Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

«Ирония судьбы…»: так ли плохи типовые дома, как критиковали в комедии Рязанова

Все мы помним начало советской комедии Эльдара Рязанова, когда ироничный Александр Ширвиндт рассказывал о типовых домах. Мол, у нас типовое всё – от кинотеатров до людей.

Этакий ироничный текст нужен был, чтоб подвести базу под фантастические события: дескать, настолько всё вокруг одинаковое, вплоть до ключей от дверей, что житель одного города может попасть в квартиру жителя совсем другого города и не заметить этого. Особенно если будет под градусом.

А если серьезно: настолько ли плохи были те типовые дома и их квартиры времен комедии Рязанова, как критиковали в сатирической мульт-заставке?

Не совсем. И тому есть как минимум семь причин.

Статья написана с основой на факты из официальных СМИ, например «КП».

1. Прежде всего заметим, что сюжет начинался в московской новостройке. Хирург Женя Лукашин с мамой получили квартиру бесплатно. Ведь в СССР квартиры давали именно бесплатно – и не только в столице, но и в городах и весях «до самых до окраин». Да, не всем 100% и не сразу, но давали.

В наши дни такому позавидовал бы любой:

  • и студент, который не хочет жить в общаге;
  • и семья, вынужденная снимать жилье по цене неплохого оклада работника с периферии;
Так, съем жилья в Москве обходится порядка 40 000 руб. в месяц в не самых центральных районах города и в не самых евро-отремонтированных однушках.
  • и пенсионер, печально ютящийся на кухне коммунальной квартиры;
  • и даже тот, у кого квартира уже есть. Ведь можно другое жилье сдать и получать за аренду оплату дополнительно к своему основному заработку;
  • и... вообще любой. Никто не отказался бы от бесплатного угла, который, между прочим, потом еще и перейдет по наследству детям.

2. Заявленный в фильме адрес – 3-я ул. Строителей, д. 25, – не соответствовал реальности. На самом деле здание, которое снимали, было не одним, а двумя жилыми домами. И находились она оба в Москве на пр-те Вернадского:

3-я ул. Строителей, впрочем, в столице все же существовала – до ее переименования в 1958 г. в ул. Марии Ульяновой. Но снимать именно там Рязанов, видимо, не захотел.
  • д. 113 – с квартирой Шевелевых Нади с мамой;
  • д. 125 – с квартирой Лукашиных Жени с мамой.

Причем они были новаторскими. Их возвели отнюдь не по типовому, но по экспериментальному специальному проекту, реализованному лишь в трех зданиях Москвы.

Дом № 125 через пять лет после съемок фильма Рязанова (взято на uploaded by ag84/pastvu)
Дом № 125 через пять лет после съемок фильма Рязанова (взято на uploaded by ag84/pastvu)

3. В наше время дом по названному в фильме адресу попал в программу реновации. Его снесли, а жители получили квартиры в новостройках бесплатно. Причем с новым ремонтом, встроенной мебелью, а многие – даже с большей площадью, чем раньше.

Ах, да, и еще с хорошей инфраструктурой и несколькими парками вокруг. Больниц-магазинов, возможно, во времена съемок было меньше (впрочем, как и везде), а вот парки были всё те же.

Сплошные плюсы, однако.

4. В 2021 г. эксперты ЦИАНа оценили, что стоимость двушки в доме, где проходили съемки, достигает 14 млн руб. За последние пару лет цены взлетели еще больше.

Так что сегодня Лукашины могли бы продать свою квартиру за весьма замечательные деньги. Да-да, ту самую, над которой так иронизировали.

5. Женя прямым текстом называл полезную площадь своего жилья: 32 кв. м. В кадре мелькали вполне неплохие по размерам:

  • две комнаты;
  • кухня;
  • раздельный (что удобно) санузел;
  • коридор с прихожей;
  • балкон (впрочем, предположительно).

При этом критики подсчитали, что, судя по количеству и размерам мебели и прочих вещей в квартире, Женя имел в виду даже не полезную, но жилую площадь. То бишь квартира была больше, чем он говорил.

6. Квартира в кадре имела не самый типовой вид. К примеру, вспомните сцены, когда на неожиданного гостя на софе сначала наткнулась хозяйка, а потом – ее друг. Этот угол находился в необычной нише.

Причем ниша была не самой маленькой: в нее вмещались софа и встроенные платяные шкафы. Так что квартира имела нестандартную планировку.

Хорошо это или плохо – судить каждому жильцу по себе.

Лично мне подобное нравится, ведь тут сочетается полезное (вместимость мебели и вещей, которые не мешают) с приятным (интересной, необычной организацией пространства).

Специалисты же по жилищному строительству указывают, что квартиры в реальных домах с места съемок имели улучшенную планировку.

7. Наконец, у обеих кино-семей были двушки, что само по себе удобно. Каждый жилец имел по своей комнате и мог уединиться, не мешая другому.

Это даже по нынешним временам не всегда встречается. А в те годы и вообще было почти роскошью.

План квартиры-двушки  из дома № 25 по 3-й ул. Строителей (взято на dubikvit.livejournal)
План квартиры-двушки из дома № 25 по 3-й ул. Строителей (взято на dubikvit.livejournal)

В качестве вывода можно сказать, что и здания, и квартиры из комедии Рязанова были отнюдь не типовыми и не отвечали пылу иронии, которым их наградили. «Самые обычные дома» на деле оказались уникальными, а «типовые квартиры» – нестандартными, улучшенными и бесплатными.

П. с. В развитие темы читайте мои посты «Как и кому в СССР давали бесплатно квартиры», плюс «"Кто так строит?", или Кypьезные планировки квартир» и еще «Веселые ляпы в советских кино, связанные с квартирами», а собственно о комедии Рязанова – пост «Почему Женя – маленький Наполеон Ипполит».

#история #история СССР #кино #СССР #недвижимость #квартира