Для начала и для, так сказать, мягкого погружения в тему, представим такую ситуацию. Кто-то из близких, друзей, знакомых, коллег или даже начальства - просит нас об одолжении. Ну, какую-нибудь просьбу выполнить или несложное поручение, которое как бы и не такое важное и не имеющее отношение к работе, но всё равно требующее некоторых усилий с нашей стороны.
А выполнять его - ну так не хочется, так не хочется! Вот прямо накатывает тяжелая усталость уже даже когда только подумаешь об этом деле, еще не взявшись за его выполнение.
Конечно, для многих - решить этот вопрос достаточно просто.
Некоторые мудрые люди уже давно научились красиво говорить НЕТ, и они хорошо знают, как не позволять окружающим "ездить" на себе. Другие (те, у кого совесть очень дотошная, но "нежелание" -все равно сильнее) придумывают какие-нибудь причины, оправдания и несуществующие важные мероприятия, которые якобы не дадут возможности выполнить эту просьбу. Ну а еще есть люди, которые просто скажут НЕ ХОЧУ - и всё… Собеседнику нечем крыть.
А дети?
Помнится, еще во времена моего детства, любая просьба от взрослого казалось обязательной к исполнению.
Наверное, воспитывали так: взрослый человек - авторитет, которого надо слушаться, а выполнение порученных им задач- непременная часть обычной жизни, хоть дома, хоть в детском саду. А "нехочух" же - высмеивали, а то и наказывали…
Сейчас-то, понятно, за такие "тактические ходы" в воспитании - любого педагога взгреют по самые миндалины и в бараний рог скрутят, а "мамский самосуд" от него мокрого места не оставит… "Ибо ребенок - личность, которая имеет не только права, но и свои желания. И НЕжелания тоже!"
И тот же воспитатель (учитель) обязан уже от этого и прыгать… С бубнами или без - это уже как получится… как говорится, искать подход! И ваше счастье, господа педагоги, если он окажется правильным (т.е. таким, чтобы у родителя не возникало поводов пожаловаться).
Т.е., если ребенок в детском саду не хочет что-то делать (пусть и по правилам, и по режиму), нужно либо суметь его мягко и нежно уговорить, либо (опять же, мягко и нежно) чуть-чуть завлечь-обхитрить и вывернуть дело так, что ребенок даже не заметит, как сам начнет просьбу (поручение, задачу) выполнять.
Не спорю...
Много есть хороших педагогов, которые знают эти хитрости и применяют их на практике. Но успешно и безупречно это может сработать далеко не со всеми детьми!
Вот, например, как может воспитатель в такой ситуации "достучаться" до ребенка, допустим, ээээ… как сейчас модно говорить, нейроотличного! Т.е., необычного! В общем, ребенка с ментальными нарушениями, который не понимает обращенную речь, не имеет практически никаких навыков, которые в его возрасте уже должны быть сформированы, да еще и ведет себя громко и агрессивно и нормальный контакт с ним невозможен.
Аааа, понятно… тоже искать подход надо. Гуманно-мягко-вежливый, но действенный. Что? Кто-то подумал, что эти два понятия - взаимоисключающие? Ай-ай-ай, плохой педагог, неуч! Садись, два! И можешь в профессию больше не возвращаться!
А я ведь не шучу!
У нас на работе - большинство детишек как раз именно такие!
Правда, это не детский сад, а специализированное социальное учреждение для детей с особенностями развития, но ведь… Из каждого утюга нам кричат, что дети с ОВЗ - это такие же дети, которых нельзя "отметать", на которых нельзя вешать "ярлычки непригодности" и вообще как-то их неприятно выделять на фоне остальных ребят…
Да я и не спорю.
Правда, моя работа - проводить с детишками творческие кружковые занятия… И мы с коллегами из нашего творческого отдела этим уже годами занимаемся.
Другой вопрос - КАК прививать любовь к этому самому творчеству тем детям, которые не просто не понимают, ЧЕГО из-под них вообще хотят (из-за ментальных нарушений), но и вообще не приемлют каких-либо контактов?
Но этот вопрос - увы, навеки замурован в стенах нашего учреждения и, наверное, все эти века будет сидеть там, как Хатико, а ответа так и не дождется…
А есть еще одна категория деток
Обращенную речь - вроде бы как (частично) понимают. Даже на имя иногда откликаются. А еще - прекрасно в вещах разбираются и их предназначении!
Например, протянешь ему карандаш - тут же отшвырнет его прочь, а протянешь печеньку или вафельку - сразу схватит и съест. Значит, соображает?
О, ну нет же! Тут дело только в его личном опыте: печенье-то он кушает почти каждый день, а вот с карандашами - он, может быть, еще не знаком. Вот и откидывает. Ну не рисовал человек ни разу в жизни и не видел, как это делают другие, чего вы до него докопались с претензиями?
Вот, господа педагоги творческого отдела, ваша задача теперь - заставить этого ребеночка полюбить творчество, "привить ему чувство прекрасного, развить эстетические навыки посредством рисования и изготовления творческих работ в различных техниках" (или как там в программках говорится).
Что? Ребенок отказывается рисовать (лепить, клеить, и т.д.)? Ну так работайте! Ищите подход…
На колу мочало, начинай сначала…
Мальчик С.
Ребенок из стационара, 6 лет, ментальные нарушения.
Ездит он к нам в учреждения лет с четырех, на каждый трехнедельный курс, каждые полгода.
Зря "гнать" на ребенка не буду! Положительная динамика - хоть и малюсенькая, но все же есть!
Если раньше он даже в кабинеты к педагогам войти не мог, а только визжал, кусался и упирался руками-ногами в дверные проёмы, то теперь он хотя бы может войти в кабинет без маминого пинка и сесть за парту.
Правда, "подрывается" он со стульчика раз 12 за занятие… но, это ничего! По сравнению с тем, что было раньше - вообще песня.
Ах, да!
Если полтора-два года назад у мальчика С. - совсем не было никаких "речевых достижений" (только истошный визг), то сейчас - он может звукоподражать голосам некоторых животных, а еще - кое-какие слоги произносить. Правда, голосок и его поток при этом - нестабильны, то и дело вырываются ну совсем громкие и звонкие нотки, аж до дребезжания в ушах (наших)…
Только вот, увы, дальше этого всего, достижения, наверное, не дошли... но это не точно.
Так же он и ест, и одевается, и в туалет ходит - только с помощью мамы, а наши творческие занятия - всё так же от его безудержной души далеки, как звёзды.
Короче говоря, как и прежде, мальчик С. от творчества (да и вообще от любых занятий) упорно отказывается.
Как отказывается?
Как я уже говорила, раньше мальчик С. просто не входил в кабинет, упираясь и визжа...
Но, несмотря на это, мама все равно заталкивала его и требовала от педагогов увлекать его и отрабатывать полные полчаса, не важно как и чем, главное, чтобы из кабинета - ни ногой! И чуть ли не придерживала дверь со стороны коридора… ух, жутеньки, правда?
Но чаще она просто закрывала дверь на крутящуюся ручку с замком и уходила на коридорный диванчик отдыхать... А сынок - бедненький и преданный мамкой, вынужден был как-то сам выкручиваться из создавшегося положения... только жаль, что не самым логичным способом (выполнение заданий педагога), а по-своему.
Но и неплохо!
Это было уже где-то в третий их приезд, когда мальчик С. - научился крутить ручку двери.
Ну разве не динамика, а? Развитие - самое настоящее, "в собственном соку"!Пусть и не с помощью самих занятий, и как бы "от противного" (хоть и неудачное сравнение), и не с теми изначально поставленными целями-задачами… но ведь результат!
Простите, был бы мальчик С. "никакущим" - разве бы он справился с дверной ручкой?! Да и вообще, разве бы он разгадал логическую цепочку: "крутишь ручку - дверь открыта - вот тебе свобода?" Аааа, значит есть польза даже от тех занятий, от которых ребенок отказывается!
Хотя, это лишь моё мнение, еще и похоже оно на злую иронию… (это не так)
Ладно, всё, принято…
Наконец, и мама, и педагоги, и обитатели соседних кабинетов - за два года поняли, что для мальчика С. отказ от любого занятия - это круче любого ритуала. Прямо таки жизненная позиция!
А значит, можно рассматривать динамику у конкретно этого ребенка - сквозь призму отказов от занятий! (как бы криво это ни звучало)
Т.е. наблюдать, какими способами он пытается их (занятий) избежать. Так сказать, "мониторить", насколько с течением времени они (способы) становятся хитрее!
Глупо? А попробуйте, это ведь интересно.
Вот, например…
О том, что мальчик С. умеет произносить слоги, наша дефектолог узнала именно таким способом!
Он ведь и у неё на занятиях - тоже всегда и писклявые концерты закатывал, и побеги устраивал.
А тут вдруг… неожиданно, в ответ на предложенное задание (милое и игровое!) не взмыл, как обычно, со стула ввысь, и даже на пол не повалился. А посмотрел в глаза дефектологу, скривился и произнёс:
- Ляаааа!
- Мой хороший, ну давай попробуем, - нежно и с улыбкой (впрочем, как и обязана) упрашивает дефектолог.
Конечно, она знает, что мальчик С. - всё равно проигнорирует пособие и не станет выполнять какое-либо задание. Но ей - очень интересно, что же будет дальше! Ведь это уже удивительно, что, вместо обычного привычного визга "Аааааа!", вдруг из уст ребенка прозвучал слог "ля".
Придвигает пособие поближе, а мальчик С. - дергает рукой соседний стульчик и кричит:
- Ниииии!
- Это называется СТУЛ, - мягко и вежливо говорит дефектолог, вовсе не огорчаясь, что ему (как впрочем и всегда) очередное пособие "не зашло".
Зато - вот же: ребенок - сидит, не сопротивляется, не рвется никуда бежать! Динамика? Динамика!
Ну и в кружке по тестопластике…
На предложение педагога "полепить", мальчик С. - тоже отреагировал совсем по-иному, чем в его прошлый приезд (полгода назад).
Не убрал руки от теста, как от горячего чайника (так обычно было). Не взревел медведем. А просто отодвинул комок теста от себя и громко чётко произнес:
- Тхээээ!
Вот и кажется со стороны, что человек понимает, ЧТО он имеет в виду!
Так и получается, что "бестолковые" занятия - только с виду бестолковые. А на самом деле - они еще какую пользу приносят! Ведь они как бы "стимулируют" его на какие-то осознанные действия (пусть и не совсем те, которых мы бы от него хотели).
Но ведь… динамика?
У Вас же, дорогие читатели, пусть всегда все получается красиво, успешно и качественно.