Тут последние несколько дней идет жаркая дискуссия о возможности сокращения сроков обязательного образования. Так вот, я - всецело за. Позицию постараюсь пояснить на примере своих воспоминаний об обучении в математической школе.
И сразу сделаю уточнение. В математической школе я не учился. Я учился в математическом классе обычной общеобразовательной средней школы. Дело происходило в конце 70-х в небольшом уральском городке, население чуть меньше 100 тыс. человек. Так вот, на полноценную математическую школу детей не набиралось. Выпускалось два математических класса, примерно 70 человек в год. При этом все желающие учиться в матклассе в него попадали.
Замечание 1. Мне кажется, эти цифры показывают реальную потребность в школьных местах с углубленным изучением математики. Максимум 100 человек в год на 100 тыс населения. При том, что в городе было минимум 10 средних школ (точно не помню), в каждой минимум 3 параллельных класса. Т.е. 2 класса из 30...
Далее, как классы комплектовались. Обучение шло в 8-9-10 классах. В 8 класс набирали 3 класса, брали практически всех желающих с приличными отметками. Примерно 2/3 были дети ИТР, остальные - из рабочих семей. Дети торгашей если и были - в следовых количествах. На "происхождение" и национальность не то что не смотрели, даже не задумывались.
А потом начался ад... Задачник Сканави в увеличивающихся дозах... Те, кто выдержал - ушли в 9 класс (их получилось два). Остальные вернулись в обычный класс. Существенно, что вернувшиеся были двух сортов. Первые - те кто реально не потянул такую нагрузку. Вторые - в принципе тянули. Но - не захотели упахиваться...
Также ушли после 8го две категории учеников. Совсем не желающие учиться - эти шли в ПТУ, забыв школу как страшный сон. И вот этих учить дальше насильно - полная глупость. И те, кто ушел в техникум. Это считалось приличным вариантом, т.к. а) учится всего 4 года после 8 класса б)диплом техникума позволял дорасти до сменного мастера. а уж ежели на начальника цеха можно было претендовать - было заочное и вечернее в) в армию шли в 20 лет, а это сразу совсем другой статус
Замечание 2. Не все кто мог учиться с такой нагрузкой, захотели это делать. Без мотивации углубленное образование не работает. А при наличии мотивации в радость. Про барышень не скажу, а пацанам просто было всё интересно. Особенно - то что летает и взрывается. Наличие у меня двух глаз и 10 пальцев - подарок судьбы. А пробирка с дипероксидом диметилкетона постоянно болталась в кармане. Ой, блин...
Замечание 3. Как я сейчас понимаю, при отборе в 9 класс смотрели не только на текущий уровень ученика, но и на его динамику. Примерно половина ребят довольно долго раскачивалась и втягивалась. Но, втянувшись - очень достойно училась. В нашем выпуске было 4 золотых медалиста. Один - отличник по жизни, двое - из вот таких работоспособных и упертых. И еще один, промежуточный вариант
Замечание 4. Мне кажется, нынешние формы отбора толковых школьников этой группе трудяг дают мало шансов. Любимый формат - хакатон. За 4 часа какой то хрени нагенерили, красивые слайды сбацали - и победили. В жизни такая скорострельность на длинных дистанциях заведомо уступает чуть медленнее соображающим, но способным на длительные усилия.
Собственно, мой карьерный опыт это подтверждает. Я лучше всего работаю в ситуации "Всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает". Все мои самые яркие проекты - в таком формате. А вот на длинных, методически выполняемых проектах я скисаю. Да, работаю неплохо. Но - не более того. А в серьезных делах наверху должны сидеть неторопливые пахари. Шустрые холерики типа меня нужны всего в двух ситуациях - что то нагенерить "по-быстрому" или победить эпидемию триппера, возникшую при пожаре во время наводнения в известном заведении.
Далее. Девятый и половина десятого класса были посвящены изучению математики. Объем знаний - чуть шире школьного. Объем занятий - в 2 раза больше от обычного, за счет исключения из программы трудового обучения. Опять Сканави в ударных дозах. Плюс культ "а как это сделать по-другому". Реальный пацан мог доказать теорему Пифагору 4 способами. Отсутствие такого навыка - признак лоховатости..
Последнее полугодие 10 класса было забавным. Школьную программу догрызли к концу декабря. А с января на уроках математики решали вступительные варианты в ВУЗы разной степени сложности. Те, кто нынче причитает про "натаскивание на ЕГЭ", сильно привирают. Натаскивали всегда.
Замечание 5. Вся эта бурная активность не требовала НИЧЕГО ИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. Хороший учитель, задачник Сканави и много-много бумаги в клеточку. Нынешние причитания про необходимость "технического перевооружения школы" - блажь, кмк
А, стоп, еще я учился в Заочной физико-технической школе при МФТИ, было такое замечательное место. Учится там было трудно, перебивался м 3 на 4, но свой вклад в развитие мозгов внесло.
Что в итоге?
- На городскую математическую олимпиаду нас не выпускали. Ехали сразу на область. Команда - победитель городской олимпиады + 3 наших бойца по выбору учителя математики
- В ВУЗы поступили все, кто хотел. В том числе - трое на мехмат МГУ (кстати, именно та троица, которая ездила на олимпиады). Четверо - ушли в военные ВУЗы. Пять девушек поступили в медицинские. Остальные - кто куда
- Два кандидата (химия и военно-технические науки)
- В олигархи никто не пробился, но все вполне успешны
- Из страны уехало двое. Для сравнения - из класса товарища (Ленинград, английская школа) в стране осталось две...
Пожалуй, вот и всё крупными мазками. Если что то еще интересно - спрашивайте, постараюсь написать
Главный вывод 1 Для восстановления приличного школьного образования не нужно ничего, кроме хороших учителей. А класс и тетрадка в клеточку завсегда найдется.
Главный вывод 2. Нынешнее обязательное 11 -летнее образование необходимо только той группе учеников, которая в будущем претендует на высшее образование.
Автор - SergL