Этот ларец, являющийся предметом исключительной редкости, высокого качества и королевского происхождения, был изготовлен во Франции в 17 веке и всегда вызывал множество вопросов и предположений. Но недавние исследования пролили свет на его назначение, контекст его создания и истинного владельца.
Был ли этот предмет предназначен для женщины ?
Цветочный декор ларца долгое время заставлял людей думать, что он мог принадлежать только женщине, французской королеве, окруженной изысканными и дорогими предметами. Из-за стиля ларца и её особенностей, относящихся к середине 17 века, исследования были сосредоточены на Анне Австрийской или Марии-Терезе.
Было выдвинуто несколько гипотез: был ли этот предмет подарком Ришелье или Мазарини Анне Австрийской? Или подарок короля Людовика XIV опять же Марии-Терезе? Данные не подтверждены и не подтверждаются ничем.
Тем не менее ларец по-прежнему считается принадлежащим Анне, хотя данных за эту версию всё меньше и меньше. Из источников мы знаем, что её обычные украшения хранились в маленьком, обитом красным бархатом ящичке с ключом, а ее драгоценные украшения - в бархатной шкатулке, расшитой цветами. По крайней мере именно эти, и никакие другие описания более не встречаются в хрониках.
Виртуозная техника исполнения
Этот ларец - уникальный предмет в мире. Он представляет собой прямоугольную деревянную шкатулку, обтянутую голубым шелковым атласом и закрытую слегка изогнутой крышкой. Вся поверхность ларца покрыта пятью золотыми кружевными накладками с мотивами листьев и цветов. Реалистичная обработка позволяет различать такие сорта, как анемоны, тюльпаны, золотые пуговицы, нарциссы...
Этот золотой декор был создан в технике литья по выплавляемым моделям, затем переработан, выгравирован, отполирован, с некоторыми добавлениями филиграни. Ларец установлен на подставке на четырех ножках в виде львиных лап, которые можно встретить и на других предметах той же эпохи.
Две подвижные ручки по бокам позволяют перемещать его. На крышке большая золотая пластина удерживается на двухстах двадцати семи гвоздях, большинство из которых расположены вокруг центральной розетки.
Ларец находится в относительно хорошем состоянии, хотя ему не хватает некоторых цветов и кольца, которое удерживало крышку закрытой, и даже внутренняя обивка, несколько раз менялась.
Наконец-то стало известно имя владельца
В 1687 году шведский архитектор, посетивший Версаль, увидел этот ларец в личных апартаментах короля, между кабинетом живописи и Маленькой галереей, где были выставлены королевские коллекции. В документе, найденном в "Journal des pierreries du Roy", упоминается оплата весной 1676 года "золотого ларца для хранения всех драгоценностей".
Ларец был заказан Людовиком XIV для хранения бриллиантовых пуговиц, бляхи ордена Святого Духа, шляпных булавок, пряжек для обуви, эполет... он предназначался для украшения его придворных костюмов.
Кто автор ларца, кто его создатель?
На этом ларце нет штампа или клейма, поскольку до 1721 года такая практика не была обязательной для золотых дел мастеров в Париже. Это объясняет, почему имена многих ювелиров и даже целых мастерских просто канули в лету. Однако документы свидетельствуют о том, что в январе 1675 года некий Жак Блан получил золотые слитки от королевского поставщика для изготовления ларца,и вероятно, именно этого ларца.
Мы мало что знаем об этом ювелире, за исключением того, что он был немецкого происхождения и протестантской веры. Во время отмены Нантского эдикта он решил принять католичество. Мы ничего не знаем о его образовании, но он был известен своими небольшими работами из золота, в которых сочетались ювелирная техника и гравировка.
РАЗМЕРЫ: Высота: 25,2 см; Ширина: 47,5 см; Глубина: 36,2 см
Работа ювелира над обилием цветов и листвы поражает своей точностью. Этот ларец свидетельствует о его профессионализме.
Как и его мать, Анна Австрийская, происходившая из семьи Габсбургов, Людовик XIV любил окружать себя драгоценными предметами и мебелью. Он заказал массивную серебряную мебель, имитирующую мебель его матери, которая была переплавлена в 1689 году для финансирования войны Аугсбургской лиги.
Его золотые изделия и коллекция золотой филиграни, которые когда-то сохранились, были пожертвованы в 1709 году на финансирование войны за испанское наследство.
Удивительно, но этот ларец избежал переплавки и был спасен от перипетий войн и революций. Это свидетельствует о вкусе короля и его привязанности к этому драгоценному предмету, а для нас является еще одним уникальным свидетельством мастерства ремесленников той эпохи.