В 1990-м году в СССР на фирме «Мелодия» был выпушен первый диск Black Sabbath, который представлял собой сборник с двух первых альбомов группы. Затем за дело взялся продюсерский холдинг Стаса Намина, выпустивший шесть альбомов практически целиком, хотя и с некоторыми изменениями в полиграфии и трек-листах, а уже в 1994-м эстафету перехватил известный российский лейбл Santa Records, добивший эту коллекцию Black Sabbath еще четырьмя альбомами.
К ВНИМАНИЮ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! У КОГО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЮТУБ ДЛЯ ПРОСМОТРА РОЛИКОВ - ЗАХОДИТЕ НА НЕГО ЧЕРЕЗ VPN. БЕСПЛАТНЫЙ VPN ВСТРОЕН В БРАУЗЕРЕ ОПЕРА. ВКЛЮЧАЕТСЯ В «НАСТРОЙКАХ» ОДНОЙ КНОПКОЙ.
Я, как коллекционер виниловых пластинок, решил подвести итог имеющимся у меня отечественным выпускам альбомов группы Black Sabbath. За долгие годы я умудрился все же собрать то, что по «Саббатам» было выпущено в СССР и в России, и вот что у меня вышло.
Всего выпуском альбомов группы занимались три советские и российские фирмы – «Мелодия», «SNC» и «Santa Records». Был еще выпуск нескольких пластинок на «PolyGram» в 1995 году, который у многих меломанов почему-то считается российским, но, по некоторым данным, это был пиратский выпуск, отпечатанный тайным образом где-то неизвестно где, и распространенный в странах Восточной Европы, возможно, и в России.
Итак, первый релиз Black Sabbath выпустила фирма «Мелодия» в 1990-м году, и, как всегда, криво. Вместо того чтобы выпустить один полный альбом, «мелодисты» решили сделать сборник. Ну, и сборник можно было выпустить вменяемый, однако на пластинку вошли куцые остатки с двух первых альбомов группы. Хорошо, хоть оба хита с этих альбомов не забыли, хотя самый крутяк – «War Pigs», оказался за бортом.
Ну ладно, выпустили – так выпустили. На этом диске производство музыкального наследия Black Sabbath фирмой «Мелодия» закончился, и начался выпуск дисков группы на другом советском лейбле – SNC (Центр Стаса Намина).
Администрация студии грамзаписи этого центра подошла к этому делу с размахом – в 1990-м году было выпущено 5 альбомов BS, а в 1991-м – еще один:
Paranoid (1970) 1990 г.
Master of Reality (1971) 1990 г.
Vol. 4 (1972) 1990 г.
Sabbath Bloody Sabbath (1973) 1990 г.
Live at Last (1973, первый выпуск - 1980 г.) 1990 г.
Sabotage (1975) 1991 г.
Ясно, что полиграфия оставляла желать лучшего, тем более что художники SNC ни к селу ни к городу придумали свой какой-то дизайн обложек (кроме «Master of Reality», выпущенного по другой лицензии), что сегодня выглядит очень странно. Впрочем, коллекционеров такие тонкости не интересуют. Коллекционер обязательно будет иметь в своей коллекции и фирменный аналог, а советские релизы – это просто как музейные экспонаты – годятся в любом качестве.
Единственное, что было по-настоящему плохо – это SNC умудрились как-то не выпустить первый альбом Black Sabbath, и это, конечно же, огромная потеря.
Однако звучание пластинок было почти что фирменным, и по этому поводу особых нареканий нет.
Есть только нарекания на то, что над трек-листами трех альбомов – «Paranoid», «Vol. 4» и «Live at Last», фабриканты произвели некоторое насилие, исключив некоторые треки. Так, с «Параноида» исчезла зажигательная инструменталка «Rat Salad» (2:31), с «Vol.2» - «FX» (1:41), хоть и не имеющая особой ценности, но все же. А вот с концертника испарилось целое музыкальное полотно на 19 минут – «Wicked World».
Ну вот куда это годится?
А с «Саботажем» была произведена вообще какая-то непонятная перестановка, полностью испортив трек-лист не только композиционно, но и по творческому креативу. Нетленный хит альбома «Symptom of the Universe» был безжалостно выковырян со своей законной 3-й позиции и запихнут на вторую сторону пластинки. Это просто кошмар!
В общем, натворил дел Стас Намин с выпусками альбомов Black Sabbath, и я не думаю, что он не был к этому причастен. Какие тараканы у него были в голове, когда он утверждал эти трек-листы – непонятно. Когда его контора позже выпускала альбомы Uriah Heep и Motorhead, трек-листы не менялись ни в какой своей мелочи. А вот «Саббатам» явно не повезло.
Интересный момент – в то время, как почти все альбомы выпускались по лицензии одного из двух холдингов SBC – «Stanbet», выпуск «Master of Reality» был произведен по лицензии британской Castle Communications. Как результат – тираж этого альбома составил всего 10 тысяч, тогда как остальные альбомы (судя по информации, напечатанной на конвертах) составляли по 70 тысяч.
Правда, есть и варианты – я их серьезно не изучал, но заметил, что, например, на одних конвертах выпуска «Sabotage» стоит тираж 30 тысяч (надпись впечатана в дизайн конверта), а на других – 70 тысяч (надпись произведена в виде фабричной надпечатки).
Также на одних конвертах выпуска «Paranoid» стоит год выпуска 1992, а на других этой информации вообще нет.
Я так думаю, что если покопаться в этой истории, то можно найти еще много таких интересных подробностей. Конечно, все это прояснил бы какой-нибудь каталог выпусков лицензионных пластинок фирмой SNC, но я пока что такого не нашел.
В 1994 году эстафету выпуска альбомов Black Sabbath перехватил отечественный лейбл Santa Records, «перу» которого принадлежат сразу четыре пластинки группы:
Technical Ecstasy (1976) 1994 г.
Heaven and Hell (1980) 1995 г.
Mob Rules (1981) 1995 г.
Cross Purposes (1994) 1994 г.
Почему был пропущен альбом «Never Say Die!» 1978 года – непонятно, эта четверка дисков весьма органично смотрелась бы во всей «советско-российской» дискографии Black Sabbath. Но вместо этого альбома «Санты» зачем-то выпустили «Cross Purposes». Ну, в принципе, ясно – на тот момент он был самым свежим творением «Саббатов», но вот игнорировать один из шедевров эпохи Оззи – это уже вообще не комильфо.
Ну, если не обращать внимание на этот пробел, то выпуск от «Santa» пришелся кстати, тем более что и полиграфия новых релизов была максимально близкой к фирменной, и без никаких художеств. Звучание пластинок тоже было в норме, и если не обращать внимание на не очень высокое качество бумаги, то эти четыре пластинки выглядели получше, чем то, что нам в 1990-1991-м предложила «художественная мастерская» Стаса Намина.
Вот такие советские и российские выпуски альбомов Black Sabbath мы сегодня имеем в своих коллекциях, и если не считать двух пробелов с альбомами «Black Sabbath» и «Never Say Die!», то можно считать, что отечественная граммофонная промышленность в 1990-1995 годах с этим делом справилась прекрасно.
Правда, следует решить проблему с тремя выпусками 1995 года на PolyGram, которые почему-то считаются российскими:
Never Say Die! (1978)
Heaven and Hell(1980)
Mob Rules (1981)
Вот, в самый последний момент нашел четвертый выпуск Black Sabbath на PolyGram:
Пока что информации по ним у меня нет, хотя я могу предположить, что это все же наш выпуск, только сугубо пиратский. Наверняка, эти пластинки печатались на старых запасах советской пластмассы, а то, что конверты на всех пластинках ламинированы по западному образцу, так этому могут быть самые разные причины, которые интересно было бы прояснить.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ: