Найти тему
"Хомо люденс"

8 курьезных случаев со съемок комедий Рязанова

Оглавление

Бесшабашное, курьезное, даже пикантное – всякое случалось… фильмы одного из самых интересных комедийных режиссеров СССР снимали тоже весело.

Бывали, впрочем, и интриги.

Так, сам Эльдар Александрович признавался, что наиболее сложным оказалось создание картины «О бедном гусаре замолвите слово»: ее постоянно переписывали и переснимали для-ради цензуры.

То похороны героя в финальной сцене убрали буквально за несколько часов до премьеры (поскольку церемонию показывали на фоне церкви)…

То дом тех самых девушек, к которым ходили гусары, пришлось переименовать в дом модисток… хотя поначалу подразумевалось, конечно же, совсем другое. В итоге стало не совсем ясно, отчего со столь ироничным вызовом говорила героиня Натальи Гундаревой: «Это я-то им – чужая? Ну, вы скажете тоже, господин хороший…»

Но мы с вами сегодня остановимся на воспоминаниях участников съемок, рассказавших именно забавные, занятные, порой потешные и комичные случаи со съемок лучших комедий Рязанова.

1. «Карнавальная ночь» 1956 г.: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно… Асса!»

Один из самых известных и интересных эпизодов в комедиях СССР в принципе стоял под угрозой. А всё – потому, что актер находился в состоянии, в котором вообще-то должен был находиться его персонаж.

Ну, вы помните: лектор из мифического «общества по распространению» вначале был настроен излишне строго, потом под уговорами юных весельчаков решился немного «дepябнyть», а затем развеселился не на шутку.

Кадр со съемок комедии СССР Рязанова «Карнавальная ночь» (взято из «АиФ»)
Кадр со съемок комедии СССР Рязанова «Карнавальная ночь» (взято из «АиФ»)

Между прочим, эпизода с танцем и криком «Асса!!!» лектора в сценарии не было. Вообще. Его режиссер придумал уже по ходу съемок. Чтоб, так сказать, попутно с Огурцовым высмеять еще одного бюрократа – от науки.

После отбора на роль взяли Сергея Филиппова. А он до такой степени побаивался и «зажимался», что весь день со всеми 13 отснятыми дублями пошел насмарку.

Но вдруг выяснилось, что причина была в, как сказали бы сегодня, аутентичном состоянии актера: он перед выходом к камерам немного выпил, чтоб играть лучше.

Но, как давно известно, хорошо сыграть пьяного может только трезвый. Вот такой парадокс.

Это пришлось доказать на своем примере и Филиппову. Когда через неделю после неудачных дублей он пришел-таки на съемочную площадку в состоянии «как стеклышко», ему удалось сыграть товарища «под градусом» просто восхитительно.

2. «Гусарская баллада» 1962 г.: «Корнет… вы – женщина?!»

Кадр со съемок комедии СССР Рязанова «Гусарская баллада»  (взято с m.ok)
Кадр со съемок комедии СССР Рязанова «Гусарская баллада» (взято с m.ok)

Для того чтобы оправдать, почему вдруг целый полк гусар не увидел в Шурочке девушку, актрису пришлось найти с соответствующими особенностями фигуры: очень спортивную и подтянутую.

Поэтому, как бы пикантно ни звучало, на роль не утвердили:

  • Алису Фрейндлих. Сам Рязанов потом признавался, что, «несмотря на гусарский костюм и грим, в актрисе было что-то предательски женское»;
  • Светлану Немоляеву. В ней также все участники отбора увидели «слишком женственную фигуру».

А вот Лариса Голубкина, тогда еще учившаяся на 3-м курсе ГИТИСа, вполне подошла. И отсутствие опыта работы перед камерой ее не испугало.

И настолько она сумела сыграть как мальчика-гусара, так и девушку-дворянку, что впоследствии нравилась многим мужчинам, включая павшего к ее ногам Андрея Миронова, с которым они впоследствии были женаты 10 лет.

3. «Дайте жалобную книгу» 1964 г.: «Каков нaxaл! Заказал на гривенник, а ведет себя, как порядочный»

Если бы не желание Рязанова снять комедию «Берегись автомобиля», возможно, фильма «Дайте жалобную книгу» не было бы. Дело в том, что на «Мосфильме» поставили требование: до комедии он должен снять сатирический фельетон.

Чтоб как-то морально компенсировать себе вынужденность работать на заказ, режиссер решил пойти на интересный для него эксперимент. Причем весьма смелый и остроумный.

А именно: под его контролем оператор снимал сцены… прямо на улицах скрытой камерой. Причем простые пешеходы так и не узнали, что невольно стали актерами массовки в комедии Рязанова.

В итоге режиссер получил то, что хотел: ненаигранные, естественные реакции, жесты, в целом поведение людей.

Но самым курьезным, пожалуй, был случай во время съемок в ресторанах.

В кафе и прочие заведения режиссер с некоторыми другими участниками съемочной группы тоже ходили в рамках эксперимента Рязанова.

И везде там они вели себя, как Володя Шарапов, который пришел в ресторан, но, не имея денег, вынужден был тянуть время с чашечкой кофе: «Я у вас тут еще долго сидеть буду…»

Шарапов хотя бы был один. И то он снискал недовольство официантки. А Рязанов был в компании. В итоге в нескольких заведениях им сказали почти слово в слово: «Дома надо пить!»

Наша развеселая группа творчески им «отомстила», показав это поведение официантов в фильме.

4. «Берегись автомобиля» 1966 г.: «…лестно чувствовать себя умнее авторов»

Изначально режиссер наметил снимать в кино Юрия Никулина. И тому даже пришлось научиться водить автомобиль для роли Юрия Деточкина. А потом актер вместе с цирком уехал в затяжные гастроли и сниматься не смог.

А вот Ольге Аросевой пришлось еще хлеще. Ей довелось водить по улицам не машину даже, но троллейбус, причем окончив для этого специальные курсы.

Оно, конечно, у нас женщины-водители как раз чаще и встречаются за рулем троллейбусов и трамваев. Однако ведь они профессионалки. Аросевой же до сих пор как-то вот не доводилось управлять общественным транспортом.

Более того, ездила она на нем не абы как, но по маршруту. И в салоне ее троллейбуса сидели не участники съемочной группы, а самые настоящие пассажиры с улицы. Вот это да!

5. «Ирония судьбы, или С легким паром!» 1975 г.: «А давайте взвесимся на брудершафт!»

Любители этой всенародной новогодней комедии представляют, что сцены в бане снимались в каком-нибудь очень милом, уютном заведении, где актеры веселились и между делом мимоходом снимались в сцене…

Кадр из советской комедии Рязанова «Ирония судьбы...»
Кадр из советской комедии Рязанова «Ирония судьбы...»

На самом деле сцену, ставшую притчей во языцех (только ленивый не повторял после премьеры: «Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню»), снимали… в павильоне. Причем прямо в коридоре. Более того – под лестницей.

Конечно, для съемок на «Мосфильм» доставили пару бочек настоящего пива, а также несколько живых пальм в кадушках. Но этим «банное» дело ограничилось. Всё остальное (весы, веники, тазики, серпантин…) набрали с миру по нитке на складах «Мосфильма».

Однако праздничный момент при съемках все же был: в то время как раз состоялся день рождения у Александра Белявского, сыгравшего одного из друзей Жени Лукашина.

Зная об этом, каждый из актеров, воплотившихся в друзей, принес по бутылке «беленькой». Не сказав ничего декораторам, они подменили ими бутафорские бутылки.

Соответственно, после команды «Камера! Мотор!» эти товарищи отмечать продолжили: прикладывались к настоящим, а не приготовленным декораторами, бутылкам.

После многочисленных дублей градусы дали знать свое. Не заметить этого со стороны было уже невозможно. Пришлось режиссеру переносить съемку на другой день – после того, как наотмечавшиеся придут в себя.

Но самое забавное, что в итоге в ленту поставили именно те кадры, где актеры праздновали день рождения Белявского по-настоящему…

6. «Служебный роман» 1977 г.: «Это не машина, а малогабаритная квартира»

Пришлось поездить за рулем не только Ольге Аросевой, но и Олегу Басилашвили. Правда, по факту ему было гораздо проще: он ехал всего лишь на машине и какие-то 100 метров.

Но актер до тех пор ни разу автомобилем не управлял. И никаких курсов не проходил. Его просто в один прекрасный день взяли под белы руки и посадили на сиденье водителя, а напротив взгромоздили несколько кинокамер.

По сути, наш товарищ оказался почти в шкуре Остапа Бендера, который «играл в шахматы второй раз в жизни».

Разумеется, при таком раскладе не обошлось без эксцессов – Басилашвили наехал на киоск «Союзпечати» и, по его признанию, «понял: всё, гонорара я не получу».

7. «Служебный роман»: «– Товарищи, в Швейцарии – компьютеры…

– Очень хорошо, что в Швейцарии компьютеры. Но с чем у нас скверно, так это с отделом легкой промышленности»

Кадр из советской комедии Рязанова «Служебный роман»
Кадр из советской комедии Рязанова «Служебный роман»

Еще один забавный эпизод был связан со съемками компьютера в этой же комедии Рязанова. В те годы это была весьма дорогой, эксклюзивный артефакт.

Чтоб показать, что в советском статистическом учреждении всё серьезно, нашли венгерский Videoton-340. Цена его по тем временам была просто заоблачная: 440 000 руб. Одних только машин Юрия Самохвалова надо было бы продать несколько десятков, чтоб купить такой компьютер.

В результате к этому артефакту относились трепетнее, чем к актерам. Его персонально привозил утром на съемки и увозил вечером со съемок специально выделенный для сей миссии работник Центрального статистического управления.

Пожалуй, подобного отношения заслуживали лишь самые избранные. Например, Елена Соловей во время съемок в «Неоконченной пьесе для механического пианино», которую лично привозил-увозил Никита Михалков. Но только потому, что она была кормящей матерью…

8. «Гараж» 1979 г.: «Чего только в биологии ни бывает»

Вы, конечно же, помните, что Андрею Мягкову в этом фильме досталась роль почти без слов. По сюжету его герой прыгал в бассейн к своим питомцам и простудился, а потому потерял голос.

Кадр со съемок  советской комедии Рязанова «Гараж» (взято на drive2)
Кадр со съемок советской комедии Рязанова «Гараж» (взято на drive2)

Как выяснилось, это было своего рода местью режиссера на отзыв о его стихах «У природы нет плохой погоды». Песню на этот текст включили в фильм, а Мягков стихи раскритиковал.

Уязвленный Рязанов взял и «лишил голоса» своего любимца….

Впрочем, ненадолго: ближе к финалу его персонаж внезапно заговорил буквально каким-то чудом.

_______________

О съемках других комедий Рязанова читайте посты «2 прототипа "Вокзала для двоих"», а еще «Как Людмила Гурченко себя вела на съемочной площадке» и вот «"Ирония судьбы…": так ли плохи раскритикованные типовые дома»,

конкретно о «Невероятных приключениях итальянцев в России» – «Где набрали итальянцев», а также «Как Миронов рядом со львом играл», плюс «Как снимали самолет на шоссе» и вот даже «Мог ли паспорт мафиозы долететь до иллюминатора».

#актеры #кино #комедии #знаменитости #культура #СССР #советскоекино #интересныефакты