Чтобы научиться ставить свет быстро, хорошо и точно, нужен опыт. Чтобы получить опыт, нужна постоянная практика — учебниками тут не обойдёшься. А у новичка часто нет такого потока заказов, чтобы не вылезать из студий. Один из вариантов решения — виртуальные студии. В них можно смоделировать схему света, не переступая порог реальной студии. О плюсах и минусах такого подхода читайте в этом материале.
Ещё век назад начинающие живописцы использовали гипсовые головы, чтобы научиться рисовать людей: видеть и имитировать объём, ставить правильный свет. У многих новичков в фотографии часто возникают проблемы в правильной постановкой света в ходе съёмки. Особенно если нет возможности пригласить модель чуть позже, осветительных приборов в доступе много, а схема не самая простая. Впрочем, у этой проблемы есть простое решение.
Что такое виртуальная студия и зачем она нужна
Идея виртуальной студии в том, чтобы заранее прикинуть, как будет выглядеть свет на вашей фотосессии и не тратить на его настройку время фотосессии.
Виртуальные студии полезны:
— для начинающих, которые только учатся работать со светом (особенно если речь идёт об импульсах, с которыми сложнее работать);
— для опытных фотографов для отработки сложных схем света и экспериментов;
— когда нужно поделиться идеей — например, с заказчиком, если речь идёт о коммерческих рекламных съёмках или подобных серьёзных проектах. Показать картинку проще, чем подбирать эпитеты.
set.a.light 3D: как это работает
Рассмотрим, как это работает, на примере одного из самых популярных сегодня инструментов — set.a.light 3D. Это простой 3D-симулятор, который позволяет смоделировать типичную фотосессию в студии.
Программа не требует установки, что удобно, но при этом не самая дешёвая: разные версии стоят от 80 до 180 долларов.
Всё, что есть у нас в рабочем поле, можно заменить и выбрать под собственные нужды: фон, камеру, источники света и модификаторы. Справа вверху указана камера, на которую происходит виртуальная съёмка, и её параметры. Тут же ниже мы видим предпросмотр кадра, который мы в этих условиях получаем.
Лучше не пренебрегать этими мелочами настройки. Если вы снимаете на кроп — сразу поставьте кроп. От размера матрицы в частности зависит мощность вспышек и то, насколько далеко их надо ставить от модели.
Все модификаторы света также можно менять. Если в качестве рисующего света вам нужна не портретная тарелка, а софтбокс, кликаем по тарелке в рабочей области, находим пиктограмму, где нарисованы модификаторы и ставим то, что хочется.
Чтобы добавить ещё один источник света, просто выбираем подходящий на нужной панели и мышкой вытягваем её в рабочую область.
Модель, её пол, причёску и одежду тоже можно менять. А ещё можно менять позировки и добавлять разный реквизит. Предупреждение для тех, кто играл в детстве в Sims: можно не на шутку заиграться.
Готовые схемы света с превью можно сохранить, как отдельный JPG или PDF-файл. Для этого сначала переходим во вкладку View (сверху в центре) и даём там команду Render. Если результат устраивает, переходим во вкладку Export и там создаём подобную карточку.
Другие виртуальные студии для фотографов
Lighting Diagrams. Классический редактор, позволяющий быстро рисовать схемы света. Инструмент позволяет расставлять готовые шаблоны: здесь много вариантов популярных осветительных приборов. Lighting Diagrams — это не совсем виртуальная студия, здесь нет возможности посмотреть, как будет ложиться свет на модель, но можно нарисовать шпаргалку для себя или для другого человека.
Sylights. Sylights расшифровывается как «share your lights» (поделитесь своим светом). Аналог Lighting Diagrams с очень схожим набором функций.
Zvork. А вот это уже вполне себе виртуальная студия, которая позволяет увидеть, как свет будет ложиться на модель. Что приятно — инструмент бесплатный и работает онлайн, ничего устанавливать не нужно. В целом похож на set.a.light по общей идее, но гораздо более простенький в плане исполнения. Здесь нам не покажут расположение конкретного оборудования в студии, будет только простая схема, модель можно снимать только крупно и фронтально, библиотек с одеждой и позировками нет.
Виртуальные студии и реальные съёмки
Всё написанное выше звучит оптимистично, но есть одно «но». И любой, кто хоть раз пытался повторить найденный в интернете референс, скорее всего, уже понял, о чём речь. Проблема в том, что тот свет, который мы получаем в студии это такой сферический конь в вакууме.
На эти данные можно опираться, но их всё равно придётся немного корректировать на реальной съёмке. Потому что карта и местность — это две большие разницы. А в виртуальных студиях мы всё же получаем карту.
Важные моменты, которые стоит держать голове при перемещении из виртуальной студии в фотостудию реальную, чтобы лодка любви к фотографии не разбилась о скалы реальности:
— заранее ознакомьтесь с тем, какое оборудование предоставляет конкретная фотостудия. Можно накрутить сложную и интересную схему с оптической насадкой и масками гобо, а потом узнать, что масок в студии нет. Будет обидно. Это же относится с количеству источников света и модификаторам. Иногда при аренде в студии в стоимость входит только минимальный набор, а за большое количество оборудования идёт доплата. Это важно уточнить;
— помните о том, что чем меньше помещение, тем сложнее работать со сложными схемами света — он будет неизбежно переотражаться от стен и потолка. Учитывайте это при своих планах. В некоторых виртуальных студиях можно выбрать размер студии, но всё учесть сложно: есть ещё цвет стен и потолка, наличие окон и прочие важные мелочи;
— также важно понять, попадает ли в студию естественный свет. Его нужно либо учитывать при составлении схемы (а тут много переменных: прямой солнечный, солнечный отражённый, пасмурный), либо искать способ от него избавиться — занавесить шторы или поставить флаг;
— составляя схемы, будьте точны и скрупулёзны. Нет, октобокс на 120 см и октобокс на 50 см это не «почти одно и то же». Такая разница в размере модификатора критична, свет будет совсем разный;
— люди — не манекены. Схема света может идеально смотреться дома на компе, но портить лицо конкретной модели, например, визуально увеличивая её лицо. Относитесь к своим шпаргалкам скорее как к точке отсчёта, чем как к своду правил;
— помните о том, что чем жёстче свет и сложнее схема, тем важнее навыки модели в кадре. В мягком рассеянном позировать проще. Учитывайте это при планировании света в виртуальных студиях. Если модель неопытная или в кадре ребёнок, лучше выбирать варианты попроще.