Найти тему

ИЖС-тренды осени 2024: ТОП-6 на рынке загородной недвижимости

Оглавление

Наступает октябрь, а значит, впору проанализировать тренды осени в ИЖС. Осень — традиционно «высокий» сезон на рынке загородной недвижимости. До показателей апреля и мая осенний спрос, конечно, недотягивает. Особенно в текущих ипотечных реалиях. Семейная ипотека претерпела существенные изменения, и банки начали оперативно осваивать эскроу в загородном сегменте.

Зимнее строительство — это история «не для всех и каждого». Кустарные подрядчики боятся не справится, а клиенты опасаются сокрытия снежными покровами строительных ляпов.

Вот и стремятся застройщики и покупатели решить каждые свои задачи. И определяют свои тренды — как в сфере строительства, так и потребительских предпочтений.

Сегодня разберемся и определим семь популярных трендов этой осени в нише загородной недвижимости.

Экономика должна быть экономной

Ключевой лозунг эпохи застоя и Л. И. Брежнева в частности сегодня как никогда актуален. Причем этот принцип активно применяется и застройщиками, и клиентами.

10 000 000 рублей — вот тот средний бюджет, который готов потратить на свой дом покупатель. Ожидаемо будущий домовладелец желает в эти траты «впихнуть невпихуемое» — участок побольше, дом получше и желательно поближе к МКАД.

Парадоксально — застройщик исповедует тот же тренд и переживает те же сложности. Но при этом цены в ответ не понижает, а повышает. Имея на это свою экономическую парадигму.

-2

Если клиент становится экономным в силу падения располагаемого дохода, то застройщик — из-за роста фактических издержек. Корень бед у всех один — нарастающая инфляция, политика ЦБ РФ и геополитическая ситуация. Но адаптируются к ситуации экономные застройщики и клиенты по-разному.

И здесь, как в известном стихотворении, они могут делать это хорошо и плохо. Плохие застройщики экономят на качестве строительства и понижают цены, кратно ухудшая качество продукта.

-3

Плохие клиенты начинают заниматься потребительским терроризмом. Соглашаясь на рыночную цену строителя, они потом стремятся прервать контракт, достроить дешевле или отсудить 80-90% стоимости за счетных надуманных претензий без должной экспертизы.

Вольно перефразируем классика. Все люди хорошие одинаково, но плохие по-разному. Вот в ИЖС все то же самое. Хорошие клиенты и застройщики думают и действуют одинаково, рождают синергию. В основе ее — оптимизация проекта и сметы строительства.

Уменьшить площадь без ущерба эргономике. Применить современные материалы, которых потребуется меньше, или они будут стоить дешевле. Грамотно составить план работ, чтобы провести осенью все энергозатратные работы и экономить на хранении и отоплении зимой. Ну и оперативно проводить сдачу приемку работ, не задерживая сроки строительства.

Вот простые примеры совместной оптимизации усилий клиента и заказчика, которая позволяет строить качественно и в рамках бюджета.

Оптимизация — главный тренд осени в ИЖС. Иначе просто не выжить при ставке ЦБ РФ 18%. Ни клиентам, ни строителям.

Глэмпинги и внутренний туризм

Экотуризм — популярное направление отдыха для молодежной (до 35 лет) аудитории. В условиях ограниченности предложения его роль кратно возрастает. И действительно — зарубежный туризм сейчас представлен скорее пляжным отдыхом в Турции, который предпочитает малоактивная аудитория постарше.

-4

Туризм в РФ — задача федерального уровня. Министерство выдает гранты и распоряжения, зорко следит за выполнением региональных показателей. В субъектах появляются новые зоны рекреации с историческими и природными активностями. Для последних идеально подходит формат глэмпингов, который успешно реализуется в экопарках даже с государственным участием.

Почему это тренд рынка загородной недвижимости?

Потому что глэмпинг по сути очень близок к формату ИЖС. Просто сдается в посуточную аренду и максимально интегрирован в интересный природный ландшафт локации. В 5км от МКАД глэмпинги, конечно, не нужны. Но и люди в последнее время «бегут из Вавилона». 70% людей стремятся жить в собственном доме, согласно опросам общественного мнения.

Планировки — курс в сторону уменьшения

Тренд оптимизации планировок входит в описанную выше группу «экономии». Мы все же выделили его в отдельную главу. Почему?

Последние 20-30 лет большие площади были символом успеха и достатка. «Новые русские» строили огромные кирпичные дворцы, где можно было потеряться. Абсолютно убогие с точки зрения эргономики и функциональности. При этом гротескные — полные пафоса и китча.

-5

2022 год ознаменовался трендом на мини-дома. Клиенты поняли, что 65 м2 могут быть непрестижными, но удобными в быту и обслуживании.

Сейчас клиент готов жертвовать лишними метрами без ущерба эргономике. А грамотный застройщик это умело воплощает в виде доработок проекта и реализует по приемлемой для клиента стоимости.

Этот тренд актуален — и продолжит им быть осенью 2024 года.

А потом расти, когда деньги будут

В одной из последних публикаций мы коснулись темы «растущих домов». Если коротко — дом достраивается, «растет» вместе с семьей домовладельца или его финансовыми возможностями.

Организовать такой «рост» эффективно возможно, если заранее запланировать такую доработку на этапе проектирования. Учесть далее все нюансы во время возведения дома.

Тема «растущих» домов вызвала живой интерес и позитивный отклик у читателей. Что говорит о том, что «растущему дому» по силам стать не только трендом осени, но и ближайших 2-3 лет. Пока экономика страны не стабилизируется и не «победит» инфляцию.

-6

Ближе к земле

Тренд актуальный и для клиента, и для застройщика. Люди все больше устают от городской суеты, все чаще читают паблики про инвестирование — мечтают обзавестись пассивным доходом, а потом домиком с садом, огородом, рыбалкой, грибами… И ни ногой в «нерезиновую».

Застройщики это видят, но к тому же они еще обеспокоены своей главной «головной болью» — падением прибыли. Поэтому находится компромиссный вариант — тренд на продажу ликвидных земельных участков.

-7

Клиенту выгодно — хороший участок в районе ЦКАД может стоить адекватно, а строится на нем можно и позже — и согласно бюджету.

Застройщик имеет свою выгоду в моменте. Найти качественные земли без обременений и ограничений дорого. За это девелопер берет с клиента вознаграждение. Которое при должном масштабировании может позволить грядущие «смутные» времена падения спроса на дома.

В итоге ситуативно выгодно всем. Что делает продажу участков актуальным ситуативным трендом осени. Что будет дальше — покажет время.

Жизнь на селе или без него

Люди хотят жить «на селе». Мы уже писали выше, что это не удаленные IT-специалисты или маргиналы-дауншифтеры. Просто формируется новый тренд — потребность в жизни в гармонии с природой со взаимным уважением и обогащением. Не удивляйтесь — «все новое — хорошо забытое старое». Возвращаемся к истокам.

Однако, для жизни «на селе» все же нужны базовые блага цивилизации — больница, магазины, школа и детский сад. И, крайне желательно, еще иметь достаточное количество рабочих мест.

Инфраструктура — то, чего не хватает 80% сельских локаций на сегодня. Именно это мешает полноценному развитию программы сельской ипотеки. Которую хотят в следующем году ужесточить — ограничив районами далее 50 км от областных центров. Где инфраструктуры нет совсем.

-8

Стоит ли говорить, что вокруг Москвы и Питера строить вообще «льготно-проблематично». Тут сократили даже IT-ипотеку.

Развитие инфраструктуры — это даже не тренд, а осознанная необходимость. Иначе у нас будет развиваться жизнь не «на селе», а вне его.

Вывод

Загородное строительство постоянно приковывает к себе внимание СМИ и чиновников. Появляются новые инициативы, программы, обсуждения. На тему ИЖС заостряет внимание даже Президент.

Популярный рынок формирует свои тренды осени. 100% из которых сейчас формируются не модными веяниями, а жесткими внешними факторами. Мы живем в непростое для страны время борьбы за свое существование. Но мы живем — растим детей, достигаем успехов на работе и в быту, грустим и радуемся.

Поэтому у нас есть тренды. Есть дома, которые мы строим и, в которых потом живут люди. Кто-то уже, а кто-то только хочет обрести свой семейный очаг. И ради этого стоит строить и жить.