Найти тему

Слепые, Питер Брейгель Старший: Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня на разборе у нас «Слепые» (также известно как «Притча о слепых»), полотно голландского мастера Северного Возрождения Питера Брейгеля Старшего 1568 года.

Питер Брейгель Старший, Слепые, 1568
Питер Брейгель Старший, Слепые, 1568

Конец 1560-х годов был очень тяжелым временем для Нидерландов: в 1568 году началось восстание против испанского короля Филиппа II, которого ненавидели все голландцы, и народные волнения вскоре переросли в гражданскую войну. Из-за этих событий Питер Брейгель потерял большинство своих клиентов и впал в глубокую депрессию. Его картины полны горечи и смирения перед лицом непосильной судьбы. Одним из шедевров Брейгеля этого периода является картина «Слепые», также известная как «Слепой ведет незрячего» или «Притча о слепых». В основе сюжета - знаменитая притча о слепых из Евангелия от Матфея: «Оставьте их, они слепые - вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Себастьян Вранкс, начало XVII века
Себастьян Вранкс, начало XVII века

Питер Брейгель Старший (1525/30-1569) - один из ведущих голландских живописцев XVI века и представитель Северного Возрождения. Он родился в городе Бреда в Брабанте или в близлежащей деревне Брегель. Вероятно, он был учеником художника и издателя Питера Кука ван Альста. Его главные работы - серии «Семь смертных грехов» (1558), «Семь добродетелей» (1559), «Четыре времени года» (1565) и «Слепые» (1568).

Портрет Брейгеля, приписываемый Яну Вириксу, 1572
Портрет Брейгеля, приписываемый Яну Вириксу, 1572
Питер Брейгель Старший, Жатва, 1565
Питер Брейгель Старший, Жатва, 1565

На картине шесть слепых нищих идут вперед, держась друг за друга. Когда поводырь спотыкается и падает в пруд, слепой, идущий за ним, начинает падать на него, как и остальные. Фактически каждый из персонажей представлен в последующей стадии падения. Установлено, что второй и четвертый были ослеплены насильно, предположительно в наказание. Некоторые слепые потеряли зрение в результате различных заболеваний, таких как лейкома или атрофия глазных яблок.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Слепые начинают двигаться по дамбе с левого верхнего угла полотна - возвышенности, выделенной остроконечными крышами двух крестьянских домов. Последние два в цепочке еще не знают, что происходит впереди, и движутся в своем обычном медленном темпе. Откос в правом нижнем углу, куда упал вожак, образует контрапост с приподнятыми крышами домов в левом углу. Действие разворачивается между этими двумя точками сверху и снизу. Слепцы связаны между собой руками, положенными друг другу на плечи, и попарно закрепленными шестами, так что падение вожака сопровождается ускорением общего падения.

Композиция полотна
Композиция полотна

Движения слепцов нарочито судорожны и бессильны. На лицах героев, парализованных страхом, лежит отпечаток разрушительных страстей и пороков, превращающих их в безжизненные маски. Брейгель строит свою композицию на подвижном контрапостном действии пространственных диагоналей, что позволяет отражать трагический смысл происходящего. Спокойствие и умиротворенность пейзажа контрастируют с роковыми событиями, разворачивающимися на его фоне. На картине нет персонажей, кроме шести слепцов (за исключением коровы, пасущейся в тени дерева у пруда).

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Брейгель дополняет широкую сюжетную линию различными знаками, подчеркивающими трагичность ситуации.

Детали

Четки и крест

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Четки и крест на груди предпоследнего слепого символизируют католическую церковь. Однако они не спасают его от падения в канаву.

Церковь

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Церковь на заднем фоне символизирует путь к спасению, но слепые не видят этого пути и падают в грязную канаву.

Атрибуты паломников

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Широкополые шляпы, трости и дорожные сумки необходимы были паломникам, отправляющимся на поклонение в Святую землю, однако очевидно, что вместо Святой земли путь слепца лежит в канаву.

Лютня

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Лютня также отличается точностью и реалистичностью в деталях. Нищие зарабатывали медные монеты игрой на лютне. Однако все детали Брейгеля двухслойны (если не многослойны). В данном случае лютня, помимо своего непосредственного значения, также является очевидным для современного зрителя знаком лютеранства.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Создавая «Слепых», Брейгель, вероятно, стремился выразить свое отношение к современным политическим событиям в небольшом, даже комичном частном эпизоде, в котором он изобразил слепых людей, лишенных собственной воли и пассивно следующих за слепым вождем. В то же время картина имеет более глубокий общегуманистический смысл. Очевидно, что несчастные слепые на картине Брейгеля - не просто символы, а конкретные люди, каждый с личной трагической историей, смерть которых остается незамеченной даже для их родственников. Точность деталей в данном случае делает гуманистический пафос еще более убедительным.

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: