Найти в Дзене
Думающая история

Сикстинская капелла доисторического искусства

Оглавление

Сикстинской капеллой называют пещеру Ласко (Франция).

Живопись пещеры Ласко. Фото Марио Русполи. Источник изображения: patricktreardon.com
Живопись пещеры Ласко. Фото Марио Русполи. Источник изображения: patricktreardon.com

Большой черный зубр демонстрирует мощь и скорость – как развивается его грива!

Живопись пещеры Ласко. Фото Марио Русполи. Источник изображения: patricktreardon.com
Живопись пещеры Ласко. Фото Марио Русполи. Источник изображения: patricktreardon.com

Вот бизон. Длинное копье рассекло его. Внутренности вывалились наружу, Хвост в ярости хлещет воздух.

Живопись пещеры Ласко. Фото Марио Русполи. Источник изображения: patricktreardon.com
Живопись пещеры Ласко. Фото Марио Русполи. Источник изображения: patricktreardon.com

Трудно поверить, что эти изумительные изображения были созданы примерно 50 000 человеческих жизней назад (17000 лет).

Какими красками пользовались художники каменного века?

Охра была основным пигментом и обеспечивала три основных цвета: желтый, коричневый и многочисленные оттенки красного:

• Из-за наличия минерала гётита α-FeOOH (назван в честь писателя и естествоиспытателя И. Гёте) охра имеет желтый цвет.

• Красная охра, Fe2O3, приобретает свой оттенок благодаря минералу гематиту, который представляет собой безводный оксид железа.

• Фиолетовая охра химически идентична красной охре, но имеет больший размер частиц.

• Темно-коричневый пигменты содержат большую долю марганца (5-20%).

В качестве черного пигмента художники обычно использовали либо древесный уголь, либо обожженные кости. В качестве белого пигмента они использовали известняк.

Как они рисовали?

Эти красители сначала измельчали в порошок (используя лопаточные кости животных в качестве ступки), затем смешивали с пещерной водой (с высоким содержанием карбоната кальция), овощным соком, животными жирами, кровью, костным мозгом, белком и мочой, чтобы они лучше прилипали к стене пещеры.

Кроме того, они использовали наполнители, такие как полевой шпат или молотый кварц и фосфат кальция (из измельченных костей животных), чтобы сэкономить пигмент, чтобы краска прочнее прилипала к стене пещеры и не давала краске растрескиваться при высыхании.

Как можно интерпретировать рисунки животных?

Исследование, проведенное в Ласко Норбертом Ожулатом в 1988-1999 гг., выявило тот факт, что живописцы каменного века во всех композициях пещеры первыми всегда рисовали лошадей, за ними зубров, а затем оленей. Эта последовательность, возможно, отражает сезонность: облик лошадей соответствуют ранней весне, зубров - лету, а оленей - осени. Различные фазы этих биологических циклов указывают для каждого вида на начало брачных ритуалов, которые приносят жизнь.

Использованная литература

Book review: “The Cave of Lascaux: The Final Photographs” by Mario Ruspoli - Patrick T. Reardon.

Interpretations | Lascaux cave.

The Earthy, Enduring Color Scheme of the Cave Paintings at Lascaux – Segmation.