Заблуждается тот, кому кажется что снабжение капустой армии по ценам выше розничных, является изобретением современных бывших телохранителей, назначенных в генералы. На самом деле откаты в военных поставках - давняя национальная скрепа. Военные чины, придворные и связанные с ними торговцы наживали состояния на поставках в армию, но обрекая солдат и народ на голод. Приведем несколько дошедших до нас эпизодов.
В мае 1812 года, накануне войны, было принято «Учреждение для управления большой действующей армией». Оно стало основой для реформы снабжения, вносило упорядоченность в вопросы обеспечения, финансирования, и управления снабжением. Включал этот документ и уголовное уложение посвященное расхитителям казны. Читаем: « – всякое излишнее требование считается кражею; – кража, когда она доказана, наказывается возвращением втрое украденного и изгнанием из армии; – расточение армейских сумм вообще наказывается их возвращением и разжалованием в солдаты на десять лет; – интендантские, комиссариатские и провиантские чины за продажу продовольствия, заготовленного для армии, подвергаются разжалованью в солдаты без выслуги; – обмер и обвес наказывается возвращением недомеренного втрое и ссылкой в Сибирь; – за прием испорченного мяса или за употребление больной скотины виновные в том подлежат разжалованию в солдаты на десять лет; – доказанное лихоимство наказывается лишением всех чинов и изгнании из армии.»
Но строгости не всегда помогали. Так, в ходе войны 1812 года, управляющий Военным министерством князь Горчаков добился решения комитета министров о том чтобы все заготовки для русской армии передавалась лишь одному купцу Косиковскому по подрядной цене Санкт-Петербурга, которая была значительно выше общероссийских цен. Разница в цене поступала в карман участников поставок. Впоследствии обвинения в злоупотреблениях были предъявлены этому самому генералу от инфантерии князю Горчакову и управляющему делами комитета министров, статс-секретарю и сенатору Молчанову. После войны расследование продолжалось.
Оказалось, что наживались и многие нижестоящие важные чиновники продовольственного департамента. Обвинения были «в послаблении и невнимательности к явной неисправности поставщиков, чрезмерной передаче им денег и в освобождении залогов, когда бы их следовало удерживать». Обнаружились фиктивные поставки продовольствия, фиктивный отпуск заготовленного провианта в армию. Следственная комиссия по делу князя Горчакова нашла многократные заключения договоров на поставку в армию продовольствия по чрезмерно завышенным ценам, заключение нескольких подрядов на одну поставку, выдачу подрядчику для выпечки хлеба зерна из армейских провиантских магазинов, хотя по условиям подряда тот обязался приобрести зерно самостоятельно и закупка зерна уже была оплачена.
Но, как обычно на Руси в таких случаях, никто сильно не пострадал. Несмотря на начавшейся следствие, Горчаков пошел на повышение и сменил Барклая на посту военного министра и пребывал в этой должности до 1815 года. А затем, после войны, получил разрешение императора, игнорируя следствие, уехать за границу. Виновными были признаны умерший к тому времени генерал-провиантмейстер Лаба - кстати, активно противившийся схемам князя Горчакова, временно управляющий департаментом Чайковский-Штиль, управляющий Санкт-Петербургской провиантской комиссией Приклонский и др. Всем им было предписано вернуть в казну украденное, но нам неизвестно, вернули или нет.
Разграбление шло не только из министерских кабинетов, но и прямо в полевой армии. Вот цитата героя войны 1812 года Дениса Давыдова: "Вся армия жила случайными источниками, и повсюду встретить можно было невероятную неустроенность. Полковая казна и продовольствие исчезали без следа, воровство стало обыденностью". Давыдов был гусаром в Ахтырском гусарском полку. Читаем в его воспоминаниях: "Часто мы шли днём и ночью, полагаясь только на добытое своими руками. Ожидаемого снабжения от интендантов не поступало, ибо казна уходила в неизвестность, и редко какая часть доходила до войска."
Вот рассказ участника войны А.И. Михайловского-Данилевского о снабжении в русской армии: «Когда особенно терпели недостаток в хлебе и по суткам не ели офицеры и солдаты, князь Кутузов останавливал на дороге колонны, указывал им на торжество России и необходимость последних усилий, увещевал к презрению непогод и голода. Вот образчик разговоров князя Кутузова с солдатами: подъехав к Измайловскому полку, он спросил: “Есть ли хлеб?” – “Нет, Ваша светлость”. – “А вино?” – “Нет, Ваша светлость”. – “А говядина??” – “Тоже нет”. – Приняв грозный вид, князь Кутузов сказал: “Я велю повесить провиантских чиновников. Завтра навезут вам хлеба, вина, мяса, и вы будете отдыхать”. – “Покорнейше благодарны!” – “Да вот что братцы; пока Вы станете отдыхать, злодей-то; не дожидаясь Вас уйдет”. В один голос завопили гвардейцы: “Нам ничего не надобно; без сухарей и вина пойдем его догонять”».
Ну а что еще оставалось Кутузову? Понятно же что пока будешь разбираться с расхитителями можно и войну проиграть.
В ходе войны и после нее следствие началось в отношении командиров Смоленского и Московского пехотного полков, Казанского мушкетерского, Воронежского драгунского полков и других. Но дело в привычке. В мирное время, обычной практикой дворян- командиров было присваивать солдатское жалование, деньги отпущенные на продовольствие и лошадей. Солдаты обеспечивали себя сами, подряжаясь артелями на разные работы. Во время войны 1812 года, в условиях походов и боёв, солдатам себя было не обеспечить. Но карточные долги и расходы командиров никто не отменял. Все известные нам случаи начатых расследований ничем не закончились. Война все списала.
Не отставал простой и торговый люд. Занимательное свидетельство очевидца приближения врага к Москве А. Бестужева-Рюмина, говорит нам о корыстолюбии московских торговцев и ремесленников. “До воззвания к первопрестольной столице – Москве государем императором, в лавках купеческих сабля и шпага продавались по 6 р. и дешевле; пара пистолетов тульского мастерства 8 и 7 р.; ружье и карабин того же мастерства 11, 12 и 15 р., дороже не продавали; но когда прочтено было воззвание императора и учреждено ополчение противу врага, то та же самая сабля или шпага стоила уже 30 и 40 р.; пара пистолетов 35 и даже 50 р.; ружье, карабин не продавали ниже 80 р. и проч. Купцы видели, что с голыми руками отразить неприятеля нельзя и бессовестно воспользовались этим случаем для своего обогащения. Мастеровые… утроили или учетверили цену своей работы, – словом, все необходимо нужное, даже съестные припасы, высоко вздорожали”».
Интересен такой фрагмент из письма графа Растопчина к императору: «Тайный советник Демидов и камергер князь Гагарин публично просили дозволить каждому из них обмундировать полк; однако они об этом и не позаботились... Демидов имеет 300 тысяч годового дохода, Гагарин столько же, но они и не думают выполнить обязательство, принятое ими на себя добровольно...» В итоге, взятые ими на обеспечение полки так и не были обеспечены.
А между тем, снабжение войск не проходило бесследно для обираемого населения. Например, только лишь реквизиции собираемые пользу русской армии стоявшей под Тарутино - продуктов, лошадей, скота и привлечение крестьян в разгар уборочной страды, привели к гибели от голода только в одной Калужской губернии до 200 тыс. человек.
Подведем итоги
Сегодняшние схемы не так уж сильно изменились. Прошло двести лет. Но как и в 1812 году, коррупция и откаты продолжают быть частью системы, независимо от эпохи. И хотя имена участников изменились, суть проблем остается той же.
Поставьте пожалуйста лайк чтобы материал показываться в ленте в дальнейшем. Так же, воздав скромному труду авторов, не забывайте нажать кнопку Подписаться.
#Откаты #Коррупция1812 #МахинацииВАрмии #ПоставкиАрмии #ВоеннаяИстория #Злоупотребления #Война1812 #КупцыИГенералы #КоррупцияВПоставках #Горчаков #ВоенныеМахинации #ФиктивныеПоставки #СкандалыВАрмии #ИсторияРоссии #ВойнаИНажива #ЗлоупотребленияВАрмии #СледствиеПослеВойны #Армия1812 #ПровиантскиеСкандалы #АрмияИКоррупция