Друзья, приветствую вас на канале «Прошлое: легенды и реальность». Я продолжаю серию статей, посвященных славянским богам, облик которых воссоздает нейросеть, опираясь на информацию из мифов и легенд. Эта публикация также о богинях славянского пантеона.
Мокошь (Макошь) – богиня, мать всего живого, подательница земного изобилия, одно из древнейших божеств славянского пантеона. Богиня счастливой судьбы, приносящей изобилие в дом (кош — жребий, судьба, т.е. Макошь — мать счастливого коша, жребия, судьбы). Как мать хорошего урожая, достатка в доме изображалась с большой головой, с длинными руками, с рогом изобилия.
Морена (Марена) – богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее – смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Данная богиня изображалась в разных образах в зависимости от времени года. В последние осенние дни её представляли, как прекрасную молодую девушку с ясным взором, белым лицом и длинными волосами смоляного цвета. К весне она преображалась в сгорбленную старуху, которая не могла двинуться без своей клюки.
Жива — предположительно богиня жизни и плодородия у западных славян. Она также покровительствовала матерям, акушеркам и всем женщинам, задействованным в работе по уходу за детьми и их воспитанием. Живу изображали в образе женщины средних лет с белыми волосами и бездонными глазами цвета мартовской лазури. Её сопровождали белые куница, голубь с голубкой и кролики.
Рожана — одна из древнейших славянских богинь. Она была олицетворением женского начала и созидательной силы, способной наполнить пустоту жизнью. Рожану ещё называли Небесной Богородицей — юной и прекрасной. Она олицетворяла семейный достаток, богатство и чистоту души. Эту богиню чаще всего представляли в облике беременной женщины, с ореолом света вокруг головы. При этом Рожана всегда была красивой и молодой, никаких излишеств в её одежде и облике (драгоценности и украшения) не было, она отличалась простотой и скромностью.
Кострома — восточнославянская богиня плодородия. Её имя происходит от слова «костёр» (костер), русского слова, означающего «костёр». В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли.