Именно советские инженеры совместили новое и мощное оружие, противокорабельные ракеты, с быстроходным боевым катером. Ракетные катера проекта 183Р «Комар» стали первыми в мире. Они изменили не только правила игры на море, но и дали надежду странам третьего мира надежно и недорого защитить свои берега от флотов бывших колонизаторов.
Дешевые и эффективные катера типа «Комар» в эксплуатации показали и ряд недостатков: недостаточная автономность, мореходность, обитаемость, живучесть, а также деревянный корпус, радар без блока управления огнем и недостаточное вооружение, состоящее из двух 25-мм пушек с простым оптическим прицелом в одной башне и пары ракет П-15, скромный экипаж из 17 человек.
Новые катера должны были быть крупнее, мореходнее и лучше вооруженнее.
Разработка замены для "Комаров" началась еще в 1955 году в ЦКБ-5 (сейчас ЦМКБ «Алмаз») под руководством Е.И. Юхнина, а затем – А.П. Городянко. В 1956 году флот выдал техзадание на новую серию ракетных катеров, получивших обозначение проект 205 «Москит». Работы шли до 1958 года, при этом первопроходцам пришлось решать все задачи самостоятельно, аналогов в мире точно не было.
С нуля решались вопросы о воздействии газовой струи ракетных двигателей на конструкцию катера, палубу и надстройки, максимально допустимой нагрузке на корпус при одновременной работе ракет и артиллерии, возможности одновременного залпа четырьмя ракетами и воздействию запуска ракет на работу радиоэлектроники.
В отличие от "комаров", корпуса "москитов" сделали стальными (сталь СХЛ-45 толщиной от 5 до 8 мм) с непрерывной палубой и высоким бортом, обводы комбинированными (круглоскулыми в носовой оконечности и остроскулыми в кормовой). Это обеспечило улучшенную мореходность, при волнении до 4 баллов без ограничения скорости, до 5 баллов при 30 узлах. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении любых двух смежных из 10 водонепроницаемых отсеков. Было усилено и вооружение катеров.
Низкая и широкая надстройка изготавливалась из легких сплавов AMG. На катере были использованы пассивные способы защиты от ОМП, благодаря необычной форме палубы и скругленным формам надстроек радиоактивное загрязнение гораздо лучше смывалось.
Силовая установка включала три 42-цилиндровых 6-рядных звездообразных дизельных двигателя М503 Ленинградского машиностроительного завода имени Ворошилова, общей мощностью 12 000 л.с., достаточно компактных и легких для того времени. С другой стороны, к ним были претензии по надежности и скромному моторесурсу. Ремонтировали их только на заводе-изготовителе, на базе могли только менять агрегаты целиком.
ПВО было усилено за счет двух башен АК-230, на носовой и кормовой палубе, с РЛС управления огнем МР-104 « Рысь» (код НАТО «Drum Tilt») на вершине надстройки, что обеспечивало контроль горизонта. Скорострельность орудий 2000 выстрелов в минуту (практическая — 400) с практической дальностью стрельбы 2500 м. Применение по надводным целям тоже было возможным, но не рекомендовалось, после пуска ракет катерам полагалось уходить на базу, а не вступать в перестрелку.
Основное вооружение катера - четыре ракеты П-15 Термит (код НАТО: SS-N-2 "Styx") в четырех закрытых пусковых установках. Это вдвое увеличио ударную мощь катера по сравнению с «Комаром».
На катера устанавливалась РЛС MР-331 Рангоут (код НАТО: "Top Bow"), которая позволяла обнаруживать цель за горизонтом. Катера также имели систему РЭР/РЭП Нихром-РРМ (по классификации НАТО: "Square Tie").
Благодаря укрупнению, боевая эффективность ракетных катеров выросла в несколько раз. Они едва не первыми получили систему ближнего боя (CIWS), дистанционно управляемые 30-мм автоматы АК-230, а рейтинг живучести вырос до 50%. Теперь они были и смертоносными в нападении и зубастыми в обороне.
По расчетам, на гарантированное потопление эсминца хватило бы шести катеров, а базовые 12 ракет могли отгрузить всего три катера. Ракетные катера проекта 205 до начала 60-х были практически чудо-оружием.
В СССР их классифицировали до 1962 года как большие торпедные катера, затем как «большие ракетные катера 3 ранга». В НАТО их обозначение-«Оса».
«Оса» поступила на вооружение не только советского флота, их получили союзники и друзья Страны Советов. Катера с 1960 по 1973 год были выпущены самой большой серией в мире, более 400 штук ( еще 120-130 таких катеров построили в Китае).
Головной ракетный катер проекта 205 «Москит» вошёл в состав ВМФ СССР в 1960 году.
Удачная платформа стала основой для разработки различных серий быстроходных ударных и патрульных катеров. Основные (серийные) модификации:
Проект 205 («Оса I»), построено 160 (по другим данным 193) штук. Базовая модель, узнаваемая по коробчатым пусковым установкам для ракет П-15/П-15Т «Термит».
Проект 205У («Оса II»), построено 32 (38 по другим данным). Проект создан в 1961 году в ЦКБ-5 (главный конструктор А.П. Городянко). Модернизированный вариант проекта 205 с новыми трубчатыми пусковыми установками для усовершенствованных ракет П-15У со складывающимися крыльями. Катера получили также более мощные двигатели, две спаренные 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-230 и системы управления для них.
Несколько катеров (упоминается 4) проекта 205У (Оса II) получили 1 х 8 ПУ ЗРК 9К32 «Стрела-2» (НАТО: SA-N-5 «Грааль») в счетверенных пусковых установках МТУ-4.
Проект 205мод , в 1971-76 годах построено 19 штук . Отличаются ракетами П-15М вместо П-15У. На некоторых установлены 1х4 ПУ МТУ-4 ЗРК «Стрела-3М», 1х1 12,7 мм ДШКМ, 2 ПУ РЭБ УБ-16-57УМП (выстрелы С-5П). На Р-10 установлена НРЛС «Дон»
Кроме того несколько катеров построили в экспериментальных вариантах:
Проект 205Э, 1 штука (по другим данным 8). Катер проекта 205 с 4 пусковыми установками КТ-62К для ракет П-25 с дальностью стрельбы до 40 км, с носовым подводным крылом (НПК) и управляемой транцевой плитой ( катер Р-113 проекта 205ЭТ), что позволяло развивать скорость до 50 узлов в штиль и до 36 узлов на волнах до 5 баллов. Экспериментальный катер построили в 1963 году на Приморском судостроительном заводе. Комплекс П-25 на вооружение принят не был, ибо он не превосходил П-15У. С 1971 года Р-113 по проекту 205ЭКБ переименован в ОК-1072 для испытаний крыльевых систем и транцевых плит, вооружение было демонтировано. По проекту 205ЭКБИ в 1984-85 годах использовался при скорости 46,5 узлов для испытаний транцевых плит (интерцепторов). Катер в серию не пошел, однако испытанный крыльевой комплекс использовали потом в проектах 206М и 206МР .
Проект 205Ч, 1 штука, Р-105. Проект 205 с электрооборудованием на переменном токе частотой 400 Гц. Построен тоже на Приморском ССЗ в том же 1963 году.
Проект 205М, 1 штука (Р-161 в 1968). Удлиненные пусковые установки для ракет П-15М «Термит» с новым радиолокационным комплексом «Гравий» (ПУС «Коралл», РЛС 4Ц53 «Гарпун», «Галс») вместо комплекса «Рангоут/Рысь». РЛС «Галс» затем снята.
Почти половина катеров ушла на экспорт в соцстраны и страны социалистической ориентации. Для этого была разработана более слабая модификация катера, с упрощенной электроникой, но адаптированная для южных товарищей. Водоизмещение экспортных катеров увеличилось до 243 тонн.
