Найти тему
Живописные истории

«Обнаженная мужская фигура, сидящая на земле» Амико Аспертини

Первый историк искусства Джорджо Вазари (1511-1574) описал итальянского художника Амико Аспертини (1475-1552) как "uomo capriccioso e di bizzarro cervello / капризный человек с причудливым мозгом", оценка, с которой согласились и последующие авторы.

Его раннее обучение остается загадкой — некоторые источники записывают его в ученики Франческо Франча (1450-1517), в то время как другие утверждают, что он учился у Лоренцо Косты (1460-1535), — но в любом случае его художественное образование было связано с классическими традициями, преобладавшими в Болонье в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого века.

И именно против этого спокойного, идеализированного классицизма Аспертини восстал, его воображение стимулировалось древностями, которые он усердно изучал во время своих длительных визитов в Рим.

Его антикварные интересы подробно задокументированы в трех сохранившихся альбомах с зарисовками по античности, созданных за более чем тридцатилетний период.

Обнаженная мужская фигура, сидящая на земле
Обнаженная мужская фигура, сидящая на земле

Эти рисунки показывают реакцию художника на необычные аспекты античного искусства и отражают его собственный врожденный вкус к странному и эксцентричному.

Склонность Аспертини к искажениям и преувеличениям очевидна в тяжеловесной фигуре обнаженного мужчины, изображенного на представленном рисунке.

Что это за фигура неизвестно. Полулежачая поза и травянистый фон наводят на мысль, что это, возможно, речной бог. Но кажется маловероятным, что такой любитель античности как Аспертини забыл бы про бороду, длинные волосы и прочие идентифицирующие атрибуты, которые встречаются во всех древних изображениях этого бога.

Специалисты обратили внимание на похожий рисунок полулежащего обнаженного мужчины работы Аспертини, исполненный в той же технике. И предположили, что эти рисунки могли служить эскизами для одного из утраченных фасадов, расписанных художником в его родной Болонье.

-2

Кроме того, объёмность фигур даёт повод думать, что оба рисунка могут быть эскизами к некой рельефной скульптуре (Аспертини работал скульптором, выполнив серию рельефов для церкви Сан-Петронио). Возможно, это было недолговечное произведение, созданное по случаю коронации Карла V в Болонью в 1530 году.

-3