Получить право на добычу золота не так просто, если ты небольшая компания со штатом из нескольких сотрудников. Тем более когда нужно оперативно собрать, отксерокопировать и сшить килограммы документов. До 2022 года бумажная волокита перед аукционами могла лишить небольшой бизнес шанса на победу. Теперь документы подают онлайн, а торги проходят на электронных площадках и привлекают в 1,5 раза больше участников, включая компании-«малыши». Рассказываем, как проводили цифровую трансформацию аукционов и какие результаты можно отметить к середине 2024 года.
Зачем цифровизация аукционам на добычу золота
Чтобы получить право добывать золото на российском месторождении, нужно победить на аукционах, которые регулярно проводят Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и его территориальные органы. Участвовать могут почти все: и холдинги, и небольшие компании с уставным капиталом 10 тыс. рублей, и индивидуальные предприниматели. К тому же для разведки одного из самых популярных видов месторождений — россыпного золота — достаточно ресурсов даже у малого бизнеса.
В таких торгах ключевую роль играет конкуренция. Чем больше участников борются за лицензию на добычу металлов, тем выше разница между ее стартовой и итоговой ценой — эти деньги поступают в госбюджет.
До 2022 года аукционы проходили в очном формате. Это было долго и неудобно для всех: и для компаний-участников, и для Роснедр и его территориальных органов. Основных причин — четыре:
- Трудозатратная подготовка. Чтобы подать заявку на участие в аукционе, компании нужно было собрать комплект документов, сделать копии и сшить бумаги. Выходило 5–10 коробок, иногда больше. Холдинги могли выделить отдельную команду для подготовки к торгам, а вот небольшим компаниям приходилось отвлекать сотрудников от основной работы. Собранные документы нужно было доставить в Роснедра — в Москву или в территориальный орган (в зависимости от того, где проводят аукцион).
- Долгая проверка документов. Документы, привезенные компаниями-заявителями, сотрудники Роснедр или его территориальных органов проверяли вручную. На каждую заявку обычно уходил целый день. Чтобы обеспечить прозрачность процесса, коробки вскрывались в присутствии представителя компании. Часто он приезжал из другого региона, и сотрудникам Роснедр приходилось согласовывать свое рабочее расписание с датами его командировки. И если в дни проверки документов у ответственных людей появлялись другие срочные задачи, возникала суматоха.
- Ошибки в документах. На подачу заявки отводилось чуть меньше двух месяцев: компании часто готовили документы в спешке, поэтому возникали ошибки. Но, например, если компания забывала предоставить документы о наличии средств для участия в аукционе или другие важные бумаги, заявку не могли пропустить по закону — и отклоняли.
- Непредсказуемый состав участников. О том, кто участвует в аукционе, компании узнавали, только когда приезжали в Роснедра во второй раз — уже на сами торги. Если там был холдинг, «малышу» или средней компании уже не было смысла бороться за лицензию: у них совсем другие бюджеты. Деньги на командировки, силы и время сотрудников оказывались потраченными зря.
Некоторые компании не могли принять участие в аукционе из-за банальных проблем с транспортом, например задержек рейса или пробок. Или случалось и так, что участник доезжал до торгов, но не делал ни одного ценового шага, увидев более сильных противников. Все эти факторы мешали развитию конкурентной среды и сбивали стоимость лицензий.
Аукционы решили перевести в цифровой формат и проводить удаленно. К 2022 году для этого уже была законодательная база — принятый годом ранее закон 123-ФЗ. Теперь предстояло воплотить онлайн-торги в жизнь.
Как торги на право добычи золота стали электронными
Перевод торгов в электронный формат потребовал многоуровневой работы. Этот путь можно разделить на пять ключевых этапов.
Разработка методологии
Методология цифровых торгов описана в постановлении «О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр», некоторые ее аспекты уточняются в приказах Минприроды и Роснедр. Но далеко не все первоначальные планы по механике проведения торгов удалось бы реализовать без внимания к нюансам устройства аукционов в «цифре».
Чтобы соотнести теоретическую базу с технической, госорганы обратились к Электронной торговой площадке Газпромбанка. Благодаря обширному опыту проведения торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ эксперты ЭТП ГПБ помогли определить особенности и технические ограничения системы цифровых торгов, а затем скорректировать под них регуляторную часть. Например, изначально планировалось, что задатки за участие в аукционе будут поступать на спецсчета участников. Но такая технология в тот момент была недостаточно проработана, поэтому средства решили переводить на счета платформы, где проводится аукцион.
Создание площадки для аукционов
Для торгов на право добычи полезных ископаемых была создана отдельная платформа на базе ЭТП ГПБ. Макет опробовали на фокус-группе, в которую вошли золотодобывающие компании. Это позволило четче определить потребности отрасли и адаптировать к ним решение.
Например, сначала участники аукциона могли делать только один ценовой шаг, а повторную ставку объявлять только после конкурента. Компании из фокус-группы отметили, что на обычных аукционах такого правила не было и новая практика им непривычна. Вдобавок выяснилось, что, перебивая собственные ставки, компании могут существенно повысить итоговую стоимость заявки и принести в бюджет больше дохода. В результате на платформу добавили возможность делать несколько шагов подряд.
Также появились новые опции, которых остро не хватало в аукционах офлайн-формата. Например, на ЭТП ГПБ можно заранее узнать, кто подал заявку на участие в торгах. Так небольшие компании могут оценить свои силы и понять, есть ли у них шансы в борьбе за лицензию или лучше сосредоточиться на подготовке к другому аукциону.
Интеграция с ГИС Торги
Вся информация об аукционах размещается в государственной информационной системе. Но сами торги там не проходят, поэтому было важно связать ГИС Торги с ЭТП ГПБ.
На практике процесс взаимодействия систем выглядит так. Роснедра размещают анонс аукциона в ГИС Торги — на заполнение формы уходит примерно полчаса. Затем в течение часа данные подтягиваются на ЭТП ГПБ, где и проходит аукцион. Его результаты автоматически отображаются в ГИС Торги.
Подключение сторон
Важное условие проведения цифровых торгов — подключение к онлайн-системам всех сторон процесса.
Сотрудники Роснедр прошли консультации по работе с ЭТП ГПБ, получили квалифицированные электронные подписи и приступили к работе в новом формате.
Перевести на онлайн-торги недропользователей оказалось сложнее: многие компании не привыкли к такому формату и не понимали, как пользоваться площадкой. В результате от аукционов на право добычи металлов в федеральный бюджет в 2022 году поступило 6 млрд рублей — в 2,5 раза меньше, чем в 2021-м. Чтобы сотрудники компаний быстрее освоили цифровой формат аукционов, специалисты ЭТП ГПБ провели серию лекций и настраивали подключение к площадке прямо в офисах недропользователей. В 2023 году в бюджет поступило уже 12 млрд рублей.
Поддержка пользователей
В процессе проведения аукциона могут возникнуть технические трудности — обычно они связаны с особенностями регулирования. Например, нельзя проводить аукцион, если кто-то из недропользователей не соглашается с утвержденным списком участников и подает жалобу в ФАС. На одном из аукционов Роснедра узнали об обращении в антимонопольный орган. Ведомство связалось с ЭТП ГПБ, а до начала проведения торгов участников аукциона известили о поступлении жалобы в антимонопольный орган.
Результаты перевода аукционов в онлайн
- Компании и Роснедра избавились от бумажной рутины. Участники подают документы онлайн — делать бесконечное количество копий и везти их в ведомство больше не нужно. Наличие всех бумаг система проверяет автоматически. Ни представители компаний, ни сотрудники Роснедр не тратят время на проверку.
- Комиссии стали эффективнее. Комиссии Роснедр проверяют заявки от компаний в течение 10–15 дней. Теперь для этого необязательно ехать в офис: ознакомиться с бумагами можно в любое время в любом месте. Эта возможность особенно важна для руководителей и специалистов с плотным графиком и разъездным характером работы.
- Конкуренция выросла. Аукционы стали доступнее для небольших и средних компаний, за счет чего среднее число участников выросло в 1,5 раза — с 10 до 15 (в среднем).
- Результаты торгов стали объективнее. Cистема ЭТП ГПБ отслеживает очередность и размер шага каждого участника. Поэтому споров о том, кого считать победителем или вторым в очереди на лицензию, не возникает.
Опыт Роснедр и ЭТП ГПБ стал показательным: его распространили на остальные федеральные торговые площадки, а на электронные аукционы перешли и другие ведомства, в том числе Минприроды.