Много лет назад я прочитала об одном эксперименте. Он прост: нужно засечь, сколько раз в день вы солжете. Заинтересовавшись, я несколько раз порывалась провести аналогичный эксперимент самостоятельно, но после первых двух-трех «зарубок» он как-то сходил на нет. Потому что оказалось, что неискренна я несколько чаще, чем хотелось бы. Причем, не пытайся я сознательно заметить нечестность, она прошла бы незамеченной.
И это – обман по отношению к другим или себе – то, что характерно для абсолютного большинства людей. Нас этому учат с детства, и в большинстве культур данный навык считается добродетелью. Этот миф – о праведности лжи, в первую очередь для себя – в числе прочих развенчивается на личной терапии; людей учат отличать и озвучивать их истинные потребности и чувства.
Я далека от идеи предложить поиграть в игру «всегда говорить правду». Не знаю ни одного человека, которому бы это удалось: даже у самого проработанного товарища возникает потребность прибегнуть к такому легкодоступному инструменту, как ложь, когда надо облегчить себе жизнь. Иногда проще сказать: «Я плохо себя чувствую, лучше мне остаться дома, поезжай один», чем перед выходом объяснять, что общение с братом мужа – это отличный мотиватор для суицида, но никак не задорное времяпрепровождение.
Но что я предлагаю попробовать – это просчитать цену, которую вы платите, скрывая правду, в первую очередь, от себя самого.
Например, вы говорите партнеру в гостях у его родителей, что устали и хотите домой, хотя на самом деле злитесь и хотите внимания. Какова цена такой лжи? Попробуйте потянуть за ниточку и посмотреть, к чему приведет привычка регулярно скрывать свои истинные потребности. Догадается ли партнер о том, чего вы реально хотите? Или он услышит ровно то, что вы говорите – про усталость?
Или, например, вы говорите, что у вас нет времени пойти к врачу, хотя на самом деле боитесь того, что можете услышать. Какую цену вы платите за то, что не просите поддержки и не признаетесь в своих страхах? Сколько стоит казаться постоянно занятой в противовес демонстрации своей уязвимости?
Бывает ли, что вы соглашаетесь на какое-то действие, «Да, конечно! Мне это не сложно!», хотя в душе в этот момент верещит сирена: «Я не хочу этого делать! Не должен и не хочу!»? Сколько стоит насилие над собой и принуждение себя к действиям, против которых восстает весь ваш организм?
Речь не о том, что надо отказаться от всего, что не доставляет удовольствие. А о том, чтобы не путать ответственность и принуждение. Часто мы соглашаемся делать вещи, которые далеки от сферы нашей ответственности. И каждое такое действие имеет свою цену. Мы соглашаемся на него, солгав себе или окружающим. Видя выгоду (похвалят, посчитают правильным и хорошим, восхитятся и т.д.), но совершенно игнорируя плату, которую неизменно выкладываем.
Вот об этом я и предлагаю задуматься.