Найти тему

Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы.🔥

Режиссер - Петр Шерешевский.

Сценография и костюмы - Елена Сорочайкина.

Композитор - Ванечка (Оркестр приватного танца).

Видео - Михаил Астафуров, Андрей Сапфиров.

Звук - Павел Астафуров, Евгений Вторушин.

Премьера - 11 марта 2023 года.

Вы сошли с маршрута.

Спектакль поставлен по пьесам Тони Яблочкиной «Переспать с Леной и умереть», Ивана Антонова «Как я простил прапорщика Кувшинова» и Игоря Яковлева «Небо позднего августа». Все три пьесы, на мой взгляд, связывает в один узел тема семьи и ее распада. И это один из сигналов того, что в мире что-то неладно, что утрачены важные основы общежития, что люди не видят смысл жизни, что кризис связан не только с нашим отношением к природе, но и к друг другу.

Одиночество. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.
Одиночество. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.

Пьесы имеют точную датировку: 2019, 2020 и 2021. Это годы пандемии, разразившейся во всем мире и унесшей много жизней, и выхода из кризиса. Известно, что во время пандемии люди, оказавшись в пороговой ситуации, переосмыслили свои жизни, поменяли работу, многие семьи распались.

Мысль о бестолковой, несчастной жизни не новая, идущая от Чехова, но рассказаны эти истории интересно. Чтобы показать внутреннюю связанность этих пьес, режиссер сделал так, что они происходят в одном пространстве, в нарезке, как в кино или сериале, попеременно переключаясь от одной истории к другой. Мы видим также крупные планы героев и сцен на больших экранах. Это держит внимание и придает масштаб всей картине.

Жизнь как пазл. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.
Жизнь как пазл. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.

Иногда я ловила себя на мысли, что я смотрю больше на экран, чем на сцену. «Где реальность?» - спрашивала я себя. А реальность разрушена, дискретна, состоит из пазлов. Она не поддается сборке. Это один из символов спектакля. Герои пытаются собрать свои распавшиеся картины мира.

На сцене все белым бело, как в больнице или прозекторской. Тут и предметы мебели, и фонарные столбы, и античная колонна со скворечником и лампой сверху. А посередине огромная гипсовая собака, центр композиции.

Если пересказать пьесы сюжетно, они незамысловаты. История Алексея про то, что он разлюбил и мается от бессмысленности: то ли трактор купить, то ли любовницу завести. История Толика о том, что он хочет отомстить прапорщику из далеких армейских лет за разбитую гитару, подарок отца. А на самом деле он не знает, для чего живет. У него не сложилась карьера музыканта, и он пошел в водители, порвав с девушкой, да и с родителями нелюбовь. История пенсионера Валерия Петровича о том, что он собрал семью на даче, чтобы «завалить» с зятем и внуком неплодоносящую яблоню, а на самом деле, чтобы напомнить о себе.

Но в искусстве важно не только о чем, а как, а это у Петра Шерешевского всегда интересно. Все истории рассказаны так, что они вскрывают абсурдность жизни без смысла. У Алексея есть молодая жена Лена, а он ухаживает за другой Леной, но не потому, что его посетило большое чувство, а потому что в душе пусто. Сцена, когда они с Леной сидят в ресторане, а на экране мы видим их в двух клетках, говорящая. Вместе им не быть. Они далеки друг от друга как две планеты.

Свидание Алексея и Лены. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.
Свидание Алексея и Лены. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.

Алексей одинок и мается. Ездит туда-сюда на машине. Зачем-то хочет купить еще трактор, чтобы пахать свои гектары земли. Маниловщина какая-то. Сыном ему заниматься не досуг, только когда тот «упорется» (напьется). Символом его и всеобщего одиночества является огромная, гипсовая, выше человеческого роста, собака, с которой он гуляет. А мы видим, как он на нее залезает, сидит подолгу, даже спит. Жена Лена от такой семейной жизни то сидит на диете, то объедается чипсами, запивая вином. Пока ее муж клеит другую Лену, она клеит на лицо маски.

Алексей с собакой. Сын в виртульном мире. Всеобщее бегство от жизни. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.
Алексей с собакой. Сын в виртульном мире. Всеобщее бегство от жизни. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.

Толик, пьющий музыкант-неудачник, бегает от мамы как черт от ладана, а звонок по телефону от нее идет под музыку из мультика про маму мамонтенка. Мама ему по телефону, что он тонет, а он впрямь сидит пьяный в ванной у друга. Вся «прапорщина» в мозгу Толика возникла на почве разрыва с отцом. Они ни разу при жизни не обнялись, даже перед смертью отца. И теперь он видит отца во сне, обнимает его и ждет, когда тот с ним поговорит.

Толик «на дне». Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.
Толик «на дне». Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.

Третье семейство в полном составе: отец пенсионер, дочь, ее сын и муж, девушка сына, заняты беспрерывными разговорами о саде, яблоках, лице Валерия Леонтьева, ведрах, о том, что можно сидр гнать в промышленных масштабах и тд и тп. Где сапоги - еще одна вечная тема в этой семье. Сын никак не может экипироваться для работы в саду, зато работает за четверых его невеста. Казалось бы, милая патриархальность. Но у П.Шерешевского она теряет свое обаяние. К деду приехали за год всего раз, а когда зять узнал, что дед будет сад продавать, то выругался, что и приезжать не следовало. Символом ушедшей большой семьи является макет домика, который все время показывают крупным планом. Семья на время сплачивается, неожиданно взявшись за народные инструменты и нарядившись в народные костюмы, но ненадолго. Тон сказа, которым описываются члены семьи, тоже комичен. Сказка там только с виду: зелено только на игрушечном макете, который все время показывает экран, людей на дворе много, а по сути, дед одинок как перст после смерти жены.

Дед и его ансамбль. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.
Дед и его ансамбль. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.

В каждой истории есть своя кульминация. Алексей дарит девушке Лене щенка, то есть свое одиночество. Толик, сраженный тем, что мстить больному прапорщику нет смысла, ожесточенно бьет ножом по пакету с томатным соком, но отца этим не вернешь, хоть упейся, хоть соком облейся, хоть кровью изойди. Все это театр, концерт. Кульминацией в деревне становится сцена, когда дед пальцем заваливает на макете яблоню.

Распад налицо, и, главное, - он в душах. Главная проблема: как и для чего жить? Отсюда символика черного неба в конце спектакля. Небеса черны, как и темны перспективы такой жизни, как и души людей, блуждающие в потемках. Их не осветишь ничем, хотя фонари и так частоколом стоят вдоль задника сцены.

Черное небо. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.
Черное небо. Спектакль «Небо позднего августа». Омский академический театр драмы. Фото автора.

Алексей, пытающийся запрыгнуть на собаку, тоже сильное обобщение про тотальное одиночество. А завершающая песня про светофор и зеленый свет - точный аккорд про нашу нескладную жизнь.

В ролях:

Руслан Шапорин

Алина Егошина

Кристина Лапшина

Леонид Калмыков

Мария Макушева

Егор Уланов

Иван Курамов

Мария Токарева

Олег Теплоухов

Николай Михалевский

Екатерина Потапова

Александр Гончарук

Андрей Агалаков

Дарья Березовская