Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Неспетая лебединая песня полковника Чечеля

Оглавление

Полковник Чечель

На фото - «Командор» команды «ЭКВИТЕС» Голтис и Герой России, Юрий Лончаков, Киев, кафешка на Андреевском спуске, 2011 год, мы с Ириной сидим напротив.
На фото - «Командор» команды «ЭКВИТЕС» Голтис и Герой России, Юрий Лончаков, Киев, кафешка на Андреевском спуске, 2011 год, мы с Ириной сидим напротив.

С утра встал, и в душе зазвучали сразу две песни: одна сразу стала любимой, как только услышал её впервые, лет десять назад. Другая в этом году, когда  сначала её спела жена – милая Ирина, а потом и в исполнении автора – Сергея Моховикова.

    Начнём с первой: Александр Маршал «СНЕЖНЫЙ ВАЛЬС НАД ТАЙГОЙ»

Кружит, кружит, кружит метель,
В небе, в небе сотни огней, ночь светла.
В поле, в поле, в поле костры,
Лёд, лёд, лёд, до весны не до сна.

А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом,
Ты там, где мир и покой.
А здесь снежный вальс над тайгой,
Снежный вальс над тайгой.

В даль, в даль, в даль облака,
Дышит, дышит, дышит река,
Спит, спит заря.
Холод, холод, курева нет,
Скоро, скоро, скоро рассвет без тебя.

А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом,
Ты там, где мир и покой.
А здесь снежный вальс над тайгой.

А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом,
Ты там, где мир и покой.
А здесь снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой…

    А вообще, вспомнилась своя бродячая жизнь, полёты, поезда, походы, путешествия – ох, и много же их было за 77 лет жизни, но одно так и осталось только в мечтах, хотя рассчитывал, что оно станет моей ЛЕБЕДИНОЙ ПЕСНЕЙ.

         Проект «ПОЛЮС энд ПОЛЮС».

       Когда Константин Фролов, вернувшись с яхтенного похода на Стамбул, обнародовал сразу 15 новых песен, я принял это к сведению, и как только представилась такая возможность, сделал так, что Костя оказался с нами в одной яхте. В частности, в 2011 году по приглашению Голтиса я приехал в Киев для обсуждения проекта «Полюс энд полюс». Туда же прилетел из Америки полярный лётчик Джон Ривер, и приехал из Москвы командир отряда Российских космонавтов Юрий  Лончаков, с которым я в своё время познакомил Голтиса. Об этом полёте с посадками на обоих полюсах Земли стоит сказать особо.

       Мечта о проведении такой «авантюры» зародилась у полярного лётчика Ривера 10 лет назад. Он произвел много расчётов и выполнил десятки практических полётов на различных типах самолётов в Арктике и Антарктике, и пришёл к выводу, что наилучшим самолётом и относительно недорогим является старый надёжный ДС-47 (в переводе на наш аналог это ЛИ-2). Джон приобрёл его в личное пользование, доработал, поставил на лыжи, налетал не одну тысячу часов в Арктическом небе, но, чтобы поставить мечту на практические рельсы не хватало человека с таким же «авантюрным» складом характера. И волею судеб этот человек нашёлся.

     Когда Голтис был в Америке, познакомился с Джоном Ривером, тот рассказал ему о своей мечте, и Голтис сразу воспринял её, как свою. Ну, а дальше «скелет» стал обрастать «мясом». Стало ясно, что один из пилотов должен в совершенстве знать оба языка: английский и русский. Все члены команды должны владеть навыками выживания в условиях дикой природы. Плюс, проект должен нести обязательно какую-то благородную, полезную для всего человечества, цель.

       В данном случае его назвали «СЛЁЗЫ ЗЕМЛИ», т.к. планировалось исследовать негативное влияние цивилизации на таяние полярных шапок льдов на обоих полюсах. И кроме того, пришла идея за полёт снять два художественных фильма: один кассовый типа «Аватара», деньги ведь на проект надо как-то заработать, а второй детский, весь пронизанный любовью к природе.

          Вот так и появился руководитель экспедиции, командор Голтис, его зам по лётной подготовке командир и хозяин самолёта Джон Ривер, (по моему предложению) - правый пилот, командир отряда Российских космонавтов полковник Юрий Лончаков, резервный пилот – ваш покорный слуга. (Но сразу скажу – у меня шансов полететь было 50 на 50. Во-первых, денег на всех не хватает, во - вторых, вместимость самолёта ограничена.) Также планировались лететь переводчик (6 языков) и продюсер Константин Могильник, продюсер, композитор и режиссёр Сергей, а также рассматривались кандидатуры ещё нескольких человек.

       Поэтому было решено всем собраться в Киеве, посмотреть друг на друга и наметить первые реальные шаги и планы для подготовки этой «фантастической» экспедиции, которой ещё никто, никогда не делал. Чтобы умудриться произвести посадку сначала на Северный полюс, а потом на Южный, и всё это в одном полёте и на одном самолёте.

        Самая большая авантюра в этом мероприятии заключалась в следующем - чтобы сесть на Южный полюс днём, на Северный надо приземлиться полярной ночью. А до этого на обоих полюсах надо подготовить взлётно-посадочную полосу и забросить запас горючего на обратный путь. Помимо этого, организовать и обеспечить АСС (Аварийно-спасательную службу) и ПСО (Поисково-спасательное обеспечение).

      В общем, Голтис всё организовал на высшем уровне. Сначала знакомство и первые наброски плана подготовки экспедиции за круглым столом в ресторане с ипподромом в пригороде Киева. Продолжение «банкета» в сауне, потом народ, в основном, разъехался, а самые стойкие поехали на ночёвку в одноместную квартиру Голтиса. И вот там произошла очень любопытная «сцена». Пока девушки из команды Голтиса готовили ужин на кухне, Джон Ривер, как наиболее опытный в полётах на Севере, обрисовал нам основные опасности, которые могут подстерегать экспедицию, главная из которых это поломка самолёта при посадке и невозможность взлететь обратно.

       В этом случае надежда на АСС мизерная, т.к. наша экспедиция частная, и возьмутся нас спасать только за очень большие деньги, которых у нас нет. А воображение у каждого из нас сработало нормально - картину, как мы замерзаем во льдах Арктики или Антарктиды, каждый представил во всех деталях. Первый не выдержал Голтис, он вдруг как зарыдает. И сразу из глаз Джона Ривера, Юры Лончакова и моих тоже брызнули слёзы. И так, мы, обнявшись, проплакали несколько минут, так нам было себя «жалко». Ну, примерно, как Шурику из «Кавказской пленницы» было жалко «птичку».

      Но с одной принципиальной разницей. Там это всё было сыграно в «юморном ключе» и с похмелья, а мы то, хотя и выпили немного, на полном серьёзе знали, что шансов на стареньком «Дугласе» долететь благополучно до двух полюсов и живыми вернуться – это 50 на 50%. Поэтому, то чувство дружбы, которое нас тогда буквально пронзило всех четверых, и суровые мужские слёзы, которые нас тогда пробили,  мне уже не забыть никогда.

       Голтис первый прекратил это «безобразие» словами: «Ребята, вы меня простите, я, оказывается, такая «плакса». Мы кончили рыдать, но уверенность, что каждый из нас поделится последним сухарём и сделает всё для спасения жизни товарища, владела нами тогда безраздельно.

     Дальше пошли «детали»: во-первых, состоялась официальная презентация проекта, с кучей СМИ, народа с рассказом и показом лиц возможных участников экспедиции и "озвучкой" суммы денег, которая нужно собрать. Во-вторых, пришли к выводу, что я обязательно должен лететь. Есть такое понятие в ВМФ СССР и России – «Боевая устойчивость», именно поэтому авианесущие наши корабли и авианосцы США на выходят в море в одиночку, а всегда в сопровождении КУГ – (10 -  12 кораблей охранения, плюс 1 – 2 апл). Экспедиция долгая: туда с выполнением 12 промежуточных посадок в странах Северной и Южной Америк – Гренландия, Канада, США, Панама, Бразилия, Венесуэла, Чили и т.д. – Антарктида. А обратно 10 – 12 посадок через Австралию, Гавайские острова, Малазия, Бирма, Вьетнам, Китай и пр. - в Россию.

     Сейчас уже не помню весь маршрут, скажу лишь, что он был «ломанным», с учётом идей сценариев двух фильмов, которые наша группа планировала снять, а также досягаемости того или иного аэродрома по запасу топлива. Во-вторых, если Лончакову планировали дать полную вывозную программу на ЛИ-2, то мне достаточно было сделать 2 – 4 полёта, чтобы получить допуск к взлёту и посадке с правого сиденья, т.к. на аэродроме Храброво, где базировался наш 51 мтап, и 35-ая ОАЭ, дислоцировался транспортный полк, одна АЭ которого летала на ЛИ-2, ИЛ-14, а вторая АЭ на АН-26, АН-12.

     А поскольку мне довелось не один год заниматься перегонкой ИЛ-28 по Союзу: Омск, Оренбург, Челябинск, Рига, Обрику, Нурмси (Эстония) и т.д., на ЛИ-2, ИЛ-14 и пр. довелось летать много, в том числе, по дружбе, давали взлетать и садиться. Успех этой экспедиции зависел прежде всего от пилотов, поэтому меня включили в предварительный состав экипажа. Перелёт планировали на осень 2012 г, тогда у Украины с Россией были ещё нормальные отношения, но увы, денег удалось собрать порядка 1 млн 900 000 долларов, а надо было не менее 2-х млн 300 000 баксов, а лучше 2,5 млн – для «надёжности». Потом всё пошло на ухудшение, и «голубая мечта розового детства» осталась не реализованной…

          ЭПИЛОГ
                Полковник Чечель

           "БОЮСЬ НЕ УСПЕТЬ" (ДЛЯ СЕРИАЛА "ИНСТРУКТОР"
музыка и слова: Сергей Маховиков (у песни есть и второе название – «Там белые, белые, белые, кони».
  https://pesni.guru

 Убегает река. Берега-лихолетье,
И в воде небеса переплавлены в сталь.
Убегает туда, где прощается ветер
И светит луна, луна как медаль.

Я отдал эту жизнь всю за строчку в газете.
Мол, геройски прожил, не жалел свою кровь.
А я лишь ушел, ушел на рассвете
Туда, где встречает любовь.

Припев:
Там белые, белые, белые кони
Растопчут рассвет - он останется тлеть.
Какая досада - душевные боли.
Мне надо туда, но боюсь не успеть.

А когда я вернусь, где бы мы не встречались
И когда на груди качнется медаль.
Скажи мне: 'Как жаль, как жаль, что расстались!'
И в сердце моем утихнет печаль.

Мне не скажут: "Прощай!", за кого я в ответе,
Лишь в глазах все тревоги сумею прочесть,
Когда я уйду, уйду на рассвете
Туда, где в боях защищается честь!

Припев:
Там белые, белые, белые, кони
Растопчут рассвет - он останется тлеть.
Какая досада - душевные боли.
Мне надо туда, но боюсь не успеть.

И белые, белые, белые, кони
Подставят бока под алую плеть.
Какая досада - душевные боли.
Мне надо туда, но боюсь не успеть.
Мне надо туда, но боюсь не успеть…


   Сергей Маховиков - "Боюсь не успеть" (т/к "Спас", 12.01 ...)
YouTube

   (Юра с 1986 по 1995 годы служил в частях морской авиации Балтийского флота, в том числе, три года у нас в 12 омрап, а затем — в частях ПВО. В 1998 году по окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского был зачислен в отряд космонавтов, в чине майора.

Решением Высшей аттестационной комиссии от 24 сентября 2010 года ему присвоена учёная степень доктор технических наук. В этот же день полковник Юрий Лончаков был утверждён в должности Командира отряда Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина).

       Вот такие воспоминания под влиянием двух песен пришли с утра в душу и голову… Теперь остаётся только радоваться, что полёты, путешествия, походы всё равно были, и нам с женой, а также с  друзьями есть что вспомнить у камина долгими зимними вечерами!!!

-2
-3
-4

Неспетая лебединая песня полковника Чечеля (Полковник Чечель) / Проза.ру

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Полковник Чечель | Литературный салон "Авиатор" | Дзен