«Вокзал для двоих» его создатели – Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский – отнесли к поджанру «смешные невеселые истории». И этим он, пожалуй, близок картинам Георгия Данелии.
О том, что грустная комедия во многом стала любима публикой благодаря замечательной игре Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили, знают все зрители. Но мало кто в курсе, что у главного героя картины было 2 прототипа, а у сюжета – соответственно, 2 реальных линии из жизни, по которым фильм и сняли.
Прототип № 1
1-м прототипом главного героя стал один из любимых композиторов режиссера: Микаэл Таривердиев.
Нет, конкретно для «Вокзала…» музыку написал Андрей Петров. А Микаэл Леонович – автор мелодий к другим фильмам Эльдара Александровича, в частности к комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Как-то в юности Микаэл посадил за руль своего автомобиля одну знакомую, с которой он тогда начинал встречаться. И она наехала во время этой поездки на пешехода. Человека не стало.
Девушка была актрисой. И вообще она принадлежала к слабой половине человечества, а Микаэл был ответственным, сильным мужчиной. И он решил взять вину на себя.
В результате ему пришлось выдержать долгие 2 года судебных разборок. За это время актриса… от него отвернулась.
А он сам, слава Богу, попал под амнистию.
Таривердиев как-то рассказал эту историю Рязанову. И тот решил снимать фильм.
Интересно, что создатели картины отказались в титрах ссылаться на каких-либо прототипов.
Ну, знаете, как частенько бывает в голливудских фильмах: дескать, история основана на реальных фактах.
Однако и подчеркивать то, что фильм был полностью придуман, тоже не стали.
Как тоже нередко бывает в западных, а в последние годы и в наших фильмах, когда пишут: мол, любые совпадения с реальными событиями и людьми считать случайными.
Думается, в этом проявились, с одной стороны, благородство Таривердиева, с другой – человечность по отношению к нему самому Рязанова.
Прототип № 2
2-м прототипом стал также человек, с творчеством которого вы знакомы по миру кинокомедий.
Это поэт Ярослав Смеляков. Что-то знакомое, да? Что-то такое очень на слуху, но, скорее, по принципу «слышу звон, да не знаю, где он».
А вы вспомните: «Лида, а вы знаете, какое у меня любимое стихотворение у Ярослава Смелякова?» И дальше герой Александра Демьяненко читает героине Натальи Селезневой стихи про девочку Лиду.
Так вот, прототипом был тот самый поэт, которого цитировал Шурик в комедии Леонида Гайдая «Oпepaция «Ы»…».
Ярослав Смеляков был репрессирован, 3 года отбывал заключение.
И вот как-то в тот период он с разрешения начальства пошел в гости к своим товарищам – Юлию Дунскому и Валерию Фриду (которые позже написали сценарии ко многим фильмам, например к нашему замечательному сериалу о Шерлоке Холмсе).
Отдельно лично мне хочется отметить, что Фрид родился в Томске.
Эти двое жили неподалеку на поселении. Встретившись, они дружно это дело отметили. А на утро, как водится после таких отмечаний, проспали.
Проснувшись, они поняли, что Смеляков может не успеть добежать до своей части к нужному времени.
В результате товарищи не сказали, как впоследствии герой фильма: «Сама, сама, быстренько, сама!», но решили бежать все втроем – так сказать, с группой поддержки.
В итоге этой группе, действительно, пришлось поддерживать уставшего поэта – буквально тащить его на руках. Так они помогли товарищу избежать наказания за опоздание.
________
В целом хочется сказать, что и все прототипы, и все создатели «Вокзала для двоих» оказались людьми интеллигентными, только обозначившими контуры фактических историй, но не открывшими их подробности. Так, поговаривают, что той актрисой за рулем была Людмила Максакова, но это лишь догадка.