Во время перерыва между съемками Люся почти никогда не оставалась в одиночку и почти никогда не умолкала. Так, жуя бутерброд, она могла запросто болтать о том о сем хоть с режиссером, хоть с осветителем, хоть с партнером по главной роли, хоть с гримером или костюмером.
Причем с любым она общалась не просто «демократично-снисходительно» (мол, я, такая замечательная актриса 1-го плана, разговариваю с вами, простые работники сцены, – когда речь шла о гримерах-костюмерах). Но она вела с ними беседы искренне, от души.
Но вообще просто беседами это было назвать сложно. Ее общение шло, что называется, на всю катушку: она постоянно хохотала, обыгрывала какие-то сценки, кого-то пародировала.
Некоторым ее бурный темперамент досаждал. Тут люди работать пришли, им надо успеть, например, вжиться в роль – а их отвлекают досужими разговорами… примерно как случайный попутчик в поезде, которому надо непременно успеть выговориться «до дна» перед теми, кого он потом уже никогда не увидит.
Но были Мастера от мира кино – настоящие психологи, которые умели учитывать эту психологическую особенность Людмилы Марковны.
Так, Эльдар Рязанов и Никита Михалков начинали съемки только после «неофициального выступления» Людмилы Гурченко.
То есть сначала она расскажет им или другим участникам съемочной группы пару анекдотиков... поведает пару баек из жизни… спляшет чечетку или выдаст еще пару коленец… смешно изобразит никому не известную ее соседку... споет пару куплетов…
…и вот пар выпущен – можно начинать работу: актриса к съемкам готова!
Этот необычный психологический «маневр» по «выпуску пара» срабатывал гораздо лучше, чем тогда, когда актрису заставляли работать «в обычном порядке».
Так, один из кинокритиков рассказывал, как вела себя Людмила Марковна на съемочной площадке в то время, когда сам он проходил студенческую практику на Мосфильме. Когда «создавался условный мир картины» на площадке, можно было увидеть, «как простые, хорошие, интересные люди становились и скучноватыми, и неискренними» перед камерой. Но не Гурченко.
Даже когда ее роль сводилась всего к 1 фразе, она старалась быть естественной. И вот такие «неофициальные выступления» между съемками ей очень помогали – давали задор и энергию, подбадривали ее саму и окружавших.
Пожалуй, эта любопытная психологическая особенность Гурченко впервые ярко проявилась на съемках фильма, который сделал ее звездой: комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».
Это было ревю… нет, пожалуй, это был праздник с музыкой, танцами и веселыми розыгрышами, который с киноленты распространялся на закулисье.
Юная Люся перед камерой от души плясала, пела, водила хороводы… Как только выключали камеру, девушка, не останавливаясь, веселилась с коллегами и распространяла вокруг себя смешливую суматоху. Потом звучал призыв: «Мотор!» – и веселье продолжалось вновь перед камерой, где гротеск и эксцентричность становились уместными.
И не зря Рязанов заприметил начинающую актрису и впоследствии неоднократно приглашал ее сниматься в своих фильмах: «Человек ниоткуда», «Вокзал для двоих», «Старые клячи», «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя» (камео)», «Музыка жизни»...
Из ролей в фильмах Рязанова, на которые Гурченко также пробовалась, но не попала, – Шурочка из «Гусарской баллады».
А вот когда другие режиссеры, не учитывая особенностей темперамента Гурченко, пытались ее «засунуть в общепринятые рамки», дело могло даже пробуксовывать. И тогда получались не очень яркие «девушки с гитарами» или интересные, но эпизодичные роли, как в «Балтийском небе» Владимира Венгерова.
Всё это подтверждает, насколько важно в любом деле учитывать индивидуальность каждого человека. Ведь, если бы не те же Рязанов с Михалковым, к примеру, кто знает – состоялась бы Гурченко как звeздa той величины, какой мы ее в итоге знаем?
Кстати, сама Людмила Марковна всё это понимала и с юмором описывала в автобиографии «Мое взрослое детство».
Рекомендую прочесть эту книгу всем. В ней много не только занятного материала о жизни будущей знаменитости, но и описаний быта людей в тылу во время Великой Отечественной.
Причем книга написана в духе своего автора: столь же искрометно, ярко и живо.
Таланты даются от природы, но подтверждаются в опыте. И очень важно найти тех, кто тебе в этом поможет. Пусть даже помощь будет не совсем обычной – вот как в случае с актрисой, игровой темперамент которой надо было понять, принять и грамотно использовать.
И замечательно, что с самого начала на ее творческом пути встречались режиссеры-психологи, которые учитывали это. Повзрослев и набравшись сценического опыта на небольших комедийных ролях, актриса перешла и к более серьезным драматичным ролям.
В итоге мы знаем прекрасную, многоплановую актрису золотой эпохи советского кино.
Светлая память хорошему человеку Людмиле Гурченко, чьи таланты начали формироваться еще в детстве, в оккупированном немцами Харькове! Это лишний раз показывает, что настоящему таланту не помешает ничто.
Еще о ролях Гурченко читайте статью «Как попасть в фильм: 2 прототипа «Вокзала для двоих», а в продолжение кино-темы – забавный пост «Смешные киноляпы фильмов, когда актеры массовки играют «не в тему»».