Этот день считается еще одним черным днем. Вслед за "котлом" вокруг Брянска сформировался еще один - у Вязьмы. И если у Брянска это была 2-я и 4-я танковые группы немцев, то у Вязьмы - 3-я и 4-я.
Не останавливаясь на достигнутом немецкие войска продолжили наступление на северо-восток, взяв в тот же день Сухиничи. На эту важнейшую железнодорожную станцию мы уже много раз заглядывали на канале.
А кроме того, 3-я танковая группа развернулась на север, чтобы осуществить мощный удар в направлении Калинина. И вот здесь тоже вызывает вопросы тактика немецкого командования, с которой мы уже сталкивались в августе, когда с направления главного удара зачем-то снимались существенные силы. Возможно, что немцы хотели и в случае с Москвой применить ту же тактику, что и в отношении с Брянском, Вязьмой, Киевом - то есть тактику глубокого охвата с последующим окружением большой группировки, ее расчленением на мелкие части с последующим их уничтожением. Вот только надо же было понимать, что размеры Москвы - это не размеры Брянска, и даже не размеры Киева. Для охвата Москвы нужны были бы огромные ресурсы, а потому рассредоточение своих танковых групп на разные направления - это вряд ли хорошая идея. А оказалось, что 2-я группа на юге, на удалении от нее в центре - 4-я, а 3-я ушла на север в направлении на Калинин с последующим охватом Москвы с севера. Это же гигантский фронт с труднейшей логистикой и т.п.
Вот, на мой взгляд, почему в первые дни войны наступление немцев было столь успешным?! Да потому как на нескольких направлениях они сконцентрировали огромные силы, а наступали острием: на Минск и Смоленск, на Псков и Ленинград, на Киев. А потом эти удары стали расширяться как воронки, требуя все больше материальных и технических ресурсов. И темпы наступления резко замедлились. Ведь захваченные территории еще и контролировать нужно было. Потом под Брянском и Вязьмой они снова сосредоточились все разом в одном месте - все три мощнейшие танковые группы. И первый удар был просто сокрушительным. А вот затем Гудериан разделил свои силы, и уже на пути к Туле через Мценск столкнулся с проблемами. Правда, там этому способствовала еще и героическая работа танкистов Катукова.
3-я группа повернула на Тверь. Но и там начала сказываться нехватка потенциала. Это же не камерная Европа с ее мизерными расстояниями в наших масштабах. В этой связи даже гораздо более интересной кажется тактика Наполеона, который еще более чем за 100 лет до этого все усилия сосредоточил в направлении Москвы.
И всё это в условиях резко ухудшившейся погоды: все источники единогласно практически указывают, что в ночь с 6 на 7 октября выпал снег, что сделало многие дороги непроходимыми при сохранении еще относительно теплой погоды, что привело просто к распутице.
На юге же были захвачены еще два важных опорных пункта: Бердянск и Большой Токмак. Бердянск это и вовсе крупный город с населением в наши дни около 100 тыс. чел. Находится он на реке Берда, что по одной из версий означает с ногайского "Богом данная". Ну прямо еще одна Феодосия, которая тоже, как известно, Богом данная. В годы войны этот город тоже, кстати, назывался не Бердянск, а Осипенко, в честь знаменитой участницы перелета на Дальний Восток. Это был грязевой курорт когда-то всесоюзного значения. А еще достаточно крупный порт на Азовском море. Уже до войны здесь функционировало 20 санаториев, несколько кинотеатров. Да не каждый областной центр мог таким похвастать.
Ну а Большой Токмак (или просто Токмак) - это важнейший транспортный узел в регионе, где сходится несколько крупнейших автомобильных и железных дорог. Именно здесь в советские годы освоили выпуск первых в стране тракторов. Делались они на заводе "Красный прогресс". Кстати, именно при освобождении Токмака получил серьезнейшее ранение Владимир Этуш, воевавший в рядах Красной Армии. Но это будет только в 1943 году.
Пока же у нас Вяземский котёл и наступление немцев на Донбасс. Спасибо, что следите за каналом!