Любители лучших советских комедий, конечно же, помнят этот необычный, незабываемый ход в кино Эльдара Рязанова: пассажирский самолет приземлился на простую автомагистраль и ехал по ней несколько километров.
«Под крылом самолета о чем-то поет механик, застрявший в шасси» передвигались обычные машины и мотоциклы. Чтоб пропустить пешеходов по зебре, его даже приостановили.
Подобная сценка была в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница…»: там дорогу переходили утка и целый выводок утят. Но снять самолет на дороге посреди автомобилей было, конечно же, гораздо сложнее.
Прежде всего, чтоб летательный аппарат благополучно приземлился в нужном для режиссера и оператора месте, потребовалось бетонное покрытие, причем довольно прочное и толстое – не меньше 50 см.
Найти дорожное полотно, которое бы отвечало этому и другим многочисленным требованиям, было сложно. Да и, если б снимали на настоящей автостраде, пришлось бы решать множество вопросов: перекрыть движение транспорта и проч.
Похожие съемки уже бывали в других фильмах. Если продолжить вспоминать советские комедии, то можно назвать «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина. Там в конце кино тигра везли в такси по обычной дороге. А вдоль нее стояла большая толпа: глазела, громко кричала и другим бурным образом выражала свои эмоции.
Так вот в «Полосатом рейсе» можно отчетливо видеть, что те съемки были явно постановочными (хотя бы по абсолютно пустой трассе и по толпе, ведущей себя весьма неестественно).
Но «ангажировать» небольшой участок дороги, чтоб провезти по нему пару раз туда-сюда (для нескольких дублей) одного тигра, опять-таки проще, чем катать туда-сюда огромный летательный аппарат (между прочим, для съемок самолет пришлось сажать целых 6 раз!).
Таким образом, снимавшие «Невероятные приключения итальянцев в России» решили, что воспользуются все же взлетной полосой аэропорта, просто ее «загримируют» под обычную автостраду:
1) расставят какие-то предметы, символизирующие обычную дорогу. Так, реквизиторы притащили бочку с квасом;
2) пустят по шоссе разный транспорт и пешеходов. Самыми забавными оказались милиционер с водителем – увидев неожиданный «опознанный летающий объект» на трассе, хитроумный нарушитель выдернул свои права из рук милиционера и буркнул – мол, вы лучше смотрите, ЧТО у вас на дороге творится! Милиционер начал было свистеть да затих от изумления;
3) и др.
Такую полосу – разумеется, запасную, чтоб не мешать настоящим рейсам, – нашли в Ульяновске. А в «главной роли» решили снимать Ту-134.
В «тyшкy» посадили отнюдь не обычных актеров «Мосфильма», а настоящих летчиков из Ульяновского института гражданской авиации. Перед ними была поставлена весьма нетривиальная задача: выполнить трюк, мало того, что непростой, так еще и вразрез с любыми законами и инструкциями.
Задачу пришлось решать на самом верховном (не в плане полетов, а в плане начальства) уровне: обращаться в Министерство гражданской авиации СССР. Там, впрочем, режиссеру отказали.
Тогда летчики предложили киношникам запустить на дороге рядом с самолетом исключительно легковушки, управлявшиеся пилотами.
Расчет был логичен: в случае форс-мажора пилоты смогут сориентироваться быстро и правильно – они ведь понимают, чего можно ждать от самолета.
В итоге сцена с проездом Ту-134 получилась великолепной! И только самые въедливые критики смогут заметить отдельные ляпы кино, например:
1) посадку самолета на 140-м км Минской автострады, в то время как он летел… в Москву. И номера у автомобилей там были тоже все сплошь ульяновские (почему так получилось, вы уже понимаете);
2) недостаточно закамуфлированные разметки полос и радиолокационное оборудование Ульяновского аэропорта;
3) противоречие между абсолютно пустым шоссе при взгляде на него сверху и – заполненной многочисленными автомобилями дорогой, когда по ней уже передвигался самолет;
4) наконец, отсутствие бедолаги мафиозы в иллюминаторе едущего самолета (хотя он в проеме торчал и во время полета, и после посадки – когда к нему спешили деловитые медики).
Что ж, вспомним рабочее название комедии Рязанова – «Спагетти по-русски» – и не будем придираться к ляпам этого кино. ))
А какие ляпы в этом кино или в других фильмах о транспорте знаете вы, уважаемые читатели? Делитесь, интересно же! :)
В продолжение темы читайте пост «Комедия Рязанова: мог ли паспорт мафиозы долететь до иллюминатора (смешные ляпы фильмов)». Также о нелепицах в художественных фильмах смотрите Дзен-подборки «Кино, авто и…» плюс «Ляпы кино».
#кино #авто #транспорт #самолёты #культура