Проект 205ЭР- основная экспортная версия проекта 205У, без системы опознавания и радиолокации «Нихром-РРМ» , системы опознавания и радиолокации «Никель» и радиопеленгатора АРП-58СВ. Катер был адаптирован для использования в тропиках. 205-ЭР выпускались до 1984 года, всего было построено 87 единиц.
Эксперименты продолжались и над серийными катерами. На ракетном катере Р-84 испытали корпус из двухслойной стали (КД-2), один слой из обычной, а другой из нержавеющей стали.
В 1968 году на Приморском ССЗ один из катеров проекта 205У модернизировали по проекту 205T, установили ракеты П-15М комплекса “Термит”, с вдвое большей дальностью стрельбы, чем П-15У.
С 1971 по 1976 год модернизацию прошли 10 катеров проекта 205У (на Приморском ССЗ 6 единиц и на Владивостокском ССЗ 4 единицы) по проекту 205 Мод. с заменой ракет П-15У на П-15М.
В конце 1970-х годов катер Р-161 проекта 205У в экспериментальных целях оснастили РЛК “Галс” и РЛС “Гарпун” с новой мачтой решетчатой конструкции. Этот комплект радиотехники предполагалось установить на ракетных катерах нового поколения проекта 1241 ( “Молния”).
Р-59 с 10.04.1992 был переоборудован в рейдовую плавучую мастерскую ПМР-79, с него были сняты носовые ПУ ПКР, АК-230, СУО, бортовые дизели.
В результате, в состав советского ВМФ попало около 175 катеров Оса I и 114 Оса II , последние из них были выведены из эксплуатации примерно в 1990 году.
Катера строились на трех судостроительных заводах (Приморском, Владивостокском и Рыбинском) поточно-позиционным методом, при этом корпус передвигался с одной стапельной позиции на другую строго после завершения предусмотренного объема работ с обязательной приемкой ОТК и военной приемкой.
Всего с 1960 по 1975 год на трех ССЗ для советского флота было построено 177 ракетных катеров проекта 205 в различных модификациях.
Приморский ССЗ - 89 катеров (19 по проекту 205У, из них 13 на экспорт, один по проекту 205Ч, один по проекту 205ЭКБ, а остальные 68 по проекту 205);
Владивостокский ССЗ -41 катер (4 по проекту 205ЭР, заказанные правительством Индонезии, но вошедшие в состав советского ВМФ, 13 по проекту 205У, а остальные 24 по проекту 205);
Рыбинский ССЗ - 47 катеров по проекту 205.
Из 177 катеров около 100 штук ( от 95 до 107) продали за границу.
Кроме того, с 1973 по 1984 год на Рыбинском ССЗ построили 87 катеров по проекту 205ЭР на экспорт.
Проект 205ЭР также строился в КНР по советской технологии и он известен как тип Huangfen (тип 021). Их построили около 120-130 штук.
Кроме того, на базе проекта 205 были созданы:
- семейство быстроходных ударных катеров проекта 206 (по классификации НАТО: класс «Шершень» , «Турья » и «Матка» ) торпедные катера проекта 206 и 206М «Шторм»; ракетные катера проект 206МР «Вихрь» соответственно.
- ПСКР проект 205П «Тарантул» (« Стенка »), класс патрульных противолодочных катеров для ВМФ СССР , пограничных войск КГБ и на экспорт. Разработан в середине 60-х ЦКБ «Алмаз». Всего выпущено 137 штук.
- В том же корпусе, но с измененной энергетической установкой были созданы катер-цель проект 1392КЦ и катер-водитель целей проект 1392В.
Удачно дебютировав, к концу 60-х в ходе локальных конфликтов ракетные катера «Оса» проявили и свои недостатки. В основном, слабым оказалось артиллерийское вооружение, 30-мм АУ АК-230 в дуэлях уступали катерам противника с 40 мм, а с 70-х и 76 мм автоматами, для борьбы с авиацией и вертолетами им было также недостаточно дальности. Пришлось применять срочные меры и размещать на катерах проектов 205 и 205У ПЗРК “Стрела-2” (впоследствии “Стрела-3”).
К концу 1970-х годов катера проекта 205 морально устарели, их стали постепенно выводить из состава советского флота и продавать за границу или разбирать на металл. По состоянию на декабрь 2001 года в составе флота не осталось ни одного катера проекта 205. Среди постсоветских стран один катер находится на вооружении ВМС Азербайджана ( достался при разделе Каспийской флотилии) и два — на вооружении ВМС Латвии (бывшие гдровские). На 2020 год катера эксплуатировались на Кубе, в Египте, Сирии.
Кардинальным решением проблемы слабого вооружения стали новые проекты- ракетные катера проекта 206МР и ракетные корветы проекта 1241 ( НАТО - «Тарантул») с 76-мм установками АК-176
Правда, «Молния» (проект 1241) вдвое больше и гораздо дороже, он не мог стать таким же массовым как «Оса». Количество ПКР у них тоже 4 штуки, зато новых сверхзвуковых П-270 «Москит» и Х-35, плюс 76 мм орудие, АК-630 CIWS и радары «Басс Тилт».
Изготовители- ССЗ № 5 (Ленинград), ССЗ № 602 (Владивосток), ССЗ № 341 (Рыбинск). Построено 274 единицы
Водоизмещение 171,5-172 тонн (стандартное, 184 тонн с М504). 209 (с М-504Б – 226) тонн при полной загрузке. Длина 38,6 метра. Ширина 7,64 м. Осадка 2,6 м, 1,73 м (с M-504B – 1,84 м)
Двигатели 3 ×дизельных М503 Г(М504 Б- начиная с 205У ), 3 × 4 000 л. с. (3 × 5 000). 3 вала ВФШ. Скорость хода 38,5 узлов (42 узла с М504Б). Запас топлива 40 тонн. Дальность плавания 1800 миль на 14 узлах, 800 миль на 30 узлах, 500 морских миль при скорости 35 узлов. Автономность плавания 5 суток. Экипаж 26 человек, 28 человек (4 офицера) (Оса I)
Вооружение- РЛС МР-331 «Рангоут»(Square Tie). Аппаратура госопознавания – «Нихром-РРМ», запросчик «Никель», радиопеленгатор АРП-58СВ. Зенитная артиллерия 2х2 30-мм АК-230 (2000 выстрелов)– СУ МР-104 «Рысь». Ракетное вооружение 4×ПУ КТ-97 П-15 (4К40), П-15Т «Термит» (SS-N-2 Styx)-Система управления огнем Клен
Оса II
Водоизмещение, стандартное 192 тонны, полное 235 тонн. Длина 38,6, ширина 7,6, осадка 1,84 м.
Силовая установка-3х5000 л.с., дизели М-504Б, или 3х6000 л.с., дизели, 3 ВФШ. Скорость полного хода 42 узла. Дальность плавания 1800 миль (14 узлов), 800 миль (30 узлов), 500 миль (35 узлов). Автономность 5 суток.
Вооружение- 4х1 ПУ КТ-97М (4 ПКР П-15У (4К40У)) – СУ «Клён»; 2х2 30 мм АК-230 (2000 выстрелов) – СУ МР-104 «Рысь»; РТВ:РЛС «Рангоут», аппаратура госопознавания – «Нихром-РРМ», запросчик «Никель», радиопеленгатор АРП-58СВ. Экипаж 29 человек (4 офицера).
Катера проекта 205 – 158 единиц получили буквенно-цифровые обозначения Р1-10, 12-14, 17-32, 34-41, 43, 49-51, 53,55,57,59,65, 67,68, 70-73, 77-84, 87,89, 91-93, 97, 104-114, 121-123, 141,146,147, 161,163,166,167,169,172,173,175,176,178,180,183,189,193,194-196, 199, 201,204,206,210,212, 218, 220-230, 288-333, 460-474,494-537,540-552.
Девять катеров удостоились почетных индивидуальных имен- Р-6 (с 30 октября 1964 “Брестский комсомолец”), Р-24 (с 31 января 1966 “Тамбовский комсомолец”), Р-55 (с 12 октября 1972 “Комсомолец Татарии”), Р-79 (с 18 января 1963 “Кировский комсомолец”), Р-87 “Амурский комсомолец”, Р-141 “Кронштадский комсомолец”( до 15.02.1992), Р-175 (с 6 июля 1968 “Мичуринский комсомолец”( до 15.02.1992)), "Калининградский комсомолец" ( с 1966), "Калининский комсомолец" (с 1970).
В боевых действиях ракетным катерам советского ВМФ, к счастью, участвовать не довелось, единственное яркое событие с участием советских катеров проекта 205 это, пожалуй, потеря сразу двух катеров Тихоокеанского флота 5 января 1982 года в бухте Улисс от банального бытового пожара.
Ракетные катера «Р-2» и «Р-92» проекта 205 в 1982 году зимовали вмерзшими в лед в бухте Улисс во Владивостоке.
Место стоянки катеров быстро обросло свалкой отходов ( промасленная ветошь, бумага, мусор, окурки), тут же сливалось топливо и смазочные материалы. При столь грубом нарушении Корабельного устава вопрос последствий зависел только от удачи и воли случая.
5 января 1982 года на лед в кучу мусора был брошен злополучный окурок. Куча, обильно пропитанная нефтепродуктами, вспыхнула. А находилась куча как раз между корпусами вмерзших в лед катеров. Дым заметили на вахте в 21-05, когда пламя уже достигло бортов.
После объявления пожарной тревоги личный состав «Р-2» и «Р-92», а также стоящих рядом ракетных катеров «Вихрь» и «Тайфун» попытался тушить пожар пенными огнетушителями. Это мало помогло, в 21-12 через обшивку огонь проник в машинные отделения катеров.
Из города через 40-50 минут прибыли 12 пожарных машин, которые присоединились к тушению пожара. К 00-10 пожар на катере «Р-2» был полностью потушен. А на «Р-92» уже загорелась надстройка и в 0-55 корпус катера полностью выгорел. «Р-92» затонул, сев кормой на грунт у пирса.
Последствия для обоих катеров были одинаковыми, восстановлению они не подлежали и были списаны на слом.
Комиссия по расследованию происшествия обвинила в катастрофе «человеческий фактор». Причем как в причинах пожара, так и в неудачном его тушении.
неудовлетворительное руководство действиями расчетов аварийно-спасательных групп и пожарных команд; недопустимую медлительность в принятии решении и его исполнения; не были исполнены стационарные пенные установки катеров и МРК; не организован отвод катеров от пирса в ледовой обстановке и др.
В 1983 году катер Р-82 был 23 марта использован как мишень при стрельбе практической ракетой с катера Р-9, потоплен, поднят и сдан на слом. Аналогичная судьба постигла Р-37, списанный в ноябре 1984 года и в 1985 году потопленный как мишень.
Р-97 в 1989 году стал учебным судном ДОСААФ в Севастополе.
Р-39 1 января 1990 года был списан, передан в качестве учебного судна Приморскому краевому клубу подводного поиска «Восток». Затонул в 1992 году.
Последним в 2007 году был списан катер Р-59 Черноморского флота.
Надо отдать должное "Комарам" и "Осам", благодаря этим небольшим катерам, пока не был построен Большой флот, Советский Союз был защищен с моря в прибрежной зоне, где у супостата тогда было подавляющее преимущество. Десятки смертоносных "насекомых" в то время -это было то, что доктор прописал.
Но основную известность "осы" заработали себе в составе иностранных флотов.
Об этом -в следующей статье.
Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам