Найти в Дзене
Древний Мир | История

Как работали римские акведуки?

Фонтан Треви — одно из самых впечатляющих зрелищ Рима. Через бледно-зелёный бассейн, между двумя тритонами, сражающимися с крылатыми конями, из-под ног могучего морского бога Океана стремительно льётся серебристый водопад, каскадом стекая по каменным ступеням. Однако, несмотря на всю эту величественную картину, самое удивительное скрыто за множеством статуй: вода, питающая фонтан, уже более двух тысяч лет течёт через бетонный канал римского акведука.

Греческие инженеры начали строить акведуки ещё в VI веке до нашей эры. Каменные каналы доставляли родниковую воду в древние Афины, а на Самосе акведук проходил через тоннель длиной более километра. В эпоху эллинизма появились ещё более впечатляющие системы: вода к акрополю Пергама поступала под давлением через огромные свинцовые трубы.

Фонтан треви
Фонтан треви

Римские акведуки отличались от греческих, прежде всего, использованием арок и гидравлического бетона. Однако главным их отличием было количество и масштаб. Сотни акведуков были построены по всему Римскому миру, некоторые из них простирались на более чем 80 километров.

Вопреки распространённому мнению, большинство римских акведуков не предназначались для снабжения питьевой водой. Многие римские города существовали веками до того, как был построен первый акведук, полагаясь на колодцы и цистерны. Чаще всего акведуки были роскошью, предназначенной для подачи воды в бани, изысканные фонтаны и дома знати.

-2

Строительство акведука было трудоёмким и очень дорогостоящим процессом, начинавшимся с поиска подходящего источника воды. Озёра почти никогда не использовались — застоявшаяся вода считалась нездоровой, а реки использовались только в исключительных случаях из-за их склонности к сезонным изменениям и переносу осадков.

Чаще всего источником служил горный родник. Римский акведук был искусственной рекой, плавно спускающейся с высоты к городу. Уклон канала должен был быть как достаточно плавным, так и стабильным.

Если уклон был слишком крутым, начинала разрушаться известковая облицовка, если слишком пологим — вода застаивалась. Большинство римских акведуков опускались на 1,5–3 метра на каждый километр, а некоторые имели уклон всего несколько сантиметров на ту же дистанцию.

-3

Для поддержания таких минимальных уклонов римские инженеры использовали диоптры и хоробаты. Диоптра, предшественница современного теодолита, представляла собой прибор для измерения высоты и положения двух удалённых точек. Хоробат, длинный стол с центральным каналом, представлял собой большой водяной уровень.

С грамотным использованием этих инструментов, а также с достаточными запасами рабочей силы и средств акведук можно было построить практически в любом месте. Большую часть пути римские акведуки проходили под землёй, следуя за природным рельефом местности, постепенно спускаясь от источника. Хотя воды в каналах обычно было не больше, чем по колено, их высота позволяла рабочим передвигаться по ним без необходимости пригибаться.

-4

Чтобы минимизировать утечки, стены каналов покрывались водонепроницаемым цементом. Когда акведук пересекал долину, уклон сохранялся за счёт подъёма канала на ряды каменных арок. До правления Августа эти арки строили из местного камня, а позже перешли на бетон с кирпичной облицовкой. В особо глубоких долинах возводились две или даже три яруса арок. Самым впечатляющим примером является Пон-дю-Гар рядом с Нимом.

Его высота составляет 50 метров, он сложен из огромных блоков известняка без использования раствора, а уровень канала настолько точно выверен, что за всю его длину перепад составляет менее одного дюйма. Если долина была слишком глубокой для арок, римские инженеры использовали инвертированный сифон — трубу, соединяющую резервуары на противоположных склонах. Как только вода в резервуаре на противоположной стороне была ниже уровня источника, она самопроизвольно поднималась вверх и текла дальше.

-5

Там, где акведуки пересекали горы, применялись туннели. Обычно рыли несколько вертикальных шахт, а затем под землёй бурили проходы с обеих сторон. Однако не всегда всё шло гладко. Одна надпись в Северной Африке рассказывает о том, как две рабочие бригады, бурившие навстречу друг другу, потеряли направление и начали копать в противоположные стороны.

Когда акведук, пройдя через горы, пересекая долины и величественно возвышаясь над равнинами, достигал города, его окончание часто отмечалось величественным фонтаном. Однако большая часть воды поступала в распределительные баки, которые римляне называли кастеллами. Эти баки питали сеть труб, ведущих к меньшим резервуарам. В Помпеях их было 12, а в Риме — 247. В провинциях трубы часто делали из стволов деревьев, соединённых металлическими обручами, а на востоке они вырезались из камня.

-6

Однако большинство римских труб было сделано из терракоты или свинца. Несмотря на знание о вреде свинца, римляне продолжали использовать его из-за его дешевизны, лёгкости в обработке и стойкости к коррозии. От отравления свинцом римлян спасала скорость, с которой вода текла по трубам, а также кальциевые отложения, покрывающие внутренние стенки.

Хотя в большинстве городов с акведуками часть воды добывалась из колодцев или цистерн, вода из акведуков, по крайней мере в Риме, считалась более здоровой и вкусной. Большинство домов получало воду через общественные фонтаны. В Риме насчитывалось 1 352 фонтана, а в Помпеях на каждые 160 жителей приходился один фонтан. Бани были почти так же распространены.

-7

Только в Риме, помимо огромных императорских терм, к концу античности насчитывалось более 850 общественных бань. Крупнейшие комплексы потребляли столько воды, что им требовались отдельные акведуки. Термам Каракаллы, например, воду поставлял ответвлённый канал Aqua Martia, а резервуар этих бань состоял из 32 камер, способных вместить более 8 миллионов литров воды.

Отток использованной воды из терм был настолько большим, что его даже использовали для приведения в действие водяных мельниц.

Частные подключения к водоснабжению через акведуки были редкостью. В Риме процесс подключения частного дома к акведуку включал обращение непосредственно к императору, получение его разрешения и передачу этого указа водному комиссару. После этого владелец получал *каликс* — бронзовую насадку на трубу, на которой было выгравировано его имя. Однако это право не было постоянным. Как только владелец дома умирал или продавал своё имущество, *каликс* удаляли.

-8

Хотя некоторые частные подключения предоставлялись владельцам промышленных объектов, большинство принадлежало представителям знати, которые использовали воду для полива садов, питания частных фонтанов и бань в своих виллах. Подобная ситуация наблюдалась и в Помпеях, где лишь около 10% домов имели доступ к водопроводу, но эта небольшая группа использовала его с такой роскошью, что в одном из домов было установлено не менее 33 кранов.

Поддержка акведуков в рабочем состоянии была постоянной задачей. В самом Риме за поддержание системы отвечала штатная команда из 700 человек, которые занимались установкой новых труб, укрепляли повреждённые арки и очищали каналы. Отстойники, специально созданные для осаждения песка и мусора, регулярно освобождались от грязи и камней, а известковые отложения со стен каналов периодически соскабливались.

-9

Хотя акведуки Рима поддерживались в довольно хорошем состоянии вплоть до конца античности, не все города столь же тщательно следили за своими системами водоснабжения. Некоторые акведуки с течением времени полностью забивались грязью и мусором. Однако там, где акведуки функционировали как задумано, они были впечатляющими примерами римского инженерного искусства в грандиозном масштабе.

Акведук, снабжавший Карфаген, тянулся на 90 километров — от священного источника до огромных цистерн под великими термами города. Акведук, построенный Августом вдоль Неаполитанского залива, был ещё длиннее и имел множество ответвлений, которые снабжали водой военно-морскую базу в Мизене, роскошные прибрежные виллы в Байях и злополучные города Помпеи и Геркуланум.

-10

Акведук Константинополя, общая длина каналов которого превышала 500 километров, доставлял воду в серию искусственных озёр и огромных резервуаров. Но самыми впечатляющими из всех были 11 акведуков Рима, которые, по оценкам, могли доставлять до миллиона кубометров воды каждый день. Они собирали воду из родников и рек в окружающих холмах, а затем по длинным аркам переносили её через предместья, виллы и сады, создавая сложную сеть труб, водоводов и резервуаров.

Поскольку только несколько акведуков были достаточно высокими, чтобы снабжать все 14 районов города, у каждого из них была своя локальная система распределения. Однако вся система была взаимосвязанной, что позволяло при необходимости закрыть один акведук на ремонт, направив воду из другого. Эта особенность была не всегда оценена по достоинству, так как качество воды в акведуках сильно различалось — от кристально чистых вод Aqua Martia, питавшихся из горного источника, до мутных вод Aqua Alsatina, которые считались непригодными для питья.

Однако, благодаря сотням миллионов сестерциев, вложенных в строительство, бесконечным ремонтным работам и высокому качеству инженерных решений, римские акведуки продолжали функционировать даже спустя века после падения империи. Некоторые из них, как мы уже знаем, продолжают свою работу до сих пор, являясь живым наследием древнего Рима.