки и некоторые костюмы, весь же реквизит и декорации были уничтожены».

Театральная жизнь в Курске надолго замерла, потому что других залов для спектаклей просто не было. Сначала, как это у нас водится, решили строить новый театр. К 1881 году был составлен план строительства нового храма Мельпомены, но стоило это 150 000 рублей. Посчитали и ужаснулись – таких денег в казне не было. На время грандиозные планы отложили.

На реконструкцию сбросились куряне

В 1885 году в Курскую губернию назначают нового губернатора Павла Косаговского... Как известно, домом губернатора, в который заселялись первые лица, долгое время было нынешнее здание наркологической больницы на углу улиц Дружининской и Дзержинского. А прямо напротив пустовала коробка бывшего манежа, крытая железом. Иногда туда пускали с представлениями кочующие цирковые труппы. И Косаговскому, возможно, глядя прямо из окна своих курских апартаментов на манеж, пришла идея. Павел Павлович распорядился начать переделку.

-3

Проект разработал курский архитектор Александр Гросс. Реконструкция стоила гораздо дешевле строительства – 26 000 рублей, но и этой суммы город позволить себе не мог. И Косаговский сумел организовать сборы с курян. За работами следил лично, благо далеко ходить было не надо, буквально через дорогу. Закончили переделку в рекордно короткие сроки.

К моменту реконструкции в архитектуре стал популярен эклектизм, смешение стилей. Куряне всегда следовали моде, что отразилось на внешнем облике бывшего манежа. Над главным фасадом (его, кстати, переделали полностью) появилась изогнутая фигурная крыша с ажурной чугунной решеткой на коньке. Вместо классического портика с шестью колоннами установили вазы, вычурный парапет.

В театре появился вестибюль, сделали красивый зал, в котором был не только партер, но и 47 лож в два яруса. В здании устроили паровое отопление, яркое электрическое освещение, оборудовали буфет и курительные комнаты. Повесили роскошный занавес работы известного декоратора императорских театров Вальца. Получился, практически, дворец, вмещавший свыше 600 зрителей. Постановкой оперетты «Донна Жуанита» 1 декабря 1886 года в городе возобновились спектакли. Театральная жизнь снова закипела.

Классика и «полнейший пустоцвет»

«Что только не видел в зале театра курский зритель, – читаем в «Путеводителе по Курску» Владимира Степанова. – Здесь шли драмы и водевили, комедии и трагедии, оперетты. Наряду с классикой ставились спектакли-пустышки. С большим успехом шли «Гамлет» Шекспира, «Гроза» Островского, «Ревизор»... И в то же время куряне могли видеть такие поделки, как «Оболтусы и ветрогоны», «Женщина с улицы». 8 декабря 1905 года газета «Курский листок» поместила рецензию зрителя на комедию «Балерина»: «Спектакль представляет в художественном отношении полнейший пустоцвет, и, пожалуй, мало интереса рассказывать вульгарно написанную эпопею».

-4

Известно, что постоянной труппы театр не имел. Когда начинался театральный сезон, набирали до 70 человек из заезжих артистов. «Практиковались приглашения на гастроли актеров из других театров. Часто приезжали артисты из Петербурга, Москвы, Харькова, Киева. Да какие! В этом театре куряне видели короля водевиля Варламова, покорявшего зрителей своей жизнерадостностью и оптимизмом. Здесь на сцене в спектакле «Бой бабочек» выступала выдающаяся Комиссаржевская, тут создавала изумительные образы купчих и мещанок актриса Садовская, в зале звучал голос великого Качалова, покоряла публику своим великолепным искусством игры Яблочкина...» – писал Степанов.

В 1911 году по решению городской думы театру присвоили имя Михаила Щепкина.

После революции 1917 года репертуар театра, естественно, изменился. Сам он стал именоваться Государственным показательным театром имени Щепкина. «Теперь зал заполнили те, кого еще недавно презрительно называли «низами», многие сидели в театральных креслах в серых солдатских шинелях. Деникин подступал к Курску, город находился на военном положении, а зал театра переполнен... Обновился репертуар. Курский театр одним из первых в стране ставит пьесы Анатолия Луначарского «Королевский брадобрей», «Народ», «Взятие Бастилии». В 1926 году нарком просвещения приезжает в Курск и присутствует на своем спектакле «Яд». После представления автор выступил перед зрителями с рассказом о том, как создавалась пьеса».

Аншлаг на ночных сеансах

В 1927 году городской театр навсегда покинул это здание, переехав в так называемый Дом Ильича – красно-кирпичное двухэтажное здание в стиле модерн. Сейчас это Курская государственная филармония на улице Перекальского.

А помещение теперь уже бывшего театра стали приспосабливать под кинотеатр. «Это был самый престижный кинотеатр в городе, ставший и первым звуковым. В зрительном зале, вмещающем 700 зрителей, имелись партер, амфитеатр, балкон и ложи, сохранившие в основном первоначальную форму», – писал Степанов.

-5

В годы Великой Отечественной войны здание кинотеатра не пострадало. Вскоре после освобождения города газета «Курская правда» сообщила читателям: «Вчера, после 15-месячного перерыва, граждане Курска впервые смотрели советский фильм. Кинотеатр гостеприимно открыл свои двери для советских людей. А ведь недавно туда для них вход был строго воспрещен. Кино имели право посещать только оккупанты...»

В послевоенные годы здание кинотеатра было реконструировано по проекту курского архитектора Алексея Шуклина, который придал помпезности помещениям. В курском доме кино появились расписной потолок, богатые люстры и колонны. Перед сеансами всегда играл оркестр, работал буфет, продавали мороженое в хрустящих вафельных стаканчиках...

Сохранились воспоминания курян, которые рассказывали, что популярность кино в те годы была огромная. А вот залов не хватало. Поэтому практиковались даже ночные сеансы, которые начинались в 23:00. Ежегодно кинотеатр имени Щепкина посещали около полутора миллионов зрителей.

В 1979 году его состояние признали аварийным и закрыли. Все чаще стали звучать призывы снести старый особняк. Но победил здравый смысл, решили ремонтировать. Собственно, от прежнего здания остались лишь наружные стены, внутри был сварен металлический каркас, устроены дополнительные фундаменты. Еще соорудили дополнительную пристройку – это как раз вход и кассы.

У кинотеатра менялись хозяева, и в какой-то момент чудесным образом из названия исчезло имя актера Щепкина. Вернули его только в 2023 году. С инициативой выступил тогда еще губернатор Роман Старовойт. «Когда-то давно имя Щепкина носил кинотеатр, но за чередой смены организаций имя Михаила Семёновича почему-то исчезло из названия, сейчас там располагается концертно-творческий центр «Звездный», – пояснял тогда глава региона. Идею куряне поддержали.

Александра БЕРЕГОВАЯ, по материалам old-kursk.ru, nash-ostrov.ru

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1565/new/019624/.

Архив статей газеты ~ № 42 (1565) 15 октября ~ 2024 год.