В 1994-м году Гизер Батлер записал очередной альбом с группой Black Sabbath, в 1995-м – с Оззи Осборном, и в том же году умудрился выдать свой первый сольный релиз – G//Z/R «Plastic Planet», который по музыке оказался в сто раз тяжелее первых двух дисков. И вот, в этой публикации я представляю своим читателям интервью одного из бывших советских рокеров, к 1996 году превратившегося в обычного российского собирателя интервью с разными ранее запретными рок-звездами. На этот раз этот интервьюер, имя которого в публикации не указано, расспросил Гизера Батлера – как он докатился до такого апокалиптически трэшевого альбома, как его реализовал и что сам думает о таком своем ужасающем поклонников всяких легковесных «блэк саббатов» и «оззи осборнов» творении.
Всё, что связано, с брендом Black Sabbath – свято. Этот эпиграф я услыхал от одного из своих корешей сразу после выхода очередного альбома бренда BS «Born Again» в 1983-м году, когда еще никто не предполагал, в какую халепу скатится Тони Айомми со своим детищем во второй половине 80-х и 90-х с Гленном Хьюзом и Тони Мартином.
Тем не менее я полностью поддерживаю этот эпиграф, потому что группа Black Sabbath наплодила множество самых разных проектов, среди которых были и интересные, например, Ozzy Osbourne и Dio (хотя Дио скорее был производным от Rainbow, но музыку-то свою сольную он продолжал играть «саббатовскую»).
На видео: концертного выступления GZR я не нашел, поэтому представлю выступление группы Geezer Butler Band 1985 (или 1987) года
Также к таким проектам BS можно присовокупить и несколько альбомов Билла Уорда, который тоже старался в собственных музыкальных устремлениях от корней своей альма-матер не отдаляться.
И даже сам Тони Айомми, когда запиливал побочные проекты с другими музыкантами, по мере сил не брезговал откровенной «осборновщиной» и «диовщиной», если уж у него не получалось сочинить что-то в духе старых «Саббатов».
Недавно я написал рецензию на первый сольный альбом типичного «саббатовца» Гизера Батлера «Plastic Planet» (ссылка на публикацию – внизу), который вышел в 1995 году под брендом «g//z/r» (или «G//Z/R»). Впоследствии, в 1997-м и 2005-м, Батлер записал еще два сольника под брендами «Geezer» и «GZR», но в итоге понял, что как сольный музыкант он не тянет, и все эти попытки прекратил.
Анализируя эти три альбома, можно понять, что в 1995-м году Гизер взял так круто, попытавшись стать самым громким трэшевиком планеты, что в дальнейшем решил свою крутость укротить и скатился чуть ли не в грандж. В общем, не оказался Гизер композитором, хотя все три альбома и представляют некоторый интерес, по крайней мере, для трэшевиков и гранджевиков – несомненно.
Так вот, та рецензия, которую я написал на альбом «Plastic Planet» своими словами, мне не нравится. Сдается мне, что я в ней что-то наврал, что-то переврал, а где-то даже и завирнул. Поэтому я решил сделать вторую попытку и дать слово самому Гизеру Батлеру – пусть он сам расскажет, как он дошел до этого альбома, как его сделал и как он его лично оценивает. В связи с этим снова я достаю из своего бездонного бумажного архива очередную раритетную, а точнее – уникальную (не найденную в Интернете) вырезку из журнала «О! Magazine» за 1996 год, в которой приводится интервью, взятое неизвестно кем у Короля Тяжелой Бас-Гитары сразу после выхода его дебютного альбома в 1995-м.
Да, кто-то снова начнет рыдать о том, что я достал всех уже своим «газетным старьем» 30-летней давности, но тогда пусть он мне скажет – а где бы он еще узнал мнение о своем альбоме его создателя? Нигде, конечно же, а только у меня. Ведь читаем же мы сочинения Жюля Верна, Конан Дойля или Владимира Ленина 100-150-летней давности, размноженные в Интернете на всех языках мира, и не оскорбляемся тем, что нам подсунули «древнее газетное старьё»!
Так что моя заметка из старинного российского журнала с полной рецензией Гизера Батлера на свой собственный древний альбом выглядит как самый настоящий рок-музыкальный шедевр, особенно в свете того, что это не простой альбом, а культовый, хотя о его культовости знают только фанатичные любители самого трэшевого направления грув-металла. Точно в таком же стиле сделано и это интервью – без всяких рассюсюкиваний и рассусоливаний. А если кому не нравится дата этой публикации – 1996-й год, то поставьте любую другую, например, 2026-й, и читайте этот свежак с удовольствием.
G//Z/R – ЭТО ГИЗЗИ БАТЛЕР И МНОГОЕ ДРУГОЕ!
Журнал "О! Magazine", Ноябрь 1995 г.
Гиззи Батлер и думать забыл о родных пенатах – «Black Sabbath» для басиста больше не существует. Теперича старина все силы посвятил беготне между своим сольным проектом «G//Z/R» и постом басиста при Оззике. Неподдельный энтузиазм и желание сызнова начать свою творческую деятельность побудили Гиззи примчаться в Лондон, побеседовать с нами о его давнишней мечте и о том, как стала она явью; у «G//Z/R» вышел первенец, и какой! За месяц, не слыхал я более тяжелой и свежезвучащей пластинки! Следовательно, быть ей Диском Месяца, а Батлеру придется за все ответить!
~ Странно, что именно ты, бывший басист «Саббата», замутил столь суровый проект. Как родился G//Z/R?
~ Все началось прошлым сентябрем. Делать было нечего, закрылся я в студии и принялся сочинять. Так и пошло… Встретился с гитаристом Педро Хаусом – сосед мой бирмингемский… Педро заскочил ко мне просто так – на джем. Сыграл свои риффы, я посвятил его в свои планы, и мы решили работать вместе.
Позже я помогал Оззи на записи. Работали вместе с ударником Дино Кастраново. Я ему проиграл демо-версии наших с Педро усилий. Ему понравилось. Я, надо сказать, уже долго искал ударника. Дин загорелся весь: «Я, - говорит, - хочу тебе помочь, дай постучать». Он крутейший музыкант, и я согласился.
Потом начались поиски вокалиста – долгая и нудная эпопея. Никак не мог найти нужного человека. И вот звоню я как-то приятелю – менеджеру «Fear Factory»: «Мне, - говорю, - нужен человек с мощным дэтовым вокалом, но так, чтоб и мелодично петь умел». Менеджер присылает мне копию последнего диска «Fear Factory» с Буртоном Си Беллом… Я сразу понял, - Буртон идеальный вариант. Лучшего мне не найти. Я пригласил его к себе, Буртон приехал в Англию, послушал наши с Педро задумки и тоже загорелся желанием нам помочь.
Но к этому времени у нас на все про все оставалось две недели, и на репетиции и на запись… Мы ринулись в студию. Два дня на репетиции. Двенадцать дней на запись. О результате – судить вам!
~ Слушая альбом, не скажешь, что вас время поджимало. Ни спешки, ни небрежностей я на диске не слыхал.
~ Я люблю так работать. Надо все как следует обдумать до начала записи. Знать до мельчайших деталей, как мы должны звучать на пластинке, а придя в студию, все делать просто и фундаментально. Чтобы слышна была на альбоме сырая энергия, живой «вайб», так сказать. Не люблю я излишнего микширования. В нашего рода музыке, если материал сильный, в студии долго сидеть нечего – записал и вышел. Мы практически все записали вживую, не прибегая ни к каким техническим уловкам.
~ В самом начале, когда ты начал писать материал, знал ли ты, как тяжело будет звучать «Plastic Planet»?
~ Да. Знал, и всегда хотел сделать что-нибудь эдакое. «Black Sabbath» были одно время самым тяжелым орудием музыкальной сцены, так и должно было бы продолжаться, но с годами «Саббат» размяк. Пока я был вместе с ними, я всегда пытался писать тяжелые вещи, но под конец они просто не могли и не хотели играть агрессивную музыку. Все мои вещи звучали как-то размыто, не так, как я задумывал. Поэтому «G//Z/R» для меня звучат не ново, слушателю будет непривычно, но я хотел играть такую музыку на протяжении очень долгого времени.
~ Выходит, от традиционного звука «Саббата» избавиться было нетрудно?
~ Совсем нетрудно. Новый материал я писал точно так же, как и всегда. «G//Z/R» - это, можно сказать, «Саббат» без Тони, Билла и Оззи. Сначала я импровизирую на басу – так можно нарыть самых тяжелых, чумовых риффов. И даже если играю на обычной гитаре, чаще всего песня зарождается на этаком смурном басовом аккорде. Аранжировки нанизываются потом. Тут мне помог Педро. У него здорово получается переводить басовые риффы на соло-гитару. Честное слово, я писал, как всегда, и остался верен самому себе. Просто на этот раз мне повезло – я работал с людьми, понимающими и готовыми к кооперации. Мою старую мечту они превратили в реальность.
~ Обычно люди твоего статуса начинают мутить сольные проекты, когда хотят пустить прессе пыль в глаза, угодить на гребень моды, засветиться каким-то образом. Но в «G//Z/R» нет ни капли таких мажорных замашек.
~ Я просто хотел оттянуться. Записать что-нибудь экстремальное. Я люблю слушать такую музыку, почему бы мне ее не играть? И все же я бы не решился на запись, не соберись вокруг меня такой клевой команды. Без Буртона, Педро и Дина не было бы «G//Z/R». «Plastic Planet» писан не для хайпа, а для воплощения в жизнь наших давнишних амбиций.
~ А почему диск звучит так ядовито?
~ Слова всех песен отражают мои политические взгляды. Я вспыхиваю быстро. Посижу, посижу, у меня накипит, и тут либо из автоматов гадов коси, либо словами и музыкой свое неудовольствие выражай. Политики, загрязнение окружающей среды, мир, в котором мы живем… Единственное оружие, которым я владею – это моя музыка. Через нее я общаюсь с единомышленниками, выпускаю пары.
Действительно, альбом звучит ядовито. Я, вообще-то, начал с написания музыки. Материала набралось много, от соула и блюза до индастриала и трэша. Потом, при естественном отборе, выяснилось – тяжелые вещи звучат на порядок круче. А для агрессивной музыки нужна соответствующая текстура. У меня к тому времени скопились подходящие тексты, и я отдал все болванки Буртону, поручив ему отобрать стоящие на его взгляд вещи.
~ Легко ли с ним работать, ведь по голосу не скажешь, что парень западает на плюшевые игрушки и хоровое пение?
~ О, да! Буртон, вне сомнения, самый покладистый и дельный человек, с которым мне доводилось работать! Я просто не мог поверить, как легко ему даются песни, да и энтузиазм его – явно не поддельный. Работа в студии спорилась, и все вкалывали со стопроцентной отдачей. Приятное новшество, ведь последние годы мы писали студийные опусы «Black Sabbath» с чувством: «Тьфу ты черт, еще один»! Никаких сомнений – во время записи «Plastic Planet» я получил столько удовольствия, сколько не получал за всю карьеру в «Саббате».
~ А как тебе реакция прессы, что за отзывы ты слышал об альбоме и группе?
~ Я немного удивился. По привычке не рассчитывая на многое, думал – нас заклюют, объявят «G//Z/R» очередной отжившей свое Саббатовской фишкой. «Саббат» последнее время любили ругать, и я как-то к этому привык.
Представь себе, вдруг все начинают нас хвалить, лестно отзываться о музыке… И правильно! В конце концов, «G//Z/R» ни капли на «Саббат» не похож, и я не чувствую больше нужды прятаться за именем «Black Sabbath». Когда я писал материал, о критиках не думал, но врать не буду – очень приятно, что всем так нравится.
~ Ты сейчас официальный член Оззиной труппы, но с другой стороны, «G//Z/R» тоже поднимает голову. Не придется ли тебе выбирать между двумя, и, если придется, за кем твой выбор?
~ Безусловно «G//Z/R». Это моя душа, сердце, идеи, воплощение в жизнь… Если бы только Буртон смог, мы бы уже завтра пустились по миру, играя в каждом клубе и зале. Но, увы, он солист в «Fear Factory», а я Оззин басист… Все же, это не худший сценарий. Я уже давно не играл концертов, хочется выбраться на волю, и я знаю, с Оззи нам будет весело. Он мой старый приятель, и я предвкушаю кучу удовольствия от игры вместе с ним, но в творческий процесс я стараюсь не влезать, его музыка слишком легка, на мой вкус. Я написал пару текстов к его песням для нового альбома, и всё… Если только выдастся случай, мы непременно устроим тур с «G//Z/R»!
~ А как ты вновь объединился с Оззи?
~ Я просто заскочил к нему в гости, он к этому времени написал кучу материала, и давай крутить мне демо. У него скопилось двадцать пять песен, все дико похожие на «The Beatles».
Сам он от этих песен торчал стручком: «Ну как, круто? Правда ведь, круто?!»
Я его остудил: «Неплохо, - говорю, - только вот битлами пахнет!».
Он: «Ты думаешь?».
Ну, мы с ним об этом поговорили и расстались. Потом продюсер Майкл Байхорн сказал ему то же самое, посоветовал обострить, утяжелить песни. Тут Оззи и позвал меня в группу, чтобы моим басом утяжелить звучание. Я в то время писал свой альбом и одновременно искал подходящего певца. Никого найти не мог. Дай, думаю, пока суть да дело, с Оззи поработаю. Пойти в студию, записать басовые партии и свалить – вот и все, что от меня требовалось!
Где-то в июне мы завершили альбом, певца я так и не нашел, а Оззи возьми да и предложи мне пуститься с ним в мировое турне. Тут я самоуверенность потерял: «Похоже, сольного проекта мне так и не замесить!». И принял Оззино предложение, но как только я контракт подписал, мне в принципе даже руки развязало. Я принялся без опаски смотреть на вокалистов из других групп, с Буртоном познакомился… Все решилось само собой - «G//Z/R» стал моим побочным проектом, излюбленным хобби.
На аудио: второй альбом Гизера Батлера "Black Science", 1997 год, выпущен под брендом Geezer. Ну что вам сказать? Тут гранджа больше, чем трэша
~ Я слышал «Invisible» - песня в альбома «Plastic Planet» попала на звуковую дорожку голливудской экранизации компьютерной игры «Mortal Combat». Как она там очутилась?
~ За месяц до выхода фильма на экраны у режиссера все еще не было музыки. Кое-как он наскреб четыре песни и вдруг загорелся желанием выпустить звуковую дорожку. Тут его команда судорожно стала искать вещи для альбома, ведь на четырех песнях диск не сделаешь! Представители пришли к нам на TVT (это моя нью-йоркская фирма), а в офисе в это время кто-то слушал сырую демо-версию «Invisible». Те сразу засуетились: «Что это за вещь, можно нам ее включить в звуковую дорожку?» Так и получилось. В фильме именно демо и звучит! Ведь что самое смешное-то: в фильме ее нет! «Invisible» взяли так – для количества, а теперь это самая известная песня на альбоме, и на радио ее играют часто!
~ В скором времени отдыха тебе не видать. Вот-вот начнутся Оззины гастроли. И все же, улучшишь ли ты минуточку на концерт или небольшой тур с «G//Z/R»?
~ Пока что, наверняка, мы играем только одно шоу. В Нью-Йорке, в клубе «Ламлайт». Проблема не только во мне. У Буртона тоже есть команда, и он не собирается бросать «Fear Factory». Мы попытались вырулить на компромисс, но в большинстве случаев у меня были какие-то дела, когда он был свободен, а когда я освобождался, у него начинались концерты. И мы никак не могли состыковаться – находились в разных частях света. Все-таки сумели денек выкроить! Мы, конечно, хотим и в Англии, и в Германии сыграть, но пока определенную дату назвать трудно.
~ А как насчет России? Ты одним из первых туда поехал с Оззи, были ли памятные моменты, не было ли желания вернуться?
~ Ха-ха! – молчание. – Ха-ха!
~ Расценивать твой ответ как «нет»?
~ Концерт был отличным, ребята в толпе просто с ума сходили. Но я там был еще во время правления коммунистов… Гостиницы были… ха-ха! Скажем так, восхитительного было мало…
Понимаешь, помню я мало чего, большую часть времени я был вообще никакой! Я тогда пил по-черному! И московское шоу стало одним из главных стимулов бросить. Мы летели на каком-то странном самолете, не то советском, не то польском. Пива там не продавали, так что в аэропорту я купил пузырь виски и взял его с собой в Россию, а выпил его весь в самолете… К моменту выхода из самолета я был готов… Оклемался дня через три. Помню Сталинские высотки, Кремль – все в тумане.
Просох на мгновенье, когда зашел в Мавзолей – это было круто, камеру в руки – и можно фильм ужасов снимать!
На аудио: третий альбом Гизера Батлера "Ohmwork", 2005 год, выпущен под брендом GZR. Ну что вам сказать? Музыка как музыка
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Black Country Communion «BCCIV», 2017 г. ~ убойный привет от Гленна Хьюза и Джейсона Бонэма всем уставшим рок-музыкантам