Во многих организациях постоянно есть или периодически возникает необходимость провести работы с высоким риском травмирования. Конечно, первоочередными мерами по обеспечению безопасности должны быть исключение или замена этих работ на менее опасные, но это возможно далеко не всегда.
К таким работам можно отнести очистку кровли от снега и наледи, спуск и ремонт оборудования в технических колодцах и канализации, ремонт дорожного покрытия на действующих автомобильных дорогах, монтаж и демонтаж оборудования, в том числе с применением подъёмных механизмов, рытьё глубоких котлованов и траншей, сварочные работы и т.д. К таким работам предъявляются повышенные требования безопасности, поэтому при их организации и проведении работодателем должен быть предусмотрен ряд мероприятий в рамках функционирования системы управления охраной труда (СУОТ). Одним из таких является проведение целевого инструктажа и обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности (РПО).
В соответствии с п. 4 Правил обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464, обучение подразделяется на 5 составляющих:
- инструктажи по охране труда;
- стажировка на рабочем месте;
- обучение оказанию первой помощи;
- обучение использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
- обучению требованиям охраны труда.
Само же обучение требованиям охраны труда в зависимости от категорий работников делится на:
- обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (п. 46а Правил обучения);
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (п. 46б);
- обучение безопасным методам и приемам выполнения РПО, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда (п. 46в).
Как же определить, какие работы относятся к РПО, упомянутым в п. 46в Правил обучения?
Для этого в организации должен быть разработан перечень РПО. Данный локальный нормативный акт, утверждаемый работодателем, является частью распорядительной документации СУОТ в организации. Хорошим подспорьем для составления этого документа послужит Примерный перечень РПО, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников — Приложение № 2 к Примерному положению о СУОТ, утв. приказом Минтруда РФ от 29.10.2021 № 776н. Стоит отметить, что согласно п. 63а Примерного положения о СУОТ Примерный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен по решению работодателя. При составлении перечня РПО в организации должна учитываться специфика выполняемых работ.
Далее на основании перечня РПО необходимо определиться,
какие категории работников по профессиям и должностям будут назначаться ответственными за организацию, проведение и контроль этих работ, а какие — их непосредственно выполнять.
Ведь именно они подлежат обучению безопасным методам и приемам выполнения РПО согласно п. 55 Правил обучения. В соответствии с п. 56 перечень профессий и должностей, ответственных за организацию РПО и подлежащих обучению, утверждается работодателем.
Теперь, когда есть чёткое понимание, какие работники и по каким видам работ должны обучаться, необходимо запланировать и организовать проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения РПО. Для этого сначала надо определиться, кого обучать в учебном центре, имеющем аккредитацию Минтруда, а кого — у себя в организации.
Согласно п. 44 Правил обучения в учебных центрах обязаны пройти обучение следующие категории работников:
- работодатель (руководитель организации) и руководители филиалов организации;
- председатель (заместители председателя) и члены комиссий по проверке знания требований охраны труда;
- работники, проводящие инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда;
- специалисты по охране труда;
- члены комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов организаций.
Учитывая то, что ответственными за организацию РПО назначаются обычно руководители подразделений, а непосредственными руководителями работ перед их началом должны проводиться целевые инструктажи, на практике получается, что все руководящие работники от начальника участка (чеха) или даже руководителя организации до прораба и мастера, должны проходить обучение в учебных центрах. Таким образом, своими силами в организации можно обучать только работников рабочих специальностей, выполняющих РПО. Первыми же в учебный центр стоит отправить специалистов службы охраны труда, членов комиссии по проверке знаний и проводящих обучение.
Но и тут не всё так просто! В соответствии с п. 96 в организации для проведения обучения необходимо иметь:
- свою материально-техническую базу в виде мест обучения, оборудования, технических средств обучения;
- свою учебно-методическую базу в виде программ обучения и учебных материалов для каждой программы;
- не менее 2 лиц, проводящих обучение в штате своей организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;
- свою комиссию по проверке знания требований охраны труда.
К тому же, в соответствии с п. 118 Правил обучения перед работодателем встанет вопрос о необходимости передачи данных в реестр обученных по охране труда лиц в личном кабинете работодателя на портале Минтруда (в единой общероссийской справочно-информационной системы по охране труда — ЕИСОТ). Для этого придётся пройти регистрацию в уведомительном порядке в реестре индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда (см. пп. 104-115 Правил обучения). Все передаваемые данные размещаются в ЕИСОТ и являются общедоступными.
Создать свою материально-техническую базу тоже непростая задача. Помимо оборудованных техническими средствами обучения помещений для проведения теоретических занятий (персональными компьютерами с учебными программным обеспечением, наглядными пособиями, справочной и учебной литературой) нужно организовать учебные полигоны или мастерские, оснащённые используемыми в РПО инструментами, оборудованием, механизмами и средствами защиты, где в условиях, приближенных к реальной рабочей среде, работники будут приобретать необходимые практические умения и навыки. Требование к содержанию в программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в РПО практических занятий в объеме не менее 25% содержится в п. 49 Правил обучения.
Разрабатывать программы обучения тоже придётся полностью своими силами, ведь примерных программ или перечня разбираемых вопросов к ним Минтруд не предоставил, всё на усмотрение работодателя и организаций, проводящих обучение по охране труда. При этом необходимо учитывать особенности проведения работ, специфику организации, а главное — требования, содержащиеся в соответствующих Правилах по охране труда, Правилах промышленной безопасности и других нормативно-правовых актах. Помимо требований безопасности к организации и непосредственному выполнению самих РПО в программу обучения (как и в программу проведения инструктажа) стоит включить вопросы применения средств защиты и действий работников при аварии или несчастном случае.
К некоторым же видам РПО предъявляются дополнительные требования вплоть до того, что делят работников на разные категории и устанавливают к ним особые требования, в т.ч. и к периодичности обучения. Примером этого могут служить Правила по охране труда при работе на высоте, утв. приказом Минтруда РФ от 16.11.2020 № 782н, и Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах, утв. приказом Минтруда от 15.12.2020 № 902н, где работники в зависимости от функционала по организации и проведению РПО подразделяются на 3 группы по безопасности, к каждой группе предъявляются определённые требования, а периодичность обучения для 1 и 2 групп должна составлять не реже 1 раза в 3 года, для 3 группы — 1 раза в 5 лет (см раздел II Требования к персоналу указанных Правил по охране труда).
Объединение несколько видов РПО в одну программу не запрещено Правилами обучения, но в связи с описанными выше особенностями, тем, что внесение в реестр обученных лиц осуществляется по определённым Минтрудом направлениям, и тем, что у каждой профессии или специальности, как правило, свой набор выполняемых РПО, целесообразно для каждого направления разрабатывать и реализовывать отдельную программу, а проверку знаний оформлять отдельными протоколами в соответствии с п. 92 Правил обучения. При проведении же самих занятий по разным программам обучения РПО, всё-таки, лучше компоновать аналогичные или схожие темы программ, что позволит сэкономить время и создать у работников целостное представление об обеспечении безопасности при выполнении работ.
Какова же продолжительность обучения безопасным методам и приемам выполнения РПО?
Напрямую это не установлено, но из п. 47 Правил обучения можно сделать вывод, что она должна быть не менее 8 часов.
В соответствии с п. 62 обучение должно быть проведено в течении 60 календарных дней с момента трудоустройства или перевода на новую должность с другими условиями труда (в нашем случае — в части организации или непосредственного выполнения РПО). Периодичность обучения безопасным методам и приёмам выполнения РПО согласно п. 60 Правил обучения устанавливается соответствующими НПА по охране труда, а если таковая не определена — не реже 1 раза в год.
И напоследок хотелось бы ещё раз напомнить, что
обучение по охране труда, в том числе, безопасным методам и приемам выполнения РПО — это комплексный процесс.
Как бы не было организовано само обучение РПО (полностью в учебном центре или частично у себя в организации), после него необходимо провести стажировку на рабочем месте, а перед выполнением самих работ — целевой инструктаж.
При планировании не стоит забывать и про другие направления обучения требованиям охраны труда: оказанию первой помощи, использованию (применению) СИЗ, безопасным методам и приемам выполнения работ, не отнесённых к РПО.
Автор Писаренко В. Г.