Найти тему

Алалия и логопсихология

Оглавление

Что такое логопсихология

Ирина: - Сегодня тема будет называться «Логопсихология». Мы совмещаем логопедию с психологией. Психология, как бы нам ни казалось, это всё-таки наука. Поэтому все, кто говорят, что психология – это ерунда какая-то, они глубоко неправы. Психология имеет теорию, имеет категориальный аппарат, имеет методы изучения и воздействия на человеческую личность, определенные статистические данные, делает определенные выводы. Психология разделяется на множество специализаций. Оксана Владимировна у нас детский психолог и специалист по родительски-детским отношениям, практически не существующей уже в нынешней русской психологии и науке. Но есть совершенно специфическая вещь, так и называется, специальная психология. Она изучает особенности строения личности, изменения личности людей с особыми возможностями здоровья, как сейчас говорят. Это люди с определенными недостатками в организме, в соматике, но не в психологии. Люди с особенностями психологии – это уже к психиатрии, пожалуйста. Есть еще более мелкий подраздел, называется логопсихология. Это раздел психологии, изучающий особенности личности, особенности поведения детей логопатов, взрослых логопатов и, как ни странно, их окружение, их семьи, их близких и родственников.

Гиперкомпенсация

Ирина: - Для меня было большим откровением еще во времена института прочитать, что оказывается выпадение лишь одного какого-либо свойства личности, восприятия или же физический недостаток радикально меняет всю личность человека. Абсолютно. Какие-то свойства гиперкомпенсируются. Вы все знаете, что слепые лучше слышат, глухие лучше осязают. Это гиперкомпенсация. Но, тем не менее, есть и негативные последствия такой жизнедеятельности. Потому что довольно часто люди с особыми возможностями здоровья имеют комплексы неполноценности, особенности поведения, особенности выбора профессии, особенности коммуникации. Вот и у наших детей с алалиями происходит примерно то же самое. Что дети с моторной алалией, что дети с сенсорной алалией. Поначалу они милашки-обаяшки и очень умные. Я всем родителям всегда говорю, до определенного возраста они умнее своих ровесников.

Бонус, который сохраняется после коррекции алалии

Ирина: - Кроме того, у них кроме обычного интеллекта еще развит эмоциональный интеллект.

Оксана: - Если вовремя начать устранять речевые проблемы, то эти дети могут стать вообще гениями.

Ирина: - Абсолютно верно, потому что прокачав логику в детстве и эмоциональный интеллект, если добавить туда хорошее речевое развитие, то перед ними все дороги открыты.

Оксана: - Они будут на порядок умнее своих ровесников.

Ирина: - Да, они так и остаются с высоким уровнем интеллекта, обгоняют своих ровесников. И, как я говорю еще, за счет эмоционального интеллекта становятся лидерами в коллективе. Ещё интересный факт. А знаете ли вы, что для того, чтобы добиться успеха в современной жизни, нужно иметь не только высокий уровень обычного интеллекта (логику, мышление…), но и эмоциональный интеллект? Есть тест IQ, а есть тест EQ. И я вообще давненько, лет 10 назад читала, что проводили исследование, изучали, как раз эти два теста среди топ-менеджеров американских. И выяснилось, что: чуть ли не половина очень обеспеченных и успешных бизнесменов имеют совершенно обычный, очень-очень усреднённый уровень интеллекта, но все они до единого владеют высоким EQ, высоким эмоциональным интеллектом. То есть вот те самые лидерские качества, способность увлечь людей, харизма, то, что называется. И это как раз наши алалики. Но это всё по началу. В дальнейшем их личность меняется. Мы рассказывали об этом в статье о симптоматике сенсорной и моторной алалий, как у них меняется внимание, восприятие, память, мышление со временем. Не будем на этом останавливаться повторно. Меня, честно говоря, больше всего сейчас интересует другой вопрос. Семейные отношения.

Оксана: - Как меняется личность родителей?

Изменение в отношениях родителей, папы бросающие семьи с особенным ребенком

-2

Ирина: - Да, как они относятся к ребенку, как они относятся к себе, друг к другу. В нашей коррекционной работе мы работаем пополам. Половину с ребенком, половину с мамой или с папой. Я согласна с тем, что пишут в одной из хороших книжек по логопсихологии. К сожалению, автора не помню, поэтому не могу прорекламировать. Там написано следующее: не пугайтесь, ничего страшного в этом нет, нужно об этом знать и не ужасаться. 90% пап бросают свои семьи с детьми с особыми возможностями здоровья. Проблема не в том, что они такие нехорошие. На самом деле это чистая биология. Дело в том, что природой так устроено, что мама любит своего ребенка любым, какой бы он ни был, что бы там с ним ни происходило, она будет его любить. А папы любят не столько ребенка, сколько себя в ребенке, поскольку для нормального мужчины его потомство это дорога в вечность, это продолжение генетической линии. Для них это очень важно, это заложенная глубоко-глубоко биологическая программа. Бороться с этим никакого смысла нет, нужно просто об этом знать и беречь наших пап, потому что дети с алалией это не особенные дети, это не навсегда и это возможно исправить. Поэтому мы с мамами всегда обсуждаем этот вопрос. Подключаем ли мы папу к нашей работе? Насколько он готов? Насколько он может принять ситуацию? Любой папа все равно принимает ребенка. Может ли он принять такую ситуацию, что его ребенок сейчас не говорит, ему требуются какие-то особые занятия? Или же он при слове моторная алалия впадает в депрессию, пройдя через торг, какие там еще бывают стадии.

Оксана: - Стадия отрицания.

Ирина: - Вот, чаще всего они останавливаются на стадии отрицания. Ничего у него нет, он умненький, у нас все хорошо, а вот когда мама идет на поводу этой стадии отрицания у папы, говорит: «ну хорошо, ты сказал, что все у него нормально, он умненький, мы заниматься не будем». Пройдет пять лет, и вот тут самое обидное, мамочки, имейте в виду, папы обвиняют мам. Ой, как не люблю я такие нехорошие разговоры, но об этом говорить надо. Мужчина по-прежнему не может принять, что его генетическая линия некачественная или же прервется. Признать, что это ты сам сказал, что он у нас умненький, а теперь он стал глупеньким, они тоже не могут. Да, в принципе, никто не хотел бы признавать, что это я виноват в том, что мой ребенок несчастлив, неудачлив и так далее. Поэтому они пытаются свалить всю вину на мам. Поэтому, если вам повезло, вы нашли специалиста, который может помочь вашему ребенку, убеждайте папу, как хотите. Изредка бывает такое, что папу просто даже не информируют. Ребенок занимается. Чем занимаемся? Какая у него проблема? Папа с ним гоняет футбол, его все устраивает. Это тоже очень хороший вариант. Да, маме тяжело, мама трудится в одиночку, но зато семья сохраняется. Ещё больше семей распадается у таких детей, потому что мама перестаёт обращать внимание на папу, и на себя в том числе, и всю себя посвящает ребёнку.

Как не потерять семью и не сделать из ребенка инвалида

Очень много историй, когда папы открыто говорят, что «а я не нужен в семье, они заняты собой, а я у них так: денег принеси и не мешайся». Ни в коем случае мамам нельзя так себя вести с нашими умненькими и хитренькими алаликами. Мама не должна быть обслуживающим персоналом такого ребенка. Она должна быть мамой, педагогом, но не обслугой. Она должна помнить всегда о том, что она человек, что она жена, что она должна не только ребёнку, что у неё есть свои потребности, что у неё есть мужчина, которого она выбрала себе однажды в мужья, и у него тоже есть потребности. Не стоит ставить ребёнка между собой и мужем, да и не только в этом случае. Ребёнок – это отдельная личность. И выделять ему времени нужно… если вас в семье трое, вот 30%. Да, эти 30% будут настолько занимать все ваши мысли, что вам захочется и с мужем об этом поговорить, иногда и с бабушками. Довольно опасная ситуация, когда мама решает, что её ребёнок больной. Вот именно в таких ситуациях папа по боку, я сама по боку, мне некогда заняться собой, у меня дома беспорядок, все посвящено малышу, он же больной. А знаете, что дальше бывает? Он не умеет есть ложкой в пять с половиной. Почему он не умеет есть ложкой? Ну он же больной. Давайте договоримся, что алалия – это не болезнь, это не бактерия, не вирус, не воспаление, у ребёнка не болит ничего, у ребёнка жизнь прекрасна и удивительна. Ну, пока не запустили ситуацию до осознания собственной неполноценности, он действительно живёт очень хорошо. Относиться к нему как к инвалиду… он не может ходить, потому что он не говорит, он не может ложку держать, потому что он не говорит, он не может на горшок ходить, потому что он не говорит, это не просто осложняет жизнь маме и ее мужу, это продолжает уродовать личность ребенка и очень сильно мешает коррекционной работе. Я как логопед, который бьется против алалии, призываю всех мам, воспитывайте своих детей с алалией как обычных детей, просто специфическими методами. Методам мы научим, но всегда помните, что это совершенно обычный ребенок. Буквально год-два и мы сформируем ему нормальную речь, нормальное понимание речи (в случае сенсорной алалии), и он станет совершенно обычным. К этому моменту он должен уже знать и уметь все то, что умеют дети в его возрасте.

Оксана: - И самостоятельность должна быть и навыки самообслуживания. Эти вещи сами подталкивают ребенка к развитию.

Как не допустить инвалидизации ребенка с алалией

Ирина: - Физкультура. Кто-то мне историю рассказывал наш мальчик не умеет бегать не умеет прыгать в четыре с половиной года ничего не умеет. Медленно и печально передвигается все на свете, рассказывали мама и бабушка, а потом однажды ребенок пришел на урок с тетей, и тетя открыла мне большую-большую тайну. Сказала, что они его никуда не пускают. На площадку ему нельзя, он же больной, прыгать на диване нельзя, он же больной. Они его в колясочке возили в четыре с половиной года до больницы и обратно. Они придумали, что он больной. Из обычного ребенка с отсутствием речи, который все понимал (он был моториком), они, в общем-то, конкретно выращивали, извините, инвалида, который практически разучился ходить. Вот так не делайте никогда.

Нападки со стороны окружающих

Ирина: - Бабушки, дедушки, папы кто-то из них не может принять и говорит «чего пристали к ребенку все? хорошо кушает и достаточно» и маме приходится обосновывать то, что она много времени уделяет ребенку, много средств уходит на то, чтобы везде и всячески его развивать. Отбиваться от их нападок, что она тиранит ребенка. Представляете, такое тоже говорят. Ты, мать-садистка, ты издеваешься над ребенком. Нет, вы не садистка, вы учите его говорить. Но это очень сильно бьет маме по нервам. Валерьянка в помощь. Вообще на время коррекционной работы лучше расстаться с бабушками и всеми членами семьи, которые считают что вы все делаете неправильно. Так изредка встречаться, хвастаться успехами. Вернее, даже ничего не говорить, а потом уже предъявить хорошенького здоровенького чтобы они не знали даже что у малыша были какие-то проблемы. Бывает противоположная ситуация «ты плохая мать, у тебя больной ребенок, ты мало занимаешься. Это ты во всем виновата». Аналогичная ситуация, только в профиль. Выматывание нервов, а у мамы они и так не железные. То же самое, ограничиваем контакты с такими людьми. Это могут быть не только бабушки, дедушки, это могут быть приятельницы, тетушки, соседки.

Оксана: - Советчицы, в общем.

Почему лучше не общаться с людьми с той же проблемой

-3

Ирина: - Да, всевозможные советчицы. В связи с этим приходится менять круг общения. Но это не значит, что нужно искать себе соратниц по несчастью. Потому что довольно часто, собравшись вместе, мамы с особенными детками начинают, некрасиво скажем, топить друг друга.

Оксана: - Надо рассказать про чаты. Про чаты интересно.

Ирина: - Обязательно. Больше всего такое влияние бывает, скажем так, если мамочки встретились где-то в речевом центре. Одна говорит, я нашла вот такой способ, вторая нашла другой, а мы делаем вот так вот. Побежали, попробовали, кому что помогло. Но если вы попали на форум или чат, это катастрофа. Что они там только не советуют друг другу. И пересадку стволовых клеток, таблетки перепродают, рецептурные препараты пытаются друг дружке посылать по почте и все говорят: «Нам помогло, у нас вот стало поведение лучше. Речь не появилась, но нам стало лучше» и все бегут туда, а никому она не помогает.

Оксана: - Мы не забываем, что это индивидуально все.

Ирина: - Вот именно. Мамы порой даже не знают, какой диагноз у ребенка точный, но советы раздают друг дружке. Еще веселее бывает, когда туда попадает специалист. Вы не поверите, там такая сплоченная команда обычно, что любого специалиста могут просто затоптать каблучками. Это я о своем опыте. Мне популярно объясняли на одном из форумов, не буду называть, он до сих пор существует, что всё это неизлечимо. И чуть было не посеяли у меня сомнения в собственной полноценности, то, что называется газлайтинг. Я даже начала сомневаться, что, может, я на самом деле не могу. Но я каждый день ходила на работу, могла. И только это меня спасло от того, чтобы бросить логопедию. Вот, оттуда было прям убеждение, что ничего у вас не получается, вы всё неправду говорите логопеды. Согласна, не все логопеды одинаково полезны, мы разные, кто-то не умеет, мы умеем.

Оксана: - В общем, меньше читайте чатов, сидите на этих форумах. Лучше включать позитивное мышление и решать проблему, а не ныть о проблеме.

Ирина: - Да, поэтому я своим родителям всегда говорю: «Не вздумайте туда ходить, это плохо кончится». Ходить можно на чаты мамочкины с обычными детками, потому что там родители обсуждают, кто что ест, поведенческие многие вещи. Вот там можно найти реально полезные советы, потому что еще раз, у вас совершенно обычные дети, по крайней мере, будут, когда мы им исправим речь. Если вам нужна психологическая поддержка, на самом деле ее обязан оказать ваш логопед. О чем у нас всегда договоренности есть, что если у вас какие-то есть вопросы, сомнения, недоумения, все что угодно, пишите или звоните. Это наша обязанность морально вас поддержать, объяснить что происходит, как меняется личность ребенка в процессе работы. То есть у нас ведь не бывает так, что вот он пришел один, полтора-два года отзанимались, и он сразу стал другой. Нет, там эмоциональные качели.

Оксана: - Речевые кризисы при переходе от одного речевого этапа в другой.

Эмоциональные качели

Ирина: - Там у нас и эйфория, и скандальность, все проходим. И все это проходим мы вместе. И никто из тех, кто не занимается с логопедом, вам помочь в этом не может. Еще нюанс про личность мамы. Если изначально она порхает вокруг ребёночка и не даёт ему ни одну игрушечку с пола поднять, потому что он же больной, дело кончается тем... Ох! Даже в том случае, если мы всё исправили, хоть и редко, но тоже такое бывает, мама не может принять, что он стал здоровым. Скажем так, что он теперь нормотипичный ребёнок, она не может это принять, не может оторваться от логопедических занятий. Изредка, но бывает такое, пытаются искать еще какие-то недочеты, а вот еще что-нибудь, а вот давайте еще заниматься. Но это уже психологическая зависимость.

Оксана: - Это еще и страх, что эта проблема может вернуться. У них повышенная тревожность, мне кажется, от того, что они боятся, что алалия вернется.

Ирина: - В таком случае нужно вернуться к тому же логопеду, когда неожиданно вдруг что-то вернулось. Ни разу ни у кого не вернулось, но вдруг. Мы же не откажем никогда в помощи. Но в определенный момент нужно большому кораблю большое плавание.

Осознанная инвалидизация

Ирина: - Еще хуже, если мамы начинают чуть ли не специально создавать проблемы ребёнку, потому что иногда мамы получают бонусы от того, что у неё особенный ребёнок. Она получает особое отношение к себе, у нее же особенный ребенок, она такая героиня, такие мамы бросают логопедические занятия, оставляют ребенка с проблемами, дабы получать особое отношение к себе. Однажды у меня одно обследование было ребенок, мальчику 7 лет, красивый, вот прям как в сказках Иван Царевич. Он чистейший моторик, то есть он все понимает. Он с помощью «мяу», «мама», жестов и голосом, рассказал мне целую историю, как он встретил кошечку красивую, он ее погладил, кошечка его поцарапала, мама кошечку прогнала. Два слова, «мяу» и «мама», все остальное он изобразил жестами. Все было понятно, я поняла. Я маме предложила, разумеется, заниматься. Но что я услышала? Что у неё пятеро или шестеро детей, они уже все взрослые, он у неё последний. И она сказала, нет, мне не надо. Я ей объяснила ситуацию, что будет с ребёнком... Но почему она пришла? За справкой. Справка для домашнего обучения, потому что его не брала ни одна школа. Ни массовая, ни речевая школа, ни школа для отсталых детей. Потому что он был неговорящий и уже со снижением интеллекта к 7 годам. Я объясняла, что дальше инвалидность и всю жизнь он будет на ее обеспечении. Она сказала, что её это устраивает. Он у меня последний, и он навсегда останется со мной. На тот момент я была довольно молода и не смогла ей объяснить, что это не он останется с ней, это она на всю жизнь будет привязана к нему. Потому что сам, один, выжить он не сможет. Ну, хотя там пятеро братьев и сестер, может быть, кто-то из них будет помогать. Вот такое странное отношение бывает у мам. Поэтому, если вы смотрите наши видео, читаете наши лекции, надеюсь это не ваш случай. И вы сделаете все возможное, чтобы быстренько все починить и забыть это все, как страшный сон, и что никогда в жизни вашей этого не было. Мы знаем это по себе, мы знаем это по нашим деткам, что когда все закончилось, нам просто присылают рождественские открытки, рождественские стишочки, докладывают, кто в какой институт поступил. И спустя примерно два года после окончания коллекционной работы могут спокойно об этом говорить. Потому что да, работа каторжная, но она того стоит. Починил и все. И все отношения и в семье наладились, и в личной жизни. И мама снова молодая и красивая. А мальчик или девочка учится в школе и получает пятерки, радуя родителей. Вот так вот. Поэтому логопсихология серьезная штука. Имейте в виду, это не ваша конкретная проблема. Примерно все родители с похожей проблемой речевой имеют схожие проблемы в личной жизни. Ничего удивительного в этом нет. Исправьте и добивайтесь успехов в жизни.

Записаться на онлайн занятия по исправлению алалии к логопедам:

Наша информация о сенсорной алалии:

Видео лекции о том, что такое Сенсорная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Сенсорная алалия. Информация для родителей | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наша информация о моторной алалии:

Видео лекции о том, что такое Моторная алалия | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Статьи о том, что такое Моторная алалия. | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши упражнения для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа для родителей. Видео | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен
Самостоятельная работа для родителей. Лекции | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии:

Наши планы коррекционной работы по моторной и сенсорной алалии | Алалия моторная и сенсорная. Вопросы и ответы. Логопед | Дзен

Наши логопедические пособия по моторной и сенсорной алалии, картинки - бесплатно в ВК

-4

Почему родители доверяют нам исправление сенсорной и моторной алалии у ребенка?

Вопросы и ответы о сенсорной и моторной алалии: