Найти в Дзене
Деревенский дед

«А чё это вы здесь делаете? Кино-то уже кончилось!». Но красавицы из наших детских киносказок остались… Часть I

Почему-то сегодня в нашей стране никто не снимает добротное детское кино в формате фильмов-сказок. А вы помните, какие прекрасные и красивые сказки снимались во времена Советского Союза? Многие из них были сняты ещё задолго до нашего рождения, но мы о них вспоминаем с доброй улыбкой и обязательно просматриваем в компании своих внуков. И беда здесь не только в том, что во главу угла сегодня поставлена исключительно коммерция и отечественные режиссеры разучились снимать добротные востребованные фильмы для этого возраста, но и в том, что наши юные зрители отвыкли такие фильмы смотреть. Просто им незнаком это жанр! И (увы!) ожидать появления новых Фрэза, Роу, Птушко и Юзовского не приходится. Да и актёров, участвовавших в создании этих чудо-сказок, почти не осталось в живых. А ведь какие там играли красавицы - ни в сказке сказать, ни пером описать! Сегодня представляется любопытным узнать, как сложилась жизнь этих юных актрис из наших любимых советских сказок. Людмила Глазова дебютировал

Почему-то сегодня в нашей стране никто не снимает добротное детское кино в формате фильмов-сказок. А вы помните, какие прекрасные и красивые сказки снимались во времена Советского Союза? Многие из них были сняты ещё задолго до нашего рождения, но мы о них вспоминаем с доброй улыбкой и обязательно просматриваем в компании своих внуков.

Смотрим любимую сказку... Фото из открытых источников.
Смотрим любимую сказку... Фото из открытых источников.

И беда здесь не только в том, что во главу угла сегодня поставлена исключительно коммерция и отечественные режиссеры разучились снимать добротные востребованные фильмы для этого возраста, но и в том, что наши юные зрители отвыкли такие фильмы смотреть. Просто им незнаком это жанр! И (увы!) ожидать появления новых Фрэза, Роу, Птушко и Юзовского не приходится.

Да и актёров, участвовавших в создании этих чудо-сказок, почти не осталось в живых. А ведь какие там играли красавицы - ни в сказке сказать, ни пером описать! Сегодня представляется любопытным узнать, как сложилась жизнь этих юных актрис из наших любимых советских сказок.

Людмила Глазова в роли Людмилы. Фото из открытых источников.
Людмила Глазова в роли Людмилы. Фото из открытых источников.

Людмила Глазова дебютировала в кино в 1928 году, сыграв пионерку Тоню в фильме «Хочу быть лётчицей». Но знаменитой её сделала роль Людмилы в первой советской экранизации сказки Пушкина «Руслан и Людмила» (1938). После чего актриса мало снималась, поскольку необычайная красота не соответствовала востребованному тогда типажу советской комсомолки. И роли чаще были эпизодическими. Трагически сложилась и её личная жизнь: единственный сын утонул в 12-летнем возрасте, а муж (известный ленинградский режиссер) умер довольно рано.

В последние годы жизни Глазова жила замкнуто и скромно. И умерла трагически в 1983 году от отравления газом: то ли специально не закрыла вентиль, то ли совершила досадную оплошность - это так и осталось загадкой.

Сорогожская в образе Василисы Прекрасной. Фото из открытых источников.
Сорогожская в образе Василисы Прекрасной. Фото из открытых источников.

Валентина Сорогожская, Василиса Прекрасная из одноимённого фильма Александра Роу (1939) - ещё одно воплощение истинно русской красоты. Режиссёр всегда предпочитал подбирать новое лицо для каждой из своих сказочных героинь. И с Сорогожской не ошибся. Актриса органично вписалась в сказочную обстановку. Главной удачей является поэтичность образа Василисы, яркое раскрытие её странной судьбы, непокорного характера и стремления отстоять свою честь и волю - характерных черт русской женщины.

В кино она снялась лишь дважды. И дважды была замужем. От первого мужа было трое детей, однако воспитывал детей их отчим - известный актёр Евгений Тетерин, с которым актриса прожила большую часть своей жизни. Скончалась в 1988 году в возрасте 75 лет. Сегодня дети Валентины Сорогожской успешные люди, живут в Европе.

Григорьева (Марья-Моревна) в фильме "Кащей Бессмертный". Фото из открытых источников.
Григорьева (Марья-Моревна) в фильме "Кащей Бессмертный". Фото из открытых источников.

Галина Григорьева не стоит в первом ряду актрис старого советского кино. И вовсе не по причине недостатка таланта или неяркой внешности - всего этого было у нее как раз в избытке. Просто она предпочла театральную сцену. Хотя прославили её именно кинороли.

Зрители были в восторге от грации, красоты и таланта девятнадцатилетней актрисы, явившей им Машеньку в «Дубровском» (1936). Но наиболее узнаваемым всё-таки является образ Марьи-Моревны в одной из любимейших сказок Александра Роу «Кащей Бессмертный» (1944). Фильм был приурочен к будущей Победе над фашистской Германией, а потому и стилистика у него оказалась необычная - сказочная атмосфера наполнена ассоциациями с недавними грозными военными событиями, где Кащей олицетворяет Гитлера, богатыри - советский народ-победитель, а пленённая Кащеем красавица символизирует Родину.

Но не всем известна цена её ослепительной красоты в фильме. Дело в том, что перед съёмками Галина Григорьева переболела тифом и была настолько измождена, что едва держалась на ногах. Да и внешность была неподобающей- она была обрита наголо. Гримёры сделали невероятное: стоит взглянуть на кинокадры и понимаешь - вот, она, настоящая, благородная, даже можно сказать, античная красота!

В "Золушке" возрастная Жеймо сыграла роль юной девушки. Никто и не догадался! Фото из открытых источников.
В "Золушке" возрастная Жеймо сыграла роль юной девушки. Никто и не догадался! Фото из открытых источников.

Янина Жеймо начала сниматься в кино с 1925 года. А широкую известность актрисе принесла роль Золушки в послевоенном одноимённом фильме режиссера Н.Кошеверовой (1947). До 40 лет актриса выглядела юной девушкой: отличалась хрупким девическим телосложением, рост был менее 148 см, размер ноги 31. Это определяло её амплуа травести: всю жизнь она играла девчонок-подростков. Когда снималась «Золушка», Жеймо было уже 37 лет, а её киногероиня была ровесницей дочери (!). Был оглушительный успех…

Вторым её мужем был известный кинорежиссер Иосиф Хейфиц, а третьим - польский режиссёр Леон Жанно, с которым она в 1957 году переехала в Польшу. Умерла от инфаркта в 1987 году, гроб с телом был привезён в Москву. Похоронена на Востряковском кладбище.

Ларионова-Любава в фильме "Садко". Фото из открытых источников.
Ларионова-Любава в фильме "Садко". Фото из открытых источников.

Во время учёбы во ВГИКе будущая звезда советского кино Алла Ларионова дебютировала в кино, исполнив роль Любавы в киносказке Александра Птушко «Садко» (1952). Эта картина имела ошеломительный успех, к ней пришла всесоюзная известность и слава, ей рукоплескали на кинофестивале в Венеции. Увидев актрису на экране, сам Чарли Чаплин пригласил её к себе в кино, но в то время подобное было просто нереальным и пришлось отказать великому комику.

Её сказка началась рано, как и закончилась. Поклонники, мировое признание, невероятная любовь... В 1970-ые популярность сошла на нет. А конец был трагичным: муж (актёр Николай Рыбников), с которым она прожила 33 года, умер в 59 лет от остановки сердца, а сама актриса повторила судьбу любимого -оставшись один на один со своей болью, тихо умерла во сне...

Нинель Мышкова в фильме "Садко". Фото из открытых источников.
Нинель Мышкова в фильме "Садко". Фото из открытых источников.

Нинель Мышкова. Красота дочери генерал-лейтенанта артиллерии К.Р.Мышкова (тот погиб в 1942 году) внушала трепет: она с успехом могла бы играть Клеопатру! Тогда такие лица воплощали чистоту и духовную силу национального русского характера: спокойные, с лучистыми глазами, оставляющие в памяти ощущение чистоты и цельности. У неё было сказочное, невсамделишное амплуа: Ильмень-царица в «Садко» (1952), Василиса в «Илье Муромце» (1956), «Марья-искусница» (1959)...

Актриса рано покинула экран, поскольку страдала тяжёлым прогрессирующим склерозом: появившись в 50-летнем возрасте на экране в эпизодической роли в фильме «Сто грамм для храбрости» (1976), далее играть могла с трудом. В 1982 году Мышкова в последний раз снялась в детективном сериале «Гонки по вертикали». Два первых брака актрисы оказались недолгими: первым её мужем был звёздный Владимир Этуш, вторым - известный композитор Антонио Спадавеккиа (автор музыки к фильму «За тех, кто в море»). В 1953 году её избранником стал кинооператор Константин Петриченко, а последним - кинорежиссёр Виктор Ивченко.

Умерла актриса в 2003 году на 78-ом году жизни, запомнившись старшим поколениям прекрасным лицом русской красавицы из киносказок. А сказки, как известно, всегда переживают и людей, и целые поколения. Доставаясь в наследство вечности...

Продолжение следует...

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!