Найти в Дзене

Лабиринты и развитие речи

Оглавление

Ирина: -Сейчас будем рассказывать про самостоятельную работу родителей. Какие методы и приемы есть, и что еще можно делать с детьми дабы ускорить процесс исправления речи у сенсорных и моторных алаликов.

Мария: - Расскажем про лабиринты.

Ирина: - В глубокой молодости я думала, что лабиринт – это развлечение. И фактически использовала как вознаграждение за хорошо выполненное задание или за хорошо проведенный урок. Дети радовались, визжали от восторга: «-Позанимался? Молодец, на тебе лабиринт пройти». Копнув чуть поглубже, я поняла, что лабиринты — это вполне себе самостоятельное направление развития личности и высших психических функций ребенка. Я буду вспоминать, а вы, Мария Владимировна, дополняйте.

Мария: -Давайте сразу оговоримся, что все лабиринты будут показаны, как они выглядят, чтобы вы понимали, о чем идет речь.

Для чего нужны лабиринты.

Ирина: -Для чего же нужны бывают лабиринты? Ну, во-первых, это формирование устойчивости внимания. Это важно как для сенсориков, так и для моториков. Для сенсориков еще важнее, у них внимание вообще не держится. Поэтому проведение от одной точечки пространства до другой – это удержание устойчивого внимания. Вторая вещь – это развитие межанализаторных связей. Поскольку здесь пальчик двигается, локомоторное движение, глазки двигаются, и они должны корректировать одно другое. Речевая работа. «-Иди, беги, прыгай, ползи». Всё зависит от того, что на картинке изображено. Для моториков очень активно используем лабиринты для развития речи. Для сенсориков это в меньшей степени использование речи, хотя нет, на более таком зрелом уровне они и начинают говорить целыми фразами.

Мария: -Опять же, развитие пространственного мышления, восприятия.

Ирина: -Развитие плоскостного мышления, потому что, по моим наблюдениям, что моторикам, что сенсорикам проще объемные конструкции изучить, чем плоские. Поэтому переход из пирамидки и башенки на плоскость – это важный развивающий момент.

Мария: -Поэтому лабиринты мы начинаем практически с первых занятий, я бы сказала, выполнять как с сенсориками, так и с моториками.

С чего начать? Что для этого нужно.

-2


Ирина
: -Технические подробности. Что нам нужно? Нам нужен лабиринт.

Мария: -Итак, это лист бумаги, на котором нарисована дорожка. Есть начало, есть конец. Это мы уже называем лабиринт. Лабиринты бывают разные по сложности. Лабиринты бывают для одной руки, бывают для двух рук, где можно вести одновременно двумя пальчиками. Мы начинаем вначале с самых простых, чтобы ребенок понял самый обычный принцип. Что мы делаем? Мы предлагаем самый простой лабиринт, где есть одна изогнутая дорожка, можно даже не сильно изогнутая, но есть начало и есть конец. Что мы говорим ребёнку? «-Возьми пальчик», тот самый указательный пальчик, жест. «-Ставь пальчик», ребёнок поставил пальчик на коровку, и ведет по лабиринту, как идёт коровка.

Ирина: -Помогаем сначала его руке. Потом постепенно на тех же самых лабиринтах той же самой сложности мы своей рукой уже не держим за его палец. Потом отодвигаем руку дальше, держим за локоть. Далее у сенсориков нужно просто направить руку куда нужно, и он уже примерно понимает, что от него хотят.

Мария: -Иногда начинается с того, что ребенок не может соединить ручку, у него пальчики разъезжаются. Мы не можем поставить руку, поэтому мы либо держим, либо можно дать ему монетку в кулачок зажать. Ребенок держит монетку, а пальчик у него остается свободный, а своей рукой помогаем вести его пальчиком. Поэтому, опять же, как мы говорим во всех наших упражнениях и заданиях, не ожидайте, что здесь и сегодня с первого раза у вас получится сразу и всё-всё-всё. Нет, может быть, вы сегодня научитесь хотя бы просто сжимать, выставлять и ставить пальчик, находить нужное место.

Ирина: -Иногда родители говорят, что «-Ребёнок не умеет сжимать кулачок». Я давно уже перестала верить в эту сказку. Я говорю: «- А если вы ему дадите в руку карандаш, что он сделает? Он сожмет». То есть кулачок-то сжимается. Просто ребенок не понимает, зачем сжимать кулачок, если он пустой. Поэтому указательный палец и не выставляется. И ребенок не умеет удерживать большим пальцем все остальные пальцы. Снова напоминаю, не стесняемся. Берем дело в свои руки. Берем руку ребенка, согнули, монетку положили. Удерживаем монетку тремя пальчиками, главное вытащить указательный пальчик наружу и можно будет им вести. Что нужно еще сказать? Опять же, про сенсорных алаликов. Им довольно сложно вообще постичь саму концепцию лабиринта. «-А зачем это делать? Ну, я вижу коровку, я вижу травку». Кстати, в идеале, если ребенок понимает, что от него хотят, чтобы коровка поела травку, он их соединяет напрямую. Не ведет по кривой лабиринта, а он их соединяет прямо сразу. Ну, надо сказать, что это разумное решение, потому что я помню из курса геометрии за шестой класс, что кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая. Так что наши дети вполне разумно и рационально соединяют так, как должно было бы быть в природе. У нас, к сожалению, искусственные условия, нам нужно пройти всю эту дорожку. Если ребёнок не понимает, чего от него хотят, мы предлагаем вернуться до очень раннего уровня развития, походить ножками. Вот те самые хождения по бордюру с поворотами, чтобы ребёнок понял, что дорога не всегда прямая, что дорога может извиваться. Некоторые родители дома на полу рисуют. Кто мелом, кто верёвочками выкладывает, кто-то просто белыми листами формата А4 выкладывает дорожку с поворотами, чтобы ребенок ножками прошел от одной точки до другой, но не по прямой. То есть, чтобы сенсорик своим телом понял, что лабиринт нужно проходить со всеми препятствиями. Затем нужно сделать будет перенос на плоскость. Иногда приходится это делать не сразу на листочек в лабиринте, а приходится брать машинку, дорожки, выстраивать дорожки для машинок и показывать, что машинки едут по дорожке по плоской поверхности. После этого пытаемся перейти на бумажные лабиринты. Если снова не получается, ребенок сходит с дорожки, сокращает путь. Есть такая хитрая штука – тактильный лабиринт. Приобрести такое, честно скажу, ни разу не удавалось, хотя мне однажды сказали, что было такое в продаже. Мы делаем это самостоятельно. Берется картон, берется клей. Сначала рисуется дорожка простая, она промазывается клеем, засыпается манкой, солью, сахаром, чем не жалко.

Мария: -Ватой. Мягкая дорожка получится.

Ирина: — Вот тоже возможный вариант. Иногда из бархатной бумаги вырезают дорожку, или наоборот клеят гладкую дорожку на бархатной бумаге. Опять же от того зависит, что ребенку больше нравится, по шершавенькому водить или по гладкому. Получается мы добавляем еще один анализатор - тактильный, что ребенок и пальцем, и глазами проверяет, куда он ведет, не сходя с дорожки. Если он это освоил, дальше уже можно переходить к тому, чтобы проходить эти простые первые лабиринты пальцем, именно пальцем. Периодически спрашивают: «-Ирина Петровна, может быть лучше карандашом?». Потому что мы все из своего дошкольного детства помним, что карандашом вроде бы как легче найти путь. Нет, на самом деле карандаш усложняет прохождение лабиринта. Потому что там это дополнительный инструмент, которым тоже нужно уметь управлять. Поэтому изначально лучше все-таки пальчиком.

Мария: -Я бы сказала, что это просто немножко другое задание. Оно позже подходит, но преследует несколько другие цели. Полезно и карандашом лабиринты проходить, но на начальном этапе лучше пальчиками. Нужны тактильные ощущения для ребенка. У меня есть малыш, который, наоборот, сразу научился карандашом, а проходить пальцами ему не нравилось.

Ирина: -Иногда бывает такое, что ребенок с маминой помощью проходит лабиринт, а сам не может. Руку слегка отпускаем, все, тормозим, не проходит никак. Еще один прием. Мама ведет своим пальчиком, а его пальчик поставила, говорит: «-догоняй». И он вслед за ней проходит, понимает, чего от него хотят, чтобы он своим пальцем прошел по всей этой дорожке. Такое тоже иногда помогает.

Мария: -Здесь очень хорошо развивается зрительное внимание ребенка. Он смотрит, куда нужно вести за маминым пальчиком, и своим ведет.

Какие бывают лабиринты по сложности?

Ирина: -Мама может регулировать скорость прохождения лабиринта. Потому что у меня один мальчик был шустрый, ему все нужно было побыстрей. Объяснить ему, что нужно «медленно», таких слов еще не знает. Поэтому, когда мама ведет пальцем с нужной скоростью, вот там он успевает пройти все повороты, тем самым формируется устойчивость внимания. Итак, какие бывают лабиринты? Самый простой это два предмета и между ними кривая. Например: медвежонок и бочка меда, а между ними кривая самая обычная. В дальнейшем кривая усложняется, пересекает саму себя с петлями, потому что именно в момент петли у детей раздваивается внимание. Соскочили и заблудились, и заново начинаем проходить лабиринт. Поэтому важно усложнять лабиринты.

Мария: -На самом деле это очень сложные мыслительные процессы, и не думайте, что ребёнок должен прям с первого раза всё это понять и усвоить.

Ирина: «-Ну как же ты не понимаешь?» Не понимает. Какие к нему вопросы? Он не понимает. Научите, поймет.

Мария: -Именно поэтому все эти лабиринты, все эти задания важны для развития этих межанализаторных связей, взаимодействия мышления, правильного пространства. Поэтому это очень важное задание, и мы о нем так много сегодня рассказываем.

Ирина: - После этого можно перейти к другому типу лабиринтов, не совсем запутанных, где, например три жирафа сплелись шеями, это уже перебор. Лучше после небольшого количества петелек, перейти на лабиринт коридорного типа. Когда нужно вести между двух линий. Для детей это сложный переход, как для сенсориков, так и для моториков. Моторики, все прекрасно понимают, но они все равно продолжают вести по линии, а там нужно не проходить сквозь стеночки. Вот иногда по моторикам я говорю так: «-Не проходим сквозь стеночки, ты же не привидение», потому что с привидениями к этому моменту они уже знакомы. «Kumon» лабиринты очень хорошие. Они нарисованы объемно. Там стоят домики, и вот по улице между домами нужно пройти. В этот момент ребенок понимает, что ну как это он пройдет сквозь дом? Он же не может проходить сквозь дом. И вот тогда они научаются по улицам города двигаться. Мне очень нравится этот вид лабиринтов. Дальше, какие еще бывают разновидности лабиринтов? Ой, а дальше еще сложнее. Лабиринты с зашумлениями, лабиринты ведущие в никуда. То есть мальчик должен пройти к дому, к которому три дорожки, и только одна из них ведет к нему. Особо хитрые дети, годам к пяти смекают, что нужно идти в обратную сторону. Тогда точно придешь туда, куда нужно.

Мария: -На самом деле, дети очень быстро все схватывают. Последствием таких вот заданий у детей включается еще и логика. И они начинают думать, а что здесь можно сделать. И это, безусловно, тоже очень полезно для наших деток с алалией.

Ирина: -Сенсориков учить пользоваться лабиринтами намного, конечно, сложнее, чем моториков. Потому что с моторными алаликами мы их убеждаем вербально: «-Что нужно? -А вот коровка идет». Сенсорик смотрит и видит какую-то картинку с какой-то картинкой, в чем смысл их не понятно.

Мария: - Но когда он научается, когда он понимает, как и все сенсорики в любом задании, это счастье, это радость. И я хочу сказать, что я использую лабиринты на занятии между наших каких-то выполнений основных заданий. То есть мы делаем какое-то там речевое задание, или на понимание серьезное задание. Потом у нас перерыв, мы отдыхаем не какими-то физкультными минутками, музыкой, игрушками, или чем-то странным, непонятным. Мы отдыхаем тем, что мы проводим лабиринт. То есть мы переключили просто деятельность. Обычно, если ребенок хорошо понимает лабиринты, то мы делаем 3–4 лабиринта. Если ребёнок не понимает ещё их совсем и только учится, то делаем 1–2.

Ирина: -Да, пока это серьёзная работа, потом это становится облегчением, озарением, вдохновением.
Мария :- Есть сложные лабиринты для одного пальчика, а еще есть и для двух пальчиков.

-4


Ирина:-Это другая цель уже, это межполушарное взаимодействие с межанализаторным. Поэтому мы обязательно делаем эти задания двумя ручками. Они тоже бывают совершенно разнообразные по виду. Сразу скажу, когда родители говорят: «-У нас есть эти доски для межполушарного развития. Это на одной фанере идет колея, и туда ставятся фишечки, и вот ребеночек по кругу крутит. Это полезно ровно один раз. Всё, вы потратили деньги зря. Так как ребёнок с этими фишечками, да даже хоть с пальчиками, он может закрыть глаза и просто крутить. Да хоть в воздухе крутить руками, будет примерно то же самое.

Мария: -Сам по себе процесс идёт куда нужно, потому что все эти полосочки прорезаны. Даже если там несколько вариантов, значит, их на два раза вам хватит. А вот эти распечатанные лабиринты, бумажные или собственноручные лучше всего. Они разные, и это очень важно, нет чего-то одинакового. Потому что дети, они со временем все равно научаются проходить, и хочется уже новые лабиринты.

Ирина: - Да, заученные вещи не нужны. Нюанс в помощь родителям. Когда ваш ребенок проходит лабиринт для двух рук, садитесь напротив него, чтобы вы видели, как движутся его глаза. Потому что, находясь где-то сбоку-сзади, вы будете видеть, что у него одна рука догоняет, обгоняет, что у него сползает. Понять не можете, почему. Посмотрите. В этот момент ребенок смотрит, его глаза движутся из стороны в сторону, контролируя обе руки. Руки должны двигаться симметрично, не сначала один, потом второй, а симметрично. Эти лабиринты специально делаются абсолютно симметричными. Это такая же важная вещь для развития ручек. Собственно, потому что у сенсорных алаликов бывает довольно часто, что одна рука активнее, вторая чуть пассивнее, менее задействована. Неврологи на жалобы родителей говорят, что, ну, наверное, это гипотонус. На самом деле это не гипотонус, это ребенок просто не задействует вторую руку. У него есть одна ведущая, правая чаще всего, левая у него просто обычно висит. Он даже рисует, у него бумажка ездит, мама ему держит. Вот с лабиринтами это как раз нормализует взаимодействие двух рук. После этого уже ребенок спокойнее будет развивать движение одной рукой одно - держать бумажечку, другой рукой другое - рисовать.

Мария: -Держать петельку, держать пуговичку.

Ирина: — Вот совместная деятельность двух рук тоже нужна. Со дружественные движения они называются. Только после этого можно перейти к тому, что каждая рука выполняет свою деятельность. Поэтому лабиринты для двух рук – классная штуковина.

Зачем мы учим детей проходить лабиринты.

Мария: -Итак, подведем итоги. Для чего нужны лабиринты.

Ирина: -Для развития устойчивости внимания, развития межполушарного взаимодействия, развития межанализаторного взаимодействия, развития мышления и хитрости.

Мария: - Все это, безусловно, нужно нашим деткам сенсорной и моторной алалии. Поэтому мы это делаем и постепенно усложняем, и усложняем. В нашей коррекционной работе, никогда мы не задерживаемся на том этапе, который у нас получился. Мы всегда идём вперёд, как только у нас что-то получилось, мы идём только вперёд, и здесь это очень важно. Ещё, что хочется сюда добавить, безусловно, как и во всех других наших заданиях, то же самое и в лабиринтах, мы действуем согласно нашему плану. Можно в эти же лабиринты добавить какой-то речевой материал, можно что-то произносить с моториками, с сенсориками мы что-то делаем на понимание. Поэтому, безусловно, прохождение лабиринтов можно тоже подбирать к тому речевому материалу, который вы сейчас проходите и используете. И тогда это будет еще больше и больше эффективнее для ребенка. И вы сэкономите время всей коррекционной работы в целом.

Ирина: -Так что, да, лабиринт – это не развлечение, это такая же важная часть работы.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-5

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?

Вопросы и ответы о сенсорной и моторной алалии: