Найти в Дзене

Паровоз серии ИС.

Картинка из свободных источников. На этом снимке первый паровоз в серии ИС 20-1, выпущенный в 1932 году. Служебный вес локомотива — более 130 тонн
Картинка из свободных источников. На этом снимке первый паровоз в серии ИС 20-1, выпущенный в 1932 году. Служебный вес локомотива — более 130 тонн

Паровоз ИС был ближайшим родственником «Феликса Дзержинского», в основном с той разницей, что это был пассажирский вариант. ИС, или «Иосиф Сталин», известен также как 2П — второй тип паровоза изгтавливался с 1932 по 1942 год. Этот локомотив стал не просто самым мощным пассажирским паровозом в истории отечественного паровозостроения, его называли еще и самым красивым, что подтвердил Гран-при на Всемирной Парижской выставке 1937 года. Хотя выставка, конечно, учитывала не только эстетику, но и технические покзатели. А они у «Иосифа Сталина» были на высоте! В отличие от «Феликса Дзержинского», осевая формула которого выглядела как: 1–5–1, ИС создавали по формуле: 1–4–2. Такой вариант был принят для пассажирского паровоза впервые в мире и обеспечивал высокую скорость (до 115 километров в час) при достаточной мощности и надежности сцепления с рельсом.

Всего за период выпуска с учетом разных моди- фикаций было выпущено 649 паровозов серии «Иосиф Сталин» Несмотря на достаточное количество выпущенных экземпляров, до наших дней полностью сохранился только один ИС — он стоит в качестве памятника в одном из локомотивных депо Киева Мощность машины в зависимости от модификации могла составлять от 2500 до 3200 лошадиных сил. Несмотря на достаточное количество выпущенных экземпляров, до наших дней полностью сохранился только один ИС — он стоит в качестве памятника в одном из локомотивных депо Киева.

На базе основной модели ИС разрабатывались все новые технические модификации. Например, в 1937 году был выпущен паровоз ИС20-16 с обтекаемой формой кожуха, который имел совершенно космический вид, притом что полеты за пределы Земли в то время еще безусловно относились к области фантастики. Фантастической была и скорость этого локомотива: ИС20-16 на испытаниях разогнался до 155 километров в час. Правда, такой паровоз оказался довольно прожорливым.

Картинка из свободных источников. На этом редком снимке паровоз ИС20-16 с обтекаемой формой кожуха, выпущенный в 1937 году, во время ходовых испытаний
Картинка из свободных источников. На этом редком снимке паровоз ИС20-16 с обтекаемой формой кожуха, выпущенный в 1937 году, во время ходовых испытаний

Классические ИС перестали производить в годы Великой Отечественной войны, а эксплуатировались они до начала 1970-х годов. Благодаря красоте и фотогеничности этих паровозов их часто изображали на советских открытках, плакатах и снимали в кино.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.