В 2024-м году, то есть совсем недавно, американская рок-группа Smashing Pumpkins выпустила свой тринадцатый студийный альбом «Aghori Mhori Mei», на котором решила исправить свои ошибки прошлых лет и вернуться к своим корням, благодаря которым она некогда была в США «платиновым» и даже «бриллиантовым» призером, а после своего воссоединения в 2007-м влачила жалкое существование, посчитав, что она настолько знаменита, что может сочинять всякую фегеню. И новый альбом получился настолько шикарным, что по музыкальным качествам заткнул за пояс даже кумира музыкантов Smashing Pumpkins – Великого и Ужасного Оззи Осборна, причем многократно и по всем основным параметрам, хотя, как и у Оззи, на этом альбоме хватает и плагиата, и самоплагиата.
К ВНИМАНИЮ МОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ! У КОГО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ЮТУБ ДЛЯ ПРОСМОТРА РОЛИКОВ - ЗАХОДИТЕ НА НЕГО ЧЕРЕЗ VPN. БЕСПЛАТНЫЙ VPN ВСТРОЕН В БРАУЗЕРЕ ОПЕРА. ВКЛЮЧАЕТСЯ В "НАСТРОЙКАХ" ОДНОЙ КНОПКОЙ
Я никогда не считал американцев Smashing Pumpkins какими-то выдающимися звездами рока. В целом они мне не очень нравились, за исключением около десятка песен, которые хоть и были вторичными по музыкальным качествам, тем не менее, у «Пупкинсов» был свой музыкальный шарм, и этот шарм как бы сделал из этих песен достаточно шикарные произведения. Но в какой-то момент я их вообще перестал слушать, и о группе надолго позабыл.
И вот как-то я сидел и размышлял по поводу того, что слишком мало старых рок-групп дошло до финиша с по-настоящему хорошими произведениями. Больше всех меня бесил Оззи Осборн, который на протяжении последних десятков лет выдавал такого дремучее гуанако, что уши вянут. А под конец своей карьеры он выдал свой самый знаменитый свой пук последних времен – «Patient Number 9». Чудовищнее этого безобразия Великий и Ужасный никогда не производил.
Правда, меня радовали новые произведения Майкла Шенкера, Гленна Хьюза, Грэхема Боннета, Accept, Faith No More и Girlschool, но их было так мало, что с массовым засильем всякого музыкального мусора эти светочи старой рок-музыки справиться не могли.
В общем, грустил я, грустил, и попутно вертел на Ютубе всякую новую музыку, чтобы хотя бы тут найти свет в конце тоннеля. Все было тщетно, на меня обрушивались тонны всяких рок-нечистот, и было непонятно, кто тратит деньги на запись всего этого непотребства, и кто это всё слушает. Неужели так низко пала рок-культура??
И тут как стремительный домкрат с ясного неба на меня обрушилась музыка, при прослушивании которой даже старик Ромуальдыч обязательно нюхнул бы свою портянку и заколдобился бы так, что сразу бы рассупонилось солнышко и инда взопрели бы озимые. Я очень сильно удивился – что-то очень знакомое, но совершенно гениальное. А если знакомое, то почему я раньше не обнаружил в нем гениальности?
Оказалось, это был последний альбом «Пупкинсов» – «Aghori Mhori Mei» этого, 2024 года выпуска, причем настолько свежий, что появился только в Интернете, а всякие физические носители обещают выпустить только в ноябре.
Короче, я прослушал этот шедевр одним махом, и мне захотелось послушать предыдущие альбомы группы. Но то, что я услышал на предыдущих двух произведениях, меня совсем не вдохновило. Диск «Cyr» 2020 года – какая-то тухлая попса, а «Atum: A Rock Opera in Three Acts» 2023-го – настоящая рок-опера, основанная на таком дремучем прогрессиве, прикрытом такой же дремучей психоделией, что я дальше половины эту оперу слушать не смог.
А вот «Aghori Mhori Mei» оказался прекрасным возвратом к старому направлению Smashing Pumpkins 90-х годов, только музыка тут в разы более интересная. Правда, у меня создалось ощущение, что музыканты решили немного подкопировать стиль канадской группы Rush 80-90-х годов, а вокалист Билли Корган очень хочет быть похожим на Роберта Планта. Принципиально ему это удалось, потому что до раннего Планта он бы не дотянул, а вот современный ему оказался вполне по зубам.
Но все же главное не в этих попытках плагиата, а в музыке. Музыка просто потрясающая, и я позлорадствовал над Оззи Осборном, который давно уже разучился писать хорошую музыку. А вот «Пупкинсы», которые Великому и Ужасному чуть ли не в дети годятся, уделали своего несостоявшегося папашу, как Сталин – Гитлера а 45-м.
Да-да, именно уделали, потому что Оззи даже Планта не смог по-человечески скопировать, а его уникальный раньше голос давно превратился в тряпку, которой даже таракана не испугать. И для того, чтобы это понять, достаточно только послушать эти два альбома – Оззи и «Пупкинсов», а выводы сделаются сами.
На видео: "Пупкинсы" в 2024 году
Хочу напомнить, если кто не знал, что Smashing Pumpkins только за первые 20 лет своей биографии (с 1991 по 2011 гг.) продали более 30 миллионов своих альбомов (против 100 миллионов у Оззика за 30 лет, с 1980 по 2010-й), а вот начиная с 2011 года вся их коммерческая популярность очень сильно просела. И если первые 5 альбомов группы, включая сборник 1994 года, только в США принесли ей почти 15 «платин», то после повторного воссоединения в 2007-м дела группы резко покатились вниз и не достигали в продажах даже «золота», а то и «серебра». И чем дальше в лес – тем больше дров.
Ну, это и ясно – просто не надо было заниматься самодеятельностью, а надо было продолжать долбить по хорошо протоптанной дороге, как это, например, до сих пор делают AC/DC, собирая за выпускаемые пластинки многие миллионы денежек своих фанатов по всему миру.
Но будем надеяться, что «Пупкинсы» образумились и начнут продолжать долбить свой оригинальный рок а-ля Rush & Роберт Плант, а в чужие дебри сувать свой нос перестанут.
Трек-лист:
1). Edin (6:46) «Эдин».
2). Pentagrams (6:25) «Пентаграммы».
3). Sighommi (2:54) «Сигомми».
4). Pentecost (3:18) «Пятидесятница».
5). War Dreams of Itself (3:28) «Военные мечты о себе».
6). Who Goes There (3:28) «Кто туда идет».
7). 999 (5:43) «999».
8). Goeth the Fall (3:25) «Идет осень».
9). Sicarus (4:15) «Сикарус».
10). Murnau (4:59) «Мурнау».
К альбому как бонусы идет еще две песни, но я их на Ютубе не нашел.
Музыканты, осуществлявшие запись альбома «Aghori Mhori Mei» в 2022-2024 гг:
Билли Корган (Billy Corgan) ~ вокал, гитара, бас-гитара, клавишные
Джимми Чемберлин (Jimmy Chamberlin) ~ барабаны
Джеймс Иха (James Iha) ~ гитара
Все эти трое музыкантов – основатели группы. Не хватает только бас-гитаристки Д'Арси Врецки (D'arcy Wretzky), которая покинула группу после ее первого распада в 2000-м году, а при новом воссоединении в 2007-м она так и не вернулась.
По традиции предлагаю хоть и старое, но совершенно раритетное интервью, взятое у основателя группы Smashing Pumpkins – Билли Коргана в далеком 2002 году, как раз после первого распада группы.
Журнал «Ровесник», № 4, 2002 г.
ПОСЛЕДНЕЕ «ПРОСТИ» THE SMASHING PUMPKINS
Автор: Максим Боковский
В следующем году группе The Smashing Pumpkins могло бы исполниться 15 лет, если бы в 2000-м коллектив не распался. Правда, поклонники отказываются верить в то, что одна из лучших рок-групп прошлого века прекратила свое существование. Без смертей и скандалов, они просто разошлись, и все. Студия Virgin подвела итог The Smashing Pumpkins, выпустив альбом «The Greatest Hits», а Билли Коргэн рассказал «Ровеснику», как все было на самом деле.
- История The Smashing Pumpkins закончилась или нет?
- История любой группы рано или поздно заканчивается. А наша история - самая что ни на есть обыкновенная. Молодая группа, у которой ничего нет, работает день и ночь, и становится известной. Друзья, выпивка, нарикккоттики (слово изменено по цензурным соображениям), поклонники. Группа распадается, все рыдают. В начале карьеры мы заявляли, что для хорошей группы самое главное - не превратиться в клише. Мы старались не быть похожими ни на кого и упорно лезли в гору, даже если ее можно было спокойненько обойти. С тех пор прошло почти пятнадцать лет, и выясняется, что мы как раз в клише и превратились. Потому что наша история - самая типичная в музыкальном мире. Смешно, да?
- Мне почему-то грустно. И все-таки, как началась ваша история?
- Видимо, с того, что я познакомился с Джеймсом в доме нашего общего друга. Иногда мы там собирались и вместе музицировали. Однажды Джеймс показал мне несколько своих песен, и я сказал: «Это здорово, но здесь бы надо поменять, здесь убрать, а тут переписать». Джеймс очень расстроился и ушел. Я подумал: «Ну вот, отбил у парня всякое желание заниматься музыкой». А через пару месяцев мы столкнулись в музыкальном магазине и Джеймс сказал: «Мне кажется, мы могли бы работать вместе. Давай создадим группу, а?» И мы создали The Smashing Pumpkins. То есть, были мы двое и название, но я всем говорил, что у меня своя группа и что все это очень серьезно.
- Когда появилась Д'Арси Врецки?
- Я шел с концерта, который мне совершенно не понравился. Мне нужно было перейти улицу, я стоял у светофора и ждал, когда зажжется зеленый. И услышал, что какая-то девчонка у меня за спиной превозносит концерт до небес. Я обернулся и сказал: «Ты что, обалдела?!» Это была Д'Арси. Потом она рассказала, что играет на бас-гитаре, а я сказал, что у меня очень серьезная группа, но басиста пока нет. Потом мы встретились втроем и взяли ее в группу. И первый концерт так и отыграли: я, Джеймс, Д'Арси и драм-машина.
- А когда стали искать барабанщика?
- Как раз после концерта мы поняли, что The Smashing Pumpkins - действительно серьезно, и нашли Джимми с его желтыми барабанами. Вообще-то, сначала нам показалось, что он немного не в себе. Но уже через несколько дней мы не могли себе представить The Smashing Pumpkins без Джимми.
- Какую музыку вы тогда слушали?
- Когда мы начинали, вокруг было очень много команд, которые нам нравились. Но даже у них нам нравилось не все, а только какие-то элементы. Поэтому мы взяли от каждой группы понемногу. С одной стороны Black Sabbath и Led Zeppelin, с другой - поп-рок. Знаешь, такие манерные мальчики в цветных рубашках. Нам не нравилось одностороннее отношение. В то время все считали, что просто рок остался в семидесятых. Это казалось старо и не стильно. Но нам пришло в голову, что классический рок можно возродить.
- Трудно вам пришлось?
- Человеку, у которого было несчастливое детство, вообще очень трудно прижиться в мире взрослых. Тебе кажется, что все ополчились против тебя одного, что ни один человек на свете никогда не поймет, что ты чувствуешь. А песня - это как раз попытка передать свои ощущения. Для меня решающим альбомом стал «Siamese Dream», это была поворотная точка и настоящее испытание. Смогу ли я, наконец, раскрыться и рассказать о своих чувствах? Может, сейчас это кажется чересчур патетичным, но в тот момент это был вопрос жизни и смерти. Ведь на самом-то деле в мире не так много музыкантов, которые могут откровенно говорить о своей жизни. «Siamese Dream» - это исповедь о друзьях, о любви, о том, на что была похожа наша жизнь. И я был счастлив, что сумел быть искренним до конца. А потом настало Рождество, ко мне приехала моя мама и говорит: «Что ты там, мать твою, написал?!» Так и сказала.
- Как ты сейчас относишься к «Siamese Dream»?
- Я же говорю: поворотная точка. В то время Pearl Jam продавали огромное количество пластинок, да и остальные не дремали. И нам оставалось или сделать отличную пластинку, или отправляться по домам. Второе исключалось, потому что The Smashing Pumpkins - это была вся наша жизнь без остатка.
- После «Siamese Dream» стало легче?
- Легче? Как бы не так. Если записать «Siamese Dream» было сложно, то сделать «Mellon Collie And The Infinite Sadness» - сложно вдвойне. Этим альбомом мы должны были доказать, что мы всерьез и надолго. К тому же делать двойной CD очень невыгодно с коммерческой точки зрения. Наши промоутеры рвали на себе волосы и кричали, что никогда в жизни не смогут продать двойной диск The Smashing Pumpkins. Они кричали, что это коммерческое самоубийство, что нам конец. А оказалось, что это настоящий хит! В течение шести месяцев мы работали с десяти утра до двенадцати ночи. В этот раз мы решили дать волю чувствам. И сознательно выбирали более эмоциональные тексты и мелодии, даже если они, на первый взгляд, казались несовершенными с композиционной точки зрения. После релиза мы сыграли 160-180 концертов. А в такой ситуации наступает день, когда ты понимаешь, что сил больше нет.
КОНЕЦ ИНТЕРВЬЮ.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Первый гранж-альбом «Металлики» Load, 1996 г. заработал пять «платин» в